Проверочный расчет времени реверберации
Регулировка времени реверберации
Дополнительное количество звукопоглощения или его избыток определяют следующим образом, исходя из оптимального времени реверберации :
Вычисляется значение:
;
;
Из расчета видно, что оптимальный коэффициент звука приближен к расчетным значениям в таблице 4.4.
После выполнения всех расчетов результат представляется в виде графика зависимости времени реверберации от частоты звука при 70% заполнении зала, от заполнения зала. График представлен в графической части проекта.
Расчёт артикуляции в зрительном зале
Акустические качества музыкальных залов оперы и балета оцениваются такими критериями, как ясность, пространственность, громкость, тембр музыкального звучания.
Исходные данные:
1) форма и размеры зала;
2)
Лист |
ТГТУ 270301.04.2013 КП.ПЗ |
изм |
№ докум. |
лист |
Подп. |
Дата |
3) расчетный уровень громкости речи
4) предполагаемый уровень мешающего шума
Р (процент артикуляции)=96*К1 *К2 *К3 *К4, %
К1 – коэффициент, учитывающий влияние уровня громкости
L p = 70 дБ – уровень громкости
К2 – коэффициент, зависящий от реверберации звука (рис. 20б)
К3 – коэффициент, учитывающий влияние постороннего шума
L α = 40 дБ, определяется = = 0, 59
К4 – коэффициент, учитывающий влияние формы и размеров зала
К4 = 1
Р>85% - отличная разборчивость;
75<P<85% -хорошая реверберация;
65<P<75% - удовлетворительная реверберация;
P<65% - неудовлетворительная реверберация.
Лист |
ТГТУ 270301.04.2013 КП.ПЗ |
изм |
№ докум. |
лист |
Подп. |
Дата |
Расчетные величины | Един. изм. | Значение расчетных величин | |||
Коэф. К1 L p = 70 дБ | - | ||||
Время реверберации | с | 2,3 | 1,8 | 1,7 | 1,5 |
Коэф. К2 | - | 0,9 | 0,92 | 0,95 | 0,96 |
Коэф. К3 | - | 0,77 | 0,77 | 0,77 | 0,77 |
Коэф. К4 | - | ||||
Артикуляция Р | % | 66,5 | 70,2 |
Вывод: В данном зале артикуляция удовлетворительна.
Выводы и рекомендации
В данном курсовом проекте представлена разработка зала многоцелевого назначения вместимостью 700 человек. План, разрез и развертка стен приведены в графической части проекта.
Общий объем зала –4589м3.
Удельный объем, приходящийся на одного слушателя – 6,5 м3.
Габаритные размеры: 18*10*27 метров.
Форма зала выбрана исходя из требований обеспечения наибольшей диффузности звука (трапециевидная, уклон боковых стен - 6°).
Пол имеет подъем, начиная с 7 ряда, - 1,3 м, выполненный в виде наклонной плоскости, на которой располагаются кресла.
Лист |
ТГТУ 270301.04.2013 КП.ПЗ |
изм |
№ докум. |
лист |
Подп. |
Дата |
Для отделки и украшения зала использованы различные материалы. Потолок запроектирован из сухой штукатурки. Стены зала оштукатурены и покрашены масляной водоэмульсионной краской. Материал пола паркет.
Что касается расположения самого здания и зала в нем, то для того, чтобы уровень проникающих шумов не превышал допустимого значения, необходимо предусмотреть ряд шумозащитных мероприятий. Крайне нежелательно располагать здание на шумной магистрали. Если такое расположение невозможно, то здание должно отступать от красной линии застройки. Внутренняя планировка здания должна быть такова, чтобы зал находился возможно дальше от шумных проездов и других сильных источников шума, а между залом и улицами располагались вспомогательные помещения. Помещения с шумным оборудованием не должны примыкать к залу и другим помещениям, требующим защиты от шума. Для повышения изоляции между коридорами и залом входы в зал должны иметь плотно закрывающиеся двери. Лучшая звукоизоляция достигается путем устройства тамбуров с двумя дверьми.
Лист |
ТГТУ 270301.04.2013 КП.ПЗ |
изм |
№ докум. |
лист |
Подп. |
Дата |
Заключение
Лист |
ТГТУ 270301.04.2013 КП.ПЗ |
изм |
№ докум. |
лист |
Подп. |
Дата |
На современном этапе развития архитектурной акустики основными акустическими характеристиками залов являются время реверберации, структура звуковых отражений и диффузность звукового поля. Эти характеристики имеют четкую связь как с архитектурно-строительными параметрами зала, так и с субъективной оценкой условий слухового восприятия звуковых программ.
С помощью основных акустических характеристик зала выбираются и корректируются его объем, форма, очертания и отделка внутренних поверхностей, независимо от назначения зала в нем должны быть обеспечены достаточно низкий уровень шума, отсутствие эха, порхающего эха и тембровых искажений.
Данный курсовой проект дает представление о необходимых расчетах при акустическом проектировании на примере зала театра оперы и балета на 700 мест.
|
1. Архитектурная физика. Под ред. Н. В. Оболенского. М.: «Архитектура-С», 2007.
2. МГСН 4.17-98 ТСН 31-317-99
3. Пособие к СНиП 2.08.02-89 Проектирование театров
4. СНиП 2.08.02-89 (1999) Общественные здания и сооружения
5. СП 51. 13330. 2011 актуализированная редакция СНиП 23-03-2003 Защита от шума
- Сергейчук О.В. «Строительная физика. Акустика», 1992.