Назаров юрий владимирович
(1948) — российский дизайнер, ученый, общественный деятель, один из основателей и руководитель крупнейшей профессиональной организации дизайнерского сообщества — Союза Дизайнеров России.
Окончив МВХПУ (б. Строгановское) в 1972 году, Н. много и плодотворно работает в различных проектных организациях над проектами интерьеров, элементов городского оборудования, в области графического дизайна, фирменного стиля, участвует в выставках, совмещая практическую деятельность с научной и педагогической.
С 1989 года по 1992 год Н. руководит Московской организацией Союза Дизайнеров СССР, а с 1992 года является Президентом Союза Дизайнеров России, способствуя творческой и деловой самоорганизации дизайнерских сил страны в сложнейших условиях становления новых экономических отношений на постсоветском пространстве. Под его руководством создана разветвленная сеть местных и региональных отделений СД РФ, проводятся ежегодные общенациональные выстов-ки-смотры дизайнерского творчества, выявляющие лучшие профессиональные достижения дизайнеров страны по разным номинациям. Будучи членом Президиума Комиссии по Госпремиям РФ, членом Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, Н. активно пропагандирует достижения отечественной проектной культуры, способствуя повышению авторитета российского дизайна на международной арене.
Постройки Ч. Мура: о — Си Ранч. Калифорния, 1964—1965; б — Кресдж Колледж. Калифорнийский университет, 1965—1974
Автор ряда научных трудов, доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент Академии Художеств РФ, И. много преподает в России и за рубежом, руководит организованным им Национальным институтом дизайна в Москве.
НЕВЕЛЬСОН Луиза (1899-1988) -выдающийся американский скульптор-модернист, ее творчество оказало глубочайшее влияние на художественную культуру последних десятилетий.
Творческая биография Н. чрезвычайно характерна для художника XX века. Н. родилась в Киеве, в 1902 году семья эмигрировала в США, в 1920 году будущий скульптор переехала в Нью-Йорк, где изучала живопись и графику, училась искусству драмы в школе Ф. Кислера, занималась вокалом, поэзией, философией, сравнительной религией.
Н. периодически совершала вдохновляющие путешествия в Европу (в 1931 году, в 1948-1949 годах), в Южную и Центральную Америку (в 1949—1951 годах). Ее коллекции содержат огромное количество предметов самых розных земных культур. Во многом усилиями Н. в XX веке сложился такой жанр художественного творчества, как ассамбляж. Первая выставка ее абстрактных ассамбляжей из дерева состоялась в 1944 году, однако лишь в 1957 году Н. начала создавать прочно связанные с ее именем деревянные рельефы, заключенные в коробки.
1957 год — время создания первой скульптурной «стены», называемой «Небесный собор». В течение 10 лет Н. прошла стадии создания деревянных рельефов, черных, белых, золотых, все активнее осваивая пространство. Ее выставки превращаются в пространственные инсталляции, свободно организующие интимные отношения вещей как живых существ. Искусство Н. — как упорядоченное дыхание встречи Востока и Запада, магии и геометрии, чувства и мысли. Большое значение в работе Н. имели творческие контакты с искусством П. Мондриана, Г. Хоффмана, М. Дюшампа, А Джакометти, Ж. Дюбуф-фе, М. Ротко, Д. Поплока, М. Эрнста, Джаспера Джонса, А. Колдера, Д. Кей-джа (композитора), М. Кеннингема (хореографа), Й.-М. Пея (архитектора).
В 1966 году Н. создает первые металлические скульптуры для интерьеров и улицы, применяет новые для себя материалы — сталь, оргстекло, стекло.
«Прозрачные скульптуры» — реализация идей архитектуры тени и отражения, придания им формы — являются выдающимся вкладом Н. в мировую художественную культуру. Среди интерьеров, созданных Н., выделяется белый скульптурный интерьер Часовни Доброго пастыря в церкви Св. Петра в Нью-Йорке (1977). В 1978 году муниципалитет Нью-Йорка назвал площадь на Манхеттене именем Н., украсив ее семью черными скульптурами художницы. Н. получила все мыслимые знаки, награды, премии, на которые может рассчитывать художник, являлась почетным членом многочисленных академий и художественных обществ всего мира, ее работы установлены во многих городах и культурных центрах.
НУВЕЛЬ Жан (1945) Франция - крупнейший архитектор нашего времени, активно работающий с «дизайнерскими» источниками архитектурного формообразования.
Выпускник парижского Ecole des Beau-Arts, в 25 лет Н. открыл собственное архитектурное бюро. Сегодня он — один из самых востребованных проектировщиков мира, столь же известный своим непокорным характером, сколько и оригинальностью творчества.
Его работы не оставляют равнодушными ни коллег, ни общественность, ни власти и всегда вызывают бурный обмен мнениями. Например, Институт арабского мира в центре Парижа (строительство которого курировал президент Франции Миттеран) знаменит синтезом управляемых компьютером солнцезащитных жалюзи и оригинальной «восточной» трактовкой образованных ими орнаментов стеновой конструкции. Реконструкция Лионской оперы, культурный центр в Люцерне, Центр Конгрессов в Туре, многочисленные победы на конкурсах — каждая его работа оригинальна и самобытна.
Одна из ведущих идей его творчества — тема прозрачности или, как он сам говорит, «сквозной видимости», полностью воплощенная в одном из самых блестящих сооружений Н. — в здании Фонда Картье (1995). Здесь архитектор играет материалом (особое стекло, меняющее свои свойства в зависимости от температуры и условий освещения) и светом, стремится лишить материю ее тяжести, ощутимости. Серьезная по масштабу постройка (16 уровней, из них 8 подземных), где разместились пять с лишним тысяч квадратных метров офисов, выставочных залов и четыре тысячи — садов, кажется невесомой, почти нереальной. Здание-призрак, которое таинственно мерцает в ночное время и охватывает днем изысканной рамкой парк, который органически вливается в интерьеры. Материал становится образом.
«ОЛИВЕТПИ» стиль— пример комплексного представления «фирменного стиля», куда входят образы не только продукции фирмы, но и ее «недвижимости» — архитектуры административных, промышленных и складских зданий, интерьеров и оборудования торговых и демонстрационных салонов, графической документации и т.д., к разработке которых привлекаются ведущие архитекторы и дизайнеры.
Итальянская фирма, производитель оргтехники «Оливетти», первая в Европе привлекла к рекламе своей продукции людей, на первый взгляд далеких от производства — поэтов и художников. В 1936 году отдел рекламы возглавил художник М. Миццоли. С этого момента объектом художественного творчества отдела стала не только реклама, но и сама продукция фирмы — вначале пишущие машинки, затем арифмометры, калькуляторы, компьютеры, видеотерминалы и т.д. Особого упоминания заслуживают усилия по формированию имиджа фирмы как синонима высокого искусства. Реклама продукции «Оливетти» всегда включает в себя репродукции шедевров живописи или скульптуры; фирма постоянно выступает в качестве спонсора культурных мероприятий, сама обладает великолепной художественной коллекцией.
В отличие от «Браун-стиля» — визуального образа продукции, характерного конкретными формальными приемами — «0.»с. невозможно свести к каким-либо определенным приемам формообразования. Это не лексикон приемов, а скорее подход, основополагающие принципы не только проектирования, но и вообще функционирования данной фирмы. «Существование» в этом стиле предусматривает главенство эстетических принципов (разумеется, в рамках экономической и функциональной целесообразности). Возможно, поэтому «0.»с, родившийся в период расцвета функционализма, в наши дни с легкостью сочетается с художественными принципами постмодернизма или других течений.
ОЛЬДЕНБУРГ Кпас (1929) Стокгольм — замечательно веселый мастер поп-арта с 1937 года живет и работает в США. Соединяет светлую иронию современного художника с искренней любовью к американскому образу жизни. В материалах самых нелепых (вата, бумага, металл, тряпки, пластик, краска) и образах самых смехотворных (мягкая пишущая машинка, двухметровый галстук, окурок полуметрового диаметра, десятиметровая губная помада) О. воплощает метафоры «американской мечты» не только в Америке, но и в мире.
«Самый американский бутерброд» на лопатке и с ценником, «самые американские штаны», «самая американская ветчина» с соусом и помидором, лучшая в мире шикарная спальня, самые американские унитаз, телефон, выключатель, тридцатиметровый бинокль, самый спортивный стол для пинг-понга, Дисней-ленд, хай-вей, поп-корн, хот-дог, айс-крим, Голливуд, Парад звезд, Парад героев.
Нарочито крупно, красиво, несъедобно — все самое лучшее в Америке!
ПАНТОН Вернер (1926) - датский архитектор и дизайнер.
Долгое время жил и работал в Швейцарии, разрабатывая новые образцы мебели и светильников, рисунки для декоративных тканей, ковров и стенных росписей. Лауреат большого
Вернер Пантон: мебель
количества международных премий по дизайну.
Для П. характерно стремление к созданию среды, в которой происходит активная игра формы, цвета и света. Экспериментальный жилой интерьер «Визиона-2» (1970), продолжающий серию футурологических разработок, начатых ранее Дж. Коломбо, выполнен как помещение, стены, потолок и поп которого покрыты мягкими элементами сложной формы, служащими одновременно и мебелью, и отделкой интерьера, чем в значительной мере стирается грань между архитектурой жилища и дизайном бытовых предметов. При переделке для собственных нужд старинного дома П. создал жилую среду особого праздничного характера с широким использованием материалов и мебели ярких цветов и богатой фактуры.
ПЕШЕ Гаэтано (1939) — выдающийся итальянский дизайнер, один из самых ярких представителей арт-дизайна.
В 1959 году, окончив архитектурный факультет Венецианского университета, выставляет свои математико-изобразительные работы в Высшей школе формообразования в Ульме. И вдруг резко меняет творческую ориентацию: отказываясь от жесткого рационализма и структурной дисциплины формы, обращается к поискам гибкого художественно-проектного языка и ассоциативной содержательности пластики в русле нарождающегося в Италии «радикального движения».
В эти годы он знакомится с известной итальянской фирмой «Кассина», для которой в 1969 году делает серию кресел «UP», ознаменовавшую вступление П. в мир большого дизайна. Это был исключительно смелый для того времени технологический эксперимент — изготовленные из полиуретана без какой-либо жесткой основы, кресла упаковывались под давлением и поступали к заказчику в плоских коробках, а при вскрытии упаковки начинали на глазах обретать форму и объем, являя поп-артистский вариант «открытой формы», характерной для программированного и кинетического искусства.
Гаэтано Пеше: а — кресло«UP-S», 1969; б — «Квадратная лампа», 1986
В 1970-е годы П. активно погружается в жизнь итальянского архитектурно-дизайнерского авангарда, проявляя повышенный интерес к концептуальному средовому проектированию, в частности, в форме выставочных инсталляций. Он работает по всему миру, много преподает, продолжая развивать в мебели-скульптуре пластические и технологические темы «жесткого—мягкого», парадоксально превращая неконструктивный материал в конструктивный, обыгрывая пластику взаимных переходов аморфности, биоморфности и архитектонично-сти.
Неустанно экспериментируя, П. ввел новые методы строительства, возведя в Авиньоне маленький ресторан из силикона: мягкие эластичные стены, светящиеся изнутри, сами держат форму без каких-либо опор.
Трудно найти в современной проектной культуре мастера, который сумел бы из «низких» реалий постмодернистского культурного быта извлечь столь величавый, даже культовый художественный космос, сообщив дизайну своего рода царственный аристократизм. П. «ввел в архитектуру и дизайн человека не как эргономический стандарт или идеальную эстетическую модель, но как присутствие».
ПИАНО Ренцо (1937) Генуя - замечательном итальянский архитектор, один из первооткрывателей направления «хай-тек», реализующий в острых формах своих сооружений нооатор ские «дизайнерские» (технические и организационные) идеи формирования современной среды.
В юности П. изучал аэродинамику, планеры и автомобили, учился архитектуре в Генуе и Лондоне. В 1977 году вместе с Р. Роджерсом построил Центр Помпиду — «вывернутое наизнанку» Здание, все функциональные устройства которого — эскалаторы, коридоры, инженерные системы — были вынесены на фасад, что полностью освободило внутренние пространства для выставочных залов, библиотек ита Так в архитектуре начался стиль хай-тек, где П. — законодатель, а его работы служат наглядным пособием по изучению эволюции стиля — от наивного бунтарства идей на первых порах до утонченного поиска новых вариантов художественной интерпретации достижений науки и техники в эстетической организации среды в настоящем.
Ренцо Пиано: культурный центр в Нумеа. Новая Каледония, 1998: а — эскиз идеи покрытия аудиторий «хижин»; б — фрагмент комплекса
За свои работы П. получил главную награду в архитектуре — Притцке-ровскую премию, «Золотого Льва» на Венецианском биеналле. И неудивительно — Центр Помпиду во Франции, аэропорт Кансай в Осаке, реконарук-ция Потсдамерплатц в Берлине, футбольный стадион в Бари — общий метраж его построек вполне соизмерим с территорией небольшого государства. Больше вложить в географию цивилизованной земной поверхности, наверное, сложно. Но главное — каждая новая работа П. становится своего рода художественным хитом, таким, как здание фирмы «Гермес» в Токио (2001), неожиданным образом раскрывшее эстетику светящихся стен из стеклянных блоков, или Культурный центр в Нумеа (Новая Каледония, 1998). Здесь фантастическая форма пронизанных воздухом кружевных «летящих» коконов-парусов, покрывающих «хижины» — аудитории центра — предельно остро соединяет традиционные для канаков культурные прототипы и управляемую электроникой технологию солнцезащи-ты и вентиляции помещений комплекса.
В этой вещи зримо воплощен почерк П. с его феноменальным умением довести любую проектную задачу до инженерных первоэлементов, которые могут сложиться в целое только так, как они сложились. Но всегда — красиво.