Озеленение некоторых вилл Италии

Вилла Медичи во Фьезоле построена выдающимся архитектором того времени Микелоццо для знатного мецената Козимо Медичи в 10 км от Флоренции. Лестницы не играли заметной роли в композиции, а были лишь функциональными связями. На верхней террасе располагалось здание виллы и лоджия Микелоццо. Геометрическая простота формы и декора дома диктовали простоту и ясность регулярных форм партерного сада, который был своеобразным горизонтальным отражением пластики фасада.

На средней террасе вдоль её границы был устроен парапет, на котором размещались вазы с геранью, и пергола. По границе нижней террасы устроен оградительный низкий парапет, а на самой же террасе заложен регулярный партерный сад. В пространственной организации террас сада участвовали низкие стриженные кустарники и цветочные клумбы; были здесь и вертикальные солитеры, но отсутствовали вертикальные членения пространства. Комфортные, продольно-осевые композиции не разрезались поперек узкими перспективами, направленными вниз по холму.

Благодаря этому взгляд не обрывался вниз, а легко скользил вдоль горизонтальных линий зеленого насаждения и потому внимание приковывалось к перспективе – пейзажам прилегающих территорий. Со склонов и террас этого уникального сада открывалась одна из лучших панорам Флоренции с куполом собора Санта Мария дель Фьоре в центре. Таким образом, человек в этом саду воспалялся за границы сада и испытывал ощущение стабильности, покоя и гармоничного единства мира и человека, составляющего основу мировоззренческих устремлений эпохи Возрождения. Привести пример – стремление познать бесконечность. Особенно велика роль водного оформления сада. Вода, являясь композиционным центром сада, падая с её блеском и музыкой, вызывала восхищение. Особый интерес представляли фонтаны-шутихи, призванные забавлять гуляющих людей в саду внезапным обливанием их водой. Этот прием использовался здесь впервые. Вилла Медичи во Фьезоле привлекала к себе деятелей культуры и искусства. Там было место встреч и бесед известных гуманистов эпохи Возрождения. Вилла Капрарола построена архитектором Бароцци да Виньола в 1547 – 1550 гг. в 70км от Рима для кардинала Александра Фарнезе. Выше по склону в 300м от замка был сооружен небольшой дом и разбит сад, предназначенный для уединенного отдыха (пример «секретного сада»). Площадь сада около 1га вытянутой формы. Плоскостное решение сада позволяет воспринимать фигуры на фоне окружающего ландшафта, а сами скульптуры служат рамами для раскрывающихся перспектив на холмы, покрытые вечнозеленой растительностью.

Эта площадка является кульминационной точкой, когда из замкнутого пространства, ориентированного на восприятие внутренних композиций (состоящих из водных устройств и скульптуры, лишенных зеленого оформления), внимание вдруг переключается на далекие панорамы синеющих гор и зелень лесов. Внутренним лейтмотивом сада является разнообразно оформленный горный ручей, образующий его продольную ось. Площадка четвертого уровня оформлена водоемами и фонтаном. Несмотря на незначительные размеры, сад решен монументально – в крупных пропорциях, без лишних мелких деталей, с использованием местного материала. Тем самым он органически сливается с окружающим ландшафтом и ансамблем замка. Вилла Ланте построена по проекту архитектора Джакомо Бароцци да Виньола в 50-е годы XVI в. (1564г.) – один из сохраненных шедевров садово-паркового искусства эпохи Возрождения. Вилла находится в городке Баньяе в 84км от Рима. Владельцем виллы был герцог Монтальто. Площадь сада 1,5га, перепад рельефа 16м. Сад расположен на узком прямоугольном террасированном склоне. Вилла состоит из двух зданий (казино), расположенных по обе стороны от оси. Казино сочетаются со всем ансамблем; их фасады просты, что позволяет доминировать саду. Нижняя терраса, размещенная над городом на уровне высоты крыш, представляет собой парадный плоский партер с фонтаном в его центре.

Вилла Ланте. Парадный партер с фонтаном в его центре. Партер включает цветники, лабиринты из формованных растений и другие элементы композиции. Вслед за парадным водным партером следуют здания виллы (казино), круглый фонтан, водяной поток, который упирается в оригинальный архитектурный шедевр – фонтан «Морских божеств». Далее следует фонтан «Омар» устроенный в виде желоба – гигантского омара, огражденного с обеих сторон живыми стенами, вытекающего из фонтана. Завершается этот великолепный ансамбль на верхней террасе замшелой туфовой нишей – гротом откуда и берет свое начало водоток, являющийся осью всей этой композиции. Путь водотока из грота к фонтану с бассейном, затем фонтан «Омар», далее фонтан «Морских божеств», потом водяной поток, питающий круглый фонтан, отсюда в водоемы у фасадов казино и завершается маршрут в фонтане плоского парадного партера. Таким образом, здесь, как и в вилле Капрола, использована тема ручья, стекающего с горы и образующего продольную ось сада. Однако при общей схожести плана решение этой темы существенно отличается. Зодчий, «разделив» дом на два объема и расположив их симметрично оси, как бы, раздвинул путь ручью. Композиция сада интересна постепенной сменой парковых картин, индивидуальным решением каждого уровня, где по мере продвижения убывают архитектурные элементы, все ближе подступают стены боскетов и плотнее смыкаются кроны деревьев платана.

Водоток, стекающий по наклонной плоскости (пандусу), обрамляется зелеными стенами. Сад окружен стеной, однако с запада к нему примыкает роща со свободно растущими деревьями, в которой размещены различные парковые устройства: бассейн, беседка, фонтан Пегас, лабиринт и др. Вилла д,Эсте находится в 80км от Рима в г. Тиволи. Ее владельцем был кардинал д,Эсте. Она построена в 40-х годах XVI в. Автор – арх. Пирро Лигорио, водные устройства создавались инженером Оливиери. Площадь сада 3,5га, перепад рельефа 35м. Дворец расположен на верхней точке, а на склоне разбит сад. Крутой откос террасирован, по узким террасам проходят поперечные оси, в нижней, наиболее пологой части устроен партер (70×70м).

Взаимно перпендикулярные дороги образуют прямоугольники боскетов. Наибольший интерес представляет первая поперечная ось, известная под названием: «Аллея ста Фонтанов» длиною около 150м. Характерным для неё является сплошная завеса водных струй ниспадающих и вертикальных, издающих необычный ритм музыки воды, состоящий из трех нот. Ещё более эффектна нижняя часть поперечной дороги замыкающаяся фонтанами «Нептун» и «Гидравлический орган». Это лишь одно из бесчисленных водных устройств замечательной виллы – шедевра гидравлической инженерии. Орган был изобретен Клаудио Вернардом и представлял собой механизм, благодаря которому простым механическим действием воды, текущей по специальным трубам, приводился в движение воздух, производящий, в свою очередь, в органных трубах мелодичные звуки, подражающие пению птиц. В других случаях это был «грохот артиллерийских орудий» или «беглый огонь».

Многих посетителей поражали фонтаны «шутихи». Обилие водных устройств – характерная черта садов эпохи Возрождения. Отличительной чертой виллы Д'Эсте является законченность каждого отдельного участка и удивительно продуманной последовательности и разнообразия восприятия. Представляют интерес и сады Боболи во Флоренции, при вилле Медичи в Риме и другие, являющиеся замечательными произведениями садово-паркового искусства. Они, имея много общих черт с предыдущими садами, насыщенны целым рядом других декоративных композиций и архитектурных форм. Однако в рамках краткого курса их описание невозможно. Следует подчеркнуть, что регулярность садов итальянского Ренессанса не была сухой и жесткой. В садах размещались свободно растущие группы пиний, платанов, кипарисов, деревья, обрамляющие боскеты, не всегда стригли, зеленые массивы, окружавшие сад, оттеняли архитектуру и подчеркивали связь с природным окружением. Обобщая выше изложенное можно выделить следующие особенности итальянских садов эпохи Возрождения: - сады относятся к числу регулярных.

Однако их регулярность не жесткая, сады могут включать свободно растущие деревья, а также целые рощи, пронизанные «лесными дорогами»; - имеют архитектурный характер. Ни до, ни после не было такой богатой и органичной обработки ландшафта средствами архитектуры. Архитектура начинается с обработки рельефа и воды, доходит до кульминации во дворцах и павильонах, а завершается в изысканных сооружениях малых форм – скамьях, вазах, деталях и богатом скульптурном украшении; - композиционная целостность сада – одна из важнейших черт.

Она достигается, с одной стороны, пространственной целостностью, нерасторжимым единством природы с архитектурой, использованием местного строительного материала и ассортимента растений, с другой – развитием заданной темы и формированием целостного художественного образа сада; - преобладанием внутренних композиций, но с включением внешних, необходимых для раскрытия идеи сада; - богатство и пышность во всем, но без перегруженности; - учет цвета и световых эффектов; - продуманность соотношений, соразмерность планировочных элементов: высоты скульптур и их фона, размеров бассейнов, ширины аллей и высоты деревьев, высоты подпорных стен и т.д.

Наши рекомендации