Сущность, задачи и принципы мониторинга корпоративной архитектуры
Рис. 13.1.1. Основные компоненты методики мониторинга и актуализации компонентов корпоративной архитектуры
Система бизнес-процессов средней и крупной компании, корпоративная архитектура компании требует постоянного мониторинга и актуализации. В связи со сложностью системы бизнес-процессов, как и других компонент корпоративной архитектуры, решать эту задачу для крупной компании целесообразно по двум направлениям (рис. 13.1.1):
• детальный мониторинг и актуализация ядра системы бизнес-процессов или корпоративной архитектуры;
• разработка прототипов моделей и регламентов для тиражирования на периферии (в массе подразделений).
Эффективность реализации стратегии развития компании в существенной мере зависит от создания системы мониторинга корпоративной архитектуры. Применимость тех или иных методов и инструментов мониторинга зависит от требуемой достоверности и оперативности оценки происходящих процессов.
Под мониторингомобычно понимается специально организованная и постоянно действующая система необходимой отчетности, сбора и анализа информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований и оценки (диагностики) состояния, тенденций развития и конкретных региональных проблем корпоративной архитектуры.
Сам термин «мониторинг» применительно к тематике организационного строительства в литературе и в практике менеджмента употребляется в различных смыслах.
На основе мониторинга корпоративной архитектуры можно:
• ускорить желательные процессы и повысить их результативность;
• заблаговременно принять меры, адекватные будущим событиям, повысив тем самым результативность управления.
Мониторинг корпоративной архитектуры выступает, как правило, в качестве (рис. 13.1.2):
• специфического инструмента обратной связи, обеспечивающего устойчивость развития корпоративной архитектуры; • особого метода получения знаний о противоречиях и закономерностях процессов развития;
• корпоративной архитектуры;
• основы для выявления причин отклонений от запланированного хода событий для принятия решений.
Рис. 13.1.2. Содержание мониторинга корпоративной архитектуры
Мониторинг представляет собой систему наблюдения, оценки, анализа и прогноза. Мониторинг рассматривается как начальное звено в системе «мониторинг – анализ – корректировка стратегии – достижение искомой динамики индикаторов функционирования корпоративной архитектуры» и выполняет две основные задачи:
• сбор фактов, характеризующих процессы и другие компоненты в системе корпоративной архитектуры;
• анализ и интерпретация информации о состоянии корпоративной архитектуры.
Объектами мониторинга являются:
• компоненты корпоративной архитектуры;
• связи между компонентами корпоративной архитектуры;
• процессы развития корпоративной архитектуры.
Рис. 13.1.3. Комплексные направления мониторинга корпоративной архитектуры с фокусировкой на бизнес-процессах
Предмет мониторинга – совокупность процессов и явлений в системе корпоративной архитектуры. Выделяют следующие комплексные направления мониторинга корпоративной архитектуры (рис. 13.1.3):
• стратегия;
• структура;
• бизнес-процессы;
• функции;
• проекты;
• ответственность;
• управление;
• автоматизация;
• качество.
Задачи мониторингакорпоративной архитектуры могут быть следующие:
• организация наблюдения, получение достоверной и объективной информации о протекании процессов в системе корпоративной архитектуры;
• оценка и системный анализ получаемой информации, выявление причин, вызывающих тот или иной характер бизнес-процессов в системе корпоративной архитектуры;
• выявление факторов, вызывающих угрозы для устойчивого развития корпоративной архитектуры в настоящее время и в перспективе;
• обеспечение органов управления информацией, полученной при осуществлении мониторинга корпоративной архитектуры;
• разработка прогнозов развития ситуации в системе корпоративной архитектуры;
• подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных и поддержку позитивных тенденций в процессах развития корпоративной архитектуры, доведение их до органов управления.
К мониторингу корпоративной архитектуры предъявляются специальные требования:
достоверность мониторинга – использование информационных данных и системы мониторинговых показателей (индикаторов), наиболее полно и достоверно характеризующих исследуемое явление;
оперативность – ориентация на сокращение времени сбора и обработки информации с целью возможности принятия экстренных управленческих решений, если того требует складывающаяся ситуация;
систематичность – осуществление мониторинга в течение более или менее длительного срока с определенными интервалами сбора информации. Относительно стратегического планирования длительность мониторинга должна покрывать период реализации стратегии и период оценки последствий, результативности достижения стратегических целей и выявления новых проблем стратегического характера;
комплексность – одновременное отслеживание динамики показателей, характеризующих различные стороны развития (при этом возможен как мониторинг каждого отдельно взятого показателя, так и сведение их в интегральный показатель, позволяющий судить о процессе реализации стратегии в целом);