Обоснование длины переходной кривой
Длину переходной кривой определяют по условию: удобства пассажиров с учетом требований ТКП [1].
По заданному радиусу R круговой кривой рассчитывают скорость движения автомобиля по левоповоротному соединительному ответ-влению (ЛПО):
, км/ч, (2.1)
где μ – коэффициент поперечной силы, определяемый по формуле (2.2) подбором, принимая в начале μ = 0,15:
, (2.2)
iв – уклон виража, принимаемый равным 0,040 для северной части Республики Беларусь, 0,045 для центральной и 0,050 для южной части.
Минимальная длина переходной кривой по условию удобства пас-сажиров определяется по формуле
, (2.3)
где V – скорость движения автомобиля, соответствующая радиусу R кривой;
I – скорость нарастания центробежного ускорения, принимается равной 0,4 м/с3.
Полученную по формуле (2.3) длину переходной кривой L сопо-ставляют с нормами ТКП [1], приведенными в таблице 2.1, и для дальнейших расчетов принимают большее значение.
Таблица 2.1
Радиус круговой кривой, м | ||||||||
Длина переходной кривой, м |
Отгон виража начинается в поперечном сечении проезжей части, проходящем через точку К на оси ЛПО (рисунок 2.1). В этом сечении кромки покрытия главной проезжей части и ЛПО расходятся. После разделения этих кромок (после точки К) поперечный профиль изменяется от inк до iв в точке В. Примем уклон inк = iп.
Рисунок 2.1 – Схема к определению длины переходной кривой
по условию проектирования отгона виража
В этом случае минимальная длина отгона поперечного уклона равна
, (2.4)
где bл – ширина проезжей части ЛПО (bл = 5,0 м для однопутной проезжей части);
iв – уклон виража на ЛПО, который принимается равным 0,040, 0,045 или 0,050 ‰ в северной, центральной или южной части Республики Беларусь соответственно;
iп – поперечный уклон проезжей части ЛПО (iп = 0,020);
iдоп – дополнительный уклон внешней кромки проезжей части ЛПО, равный 0,005 при расчетной скорости более 60 км/ч и 0,010 при расчетной скорости 60 км/ч и менее.
Для размещения отгона поперечного профиля на части соединительного ответвления от точки К до точки В (см. рисунок 2.1) должно выполняться условие
. (2.5)
Расстояние l1 определяют методом последовательного приближе-ния исходя из выполнения условия (2.5).
Вначале определяют требуемую длину участка переходной кривой от точки А до точки К:
. (2.6)
Вычисляют радиус кривизны и угол касательной к переходной кривой в точке К:
; (2.7)
, радианы. (2.8)
Находят значение координаты точки К (см. рисунок 2.1):
, (2.9)
где b0 – ширина полосы движения, сопрягаемой ЛПО;
bл – ширина однополосной проезжей части ЛПО;
с – ширина укрепленной полосы;
сл – ширина укрепленной полосы ЛПО (сл = 0,25 м).
Определяют требуемое значение длины участка переходной кривой до точки К по значению yкβ, полученному по (2.9):
. (2.10)
Вычисляют значение l1n:
.
Проверяют условие (2.5). Если условие (2.5) не выполняется, то принимаем поперечный уклон проезжей части в сечении ЛПО, проходящем через точку К, равным:
. (2.11)
Если условие (2.5) выполнено, то принимают , вы-числяют координаты точек К, Ви n:
; ; (2.12)
; ; (2.13)
, (2.14)
где bл – ширина проезжей части однополосного ЛПО;
βк – по формуле (2.8).
Примечание: если ширина полос движения b0 пересекающихся дорог раз-лична, то положение точек К и n определяется для каждой дороги.