Первая группа инструментов для тональной графики
Тональная графика и приемы ее исполнения
Тон есть понятие соотношения темного и светлого, контрастного и нюансного. Основное свойство тона — его ах-роматичность, т. е. отсутствие ярко выраженных цветовых характеристик. Понятие «тон* всегда неотделимо от понятия «поверхность». Тон может отражать темноту или светлоту как поверхности изображения, так и поверхности предмета. Тон так же, как и линия, может выражать разнообразные свойства формы. В отличие от линии тон имеет контраст не линейный, а поверхностный. Изображение в тоне светотеневых контрастов, фактуры, текстуры — приемы выявления свойств поверхности предметной формы. Техника с использованием тона носит название «тональная [рафика».
Тональная графика — приемы наиболее убедительного изображения сложной пластики, эффективный способ выявления воздушной перспективы, освещенности. В процессе освоения приемов тональной графики формируются такие качества, как пространственное мышление, умение моделировать форму, пластику, образ здания с помощью тональных., светотеневых контрастов, умение пользоваться кистью, ретушью, мягким грифелем, углем, аэрографом. Освоение таких технических приемов архитектурной графики, как тушевка, лессировка, акварельная покраска, ретушировка карандашом, углем, фломастером, требует длительного освоения ряда навыков. Изображение формы в тоне позволяет передать такие ее качества, как величина, вес, фактура, текстура, что имеет большое значение для передачи многочисленных характеристик архитектурного объекта. Техника тональной графики существует очень давно — с момента изобретения китайской туши и акварельных красок. В архитектурной графике техника тушевой лессировки и акварельной покраски получила широкое распространение к началу XVIII в., хотя случаи использования тона в архитектурных и инженерных чертежах и рисунках характерны для многих мастеров времен европейского Средневековья. Язык тональной графики легче воспринимается неподготовленным зрителем, так как изображение с использованием гона передает наиболее достоверную информацию о свойствах предмета. Это легко проследить на сравнении полноты впечатления от изображения одного и того же объекта в линиях и в тоне (см. рис. 8, % 4).
В архитектурной школе освоение тональной графики имеет большое значение, так как с ее помощью развиваются как практические навыки учащегося, так и его фантазия, пространственное мышление, воображение. Свобода владения тоном в очень большой степени помогает зодчему моделировать ситуации, где освещение, положение в пространстве наиболее выгодно выявляют форму проектируемого объекта.
Инструменты и приспособления, применяемые в технике тональной графики, подразделяются на три группы.
Первая группа инструментов для тональной графики
Эта группа состоит из устройств, с помощью которых можно покрывать поверхность изображения сухой ретуши-ровкой (эти же инструменты дают сухую линию, сухой штрих). К таким инструментам относятся мягкие Карандаши, угольные палочки, сангина, фломастеры с высыхающим фетром. Техника тонального рисунка, получаемая с помощью названных инструментов (кроме фломастера), отличается тем, что ее можно править, стирая или ослабляя ластиком покрытую тоном поверхность. Исправление рисунка дает возможность усиления или ослабления тона, моделирования формы с более тонкими нюансами, получаемыми за счет протирания бликов, ретушировки поверхности рисунка специальными приспособлениями, кусками ткани. Современные специалисты-графики считают, что освоение рисунка карандашом, углем и сангиной является основой культуры достоверного изображения формы.
Техника тональной графики с использованием мягких карандашей, угля, сангины, фломастера с высыхающим фетром
Требования к инструментам Простые и механические (цанговые) карандаши с мягкими грифелями являются самыми распространенными инструментами для штриховой графики, ретушировки. Для исполнения рисунка или чертежа в тональной графике применяются грифели мягкостью Т; ТМ; М; 2М; ЗМ; 4М (в российской маркировке) или F; НВ; В; 2В; ЗВ; 4В; 5В; 6В (в зарубежной маркировке). Аналогичная маркировка ставится и на толстых грифелях для соответствующих цанговых карандашей. В эти же толстые механические карандаши (в архитектурной терминологии — «встав-киг>) вставляются грифели, прессованные из крошки угля и сангины. Для штриховой графики необходима острая заточка конца грифеля простого или механического карандаша. Для ретуши удобнее плоская заточка грифеля с так называемым тупым концом. Необходимо учесть, что остро заточенный грифель мягкостью 4В; 5В; 6В при сильном нажиме обламывается.
Уголь и сангина по технике исполнения штриховой графики и ретуши отличаются лишь тем, что с помощью угольной палочки сангины получается жирная штриховка, плотная ретушь для передачи огрубленных, контрастных, светотеневых отношений. Интенсивность штриха, сила тона в ретушировке может варьироваться изменением наклона, силы нажима угольного стержня, многократным наложением слоев материала на лист бумаги. Править штриховку, графику и ретушь можно только мягким чистым ластиком или клячкой. Слои угольной ретуширов-ки стираются чистой тканью.
Фломастер с высохшим фетром — инструмент чрезвычайно удобный для рисунка рваной линией, рваной крупнозернистой штриховки и ретуширов-ки, Чем крупнее диаметр высохшего фетра, тем более сочной и живописной может быть штриховка, ретушь на поверхности бумаги. Особенностью такой графической техники является невозможность ее исправления с помощью ластика, клячки. Рисунок сухим фломастером должен быть предельно точным, любая его часть делается за один прием — сразу набело. Аналогичные графические эффекты можно получить, работая заточенной палочкой, спичкой, толстым тупо заточенным гусиным пером, конец которых обмакивается в тушь, темперу, гуашь.
Требования к бумаге. Для штриховой графики, ретушировки в любой технике исполнения (мягкий карандаш, уголь, сангина, фломастер с высыхающим фетром) желательна бумага с крупнофактурной, зернистой поверхностью. К таким видам бумаги относится бумага для эскизов, акварельная бумага, торшон. На листах бумаги такого типа поверхность, покрываемая штрихом, ретушью, имеет крупнозернистую фактуру, хорошо держит слой (или слои) угля, сангины, жирного грифеля.