Терракотовая армия в сиане
Автору этой книги довелось несколько раз побывать в Китае. Две его поездки были в древнюю столицу китайской империи город Сиань, который более тысячи лет являлся столицей страны. Окрестности города буквально “усеяны” памятниками прошедших времен. Здесь сохранилось не менее двух десятков древних захоронений китайских императоров, некоторые из которых имеют вид земляных пирамид.
При династии Тан (518—907) Сиань был салшм большим городом в мире. Он назывался тогда Чаньань, что означало “Город вечного спокойствия”. Через этот город пролегали дороги, ведшие в страны Европы и Центральной Азии, — знаменитый “шелковый путь”. Столицу украшали замечательные произведения архитектуры. Над Сианем и сейчас возвышаются построенные в VI веке две буддийские пагоды “Диких гусей” — Большая и Малая, имеющие соответственно высоту 64 и 43 метра.
Сиань, нынешняя столица провинции Шэньси, расположен в долине реки Вайхэ, неподалеку от ее впадения в Желтую реку (Хуанхэ). Центральная часть Сианя, как и многих других старинных городов Китая, представляет собой обнесенный крепостной стеной прямоугольник, к которому примыкают пригороды, когда-то тоже защищенные стенами. В тридцати километрах к востоку от Сианя находится гробница Цинь Шихуанди, а рядом с ней знаменитые СТАТУИ ТЕРРАКОТОВОЙ АРМИИ...
Основатель первого централизованного государства в Китае император Цинь Шихуанди (III век до нашей эры) еще при жизни начал врзводить для себя недалеко от города Сиань подземную усыпальницу. Строительство ее продолжалось в течение 36 лет, и в нем принимали участие около 700 тысяч человек. Вместе с умершими правителями и знатными людьми в таких гробницах китайцы
хоронили главных и второстепенных жен, рабов, лошадей, собак, оружие, предметы быта и т.д.
Когда умерла, например, любимая жена маньчжурского императора Шуночжи, он велел убить 30 человек. Впоследствии, правда, этот дикий обычай изжил себя. Сохраняя веру в потустороннюю жизнь, китайские императоры стали погребать вместе с усопшими предками не настоящие предметы, а их модели. Вместо же живых людей стали хоронить их глиняные или деревянные статуи и даже соломенные куклы. Примерно в то же время вошло в обычай ставить около могильных холмов каменные изображения людей и животных.
Вернемся, однако, к гробнице императора Цинь Ши-хуанди (о нем мы уже рассказывали в главе, посвященной Великой Китайской стене). Умер император в 210 году до нашей эры от нервного потрясения в возрасте 48 лет. Похоронили его в горе Лишань, в великолепной гробнице. Вот что об этом говорится в одной из китайских летописей:
“... Склеп заполнили перевезенные и опущенные туда копни дворцов, фигуры чиновников всех рангов, редкие вещи и необыкновенные ценности. Мастерам приказали сделать и навострить самострелы, чтобы они стреляли в тех, кто попытается пробраться в усыпальницу. Налив ртуть, сделали большие и малые реки и моря. Наследник престола приказал всех жен и наложниц императора (кстати, по некоторым другим данным только бездетных жен. — А. В.) похоронить заживо вместе с императором...”
Затем в гробницу согнали всех мастеров, которые оборудовали и сооружали склеп, а также слуг, которые знали о его месторасположении. Вход в гробницу наглухо замуровали, затем посадили на холме деревья и кусты, чтобы туда никто не мог проникнуть. Первоначально высота горы Лишань составляла 115 метров, а сейчас-этот курган имеет 2,5 километра в периметре и высоту в 76 метров. В древ-
ности эту гору окружал парк, но он до наших дней не сохранился.
Наследник Цинь Шихуанди оказался очень слабым правителем. Он не смог остановить всеобщего возмущения, копившегося десятилетиями и направленного против императорского правления. На окраинах государства поднялись мятежи и волнения, приведшие к всеобщему восстанию, которое охватило всю страну. В итоге сын Цинь Шихуанди покончил с собой, а первое централизованное государство Китая распалось.
В одной из очередных войн, как говорят китайские летописи, полководец, остро нуждавшийся в деньгах, якобы приказал разрыть усыпальницу Цинь Шихуанди и разграбить ее. Оставленные в ней самострелы могли остановить только отдельных грабителей, но они были бессильны против армии. Так в китайской истории окончилась эра Цинь Шихуанди, и даже могила его была (якобы?) уничтожена.
Правда, воины, которые, как говорят летописи, разграбили могилу, не смогли, да, возможно, и не захотели снести с лица земли гигантскую гору над гробницей первого императора Китая. Раскопок в тех краях никто никогда не проводил: столь велико было доверие к китайским летописям, обычно весьма точным по части исторических деталей. Да и что можно было там найти: “крохи” былых богатств, не замеченные давнишними грабителями?..
В 1974 году в окрестностях города Сиань один крестьянин из коммуны Яньчжай решил выкопать колодец на своем поле, где работали еще его деды и прадеды. На глубине около пяти метров он наткнулся на почти двухметровую глиняную фигуру древнего воина, в руках которого находилось копье с бронзовым наконечником...
Начались археологические раскопки, и обнаружилось, что в этом месте размещается целая армия раскрашенных терракотовых скульптур. А в конце того же года по всему миру распространилась весть, настолько невероятная, что даже специалистам трудно было в неё поверить: обнару-
жена гробница императора Цинь Шихуанди, точнее целый подземный город, в существование которого давно перестали верить!..
От непогоды и для удобства дальнейших раскопок был сооружен специальный павильон. В обнаруженной подземной галерее, по форме напоминающей крытый стадион и имеющей 230 метров в длину и более 60 метров в ширину, оказалось 520 воинов и 24 лошади, сделанные из обожженной глины в натуральную величину.
Предполагается, что здесь на глубине пяти метров находится от шести до восьми тысяч глиняных, но полых внутри статуй ростом от 1,6 до 1,7 метра.
Выполненные в реалистической манере фигуры уникальны, ни одна из них не повторяет другую. Это свидетельствует о высоком мастерстве их ваятелей. Оружие, пояса, наколенники и обувь выполнены очень тщательно. По форме одежды и разным позам воинов можно судить о различии их рангов и даже о принадлежности к разным родам войск.
В начале галереи стоят легковооруженные воины с арбалетами или луками с колчанами, позади них находятся основные силы: колонны пехотинцев с колесницами, в каждой из которых запряжена четверка лошадей. Большинство воинов вооружено копьями или алебардами. На одних обычные платья, на других — воинские доспехи.
Так более XX веков многотысячная глиняная армия, при оружии, с боевыми колесницами и лошадьми зорко охраняла в безмолвии подземную гробницу Цинь Шихуанди. Однако за четверть века нахождения в Музее терракотовых солдат скульптуры терракотовой армии заразились... более чем сорока видами плесени и грибков.
Китайские специалисты считают, что причиной этого являются повышенная температура и влажность в музее, а также микробы, которые ежедневно приносят тысячи туристов. Всего к настоящему времени “заболели” около 1800 солдат и лошадей из находящихся там около восьми тысяч. Администрация музея заключила контракт с изве-
стной бельгийской фармацевтической фирмой “Янсен”, которая обещает “вылечить” в ближайшее время всех “заболевших”..,
В начале 1981 года было сделано еще одно открытие... Недалеко от гробницы археологи раскопали две бронзовые колесницы, запряженные четверками бронзовых лошадей. Пробные траншеи, прорытые дальше, показали, что это лишь авангард огромной процессии, состоящей из сотен, если не тысяч подобных колесниц. Ученые предполагают, что на них восседают фигуры реально существовавших в истории Китая людей: принцев, императриц, евнухов, наложниц императора, военачальников и знатных чиновников...
Главные раскопки еще впереди, ведь сама усыпальница Цинь Шихуанди до сих пор не вскрыта и ее не собираются пока вскрывать...
Мавзолей императора, судя по летописям, представляет собой комплекс, обнесенный двумя стенами из сырцового кирпича. Внешняя из стен протянулась более чем на шесть километров, а внутренняя — примерно на четыре километра длиной. За внутренней стеной располагается сама гробница, которая представляет собой подземное сооружение прямоугольной формы длиной в полкилометра и шириной несколько меньше. К ней подходят несколько туннелей. Два из них, пробитые в древности, по всей вероятности, грабителями, уткнулись в стену гробницы.
Этот факт и позволил китайским ученым сделать вы--вод о том, что мавзолей Цинь Шихуанди не был разрушен и разграблен, как сообщали древние летописцы. Кроме того, это позволяет надеяться, что внутри гробницы все осталось таким или почти таким, каким было в день, когда закрыли нефритовые двери гробницы...
Вокруг мавзолея Цинь Шихуанди и даже за пределами окружающих его стен археологи обнаружили несколько сотен небольших гробниц. В некоторых из них найдены останки сотен и даже тысяч рабов, слух, придворных, жен и наложниц. На территории внутри стен, поблизости от
гробницы Цинь Шихуанди, найдено около 60 небольших, усыпальниц, приготовленных для высокопоставленных “обитателей”. Но все они оказались пустыми, хотя и были засыпаны землей.
Погребальный комплекс Цинь Шихуанди включает также многочисленные могилы редких животных и птиц. Найдены и подземные камеры, в которых были сложены предметы искусства из серебра, бронзы и даже лака... И еще одна любопытная деталь — в образцах почвы возле гробницы и находящегося над ней земляного холма обнаружено повышенное содержание ртути?!
Понятно, что естественным путем туда попасть она не могла, следовательно, сообщение древней летописи о том, что на полу мавзолея находилась громадная “карта мира” с реками и океанами из ртути соответствует действительности.
Ртуть, которая являлась драгоценностью во времена Цинь Шихуанди и ядовитые пары которой могли представлять особую “защиту” от незваных посетителей, не могла быть выбрана из гробницы грабителями или кем-то еще. Просто за прошедшие тысячелетия она проникла в почву.
В настоящее время китайские ученые и археологи озабочены проблемами восстановления, реставрации и дальнейшего сохранения уникального комплекса гробниц императора Цинь Шихуанди, который нередко называют “восьмым чудом света”.
Глава 21
ТАЙНЫ ДРЕВНЕГО КАИРА
Собственная история Каира начинается с 969 года нашей эры, когда берберские войска вступили в Фустат, который в течение нескольких столетий был столицей Египта. Берберы рядом со старой столицей основали но-
вую — Аль-Кахир (по-арабски — “победоносный”), название которой постепенно превратилось в нынешнее — Каир.
В начале XII века над Каиром нависла угроза вторжения крестоносцев. Борьбу с крестоносцами возглавил талантливый военачальник Салах ад-Дин, основатель династии Айюбидов. Английский писатель Вальтер Скотт изобразил его в известном романе “Айвенго” под именем Са-ладина. При Саладине в Каире велось большое строительство. Но из всех сооружений того периода сохранилась только расположенная у подножия горы Мукаттам крепость Цитадель, построенная при его наследнике — Ка-ракуше и ставшая подлинной властительницей города.
После смерти последнего из Айюбидов, в 1250 году, власть перешла к мамлкжским султанам. Стараясь превзойти друг друга в великолепии и роскоши, они воздвигали многочисленные дворцы и мечети. В начале XVI века Каир был захвачен турками-османами, трехвековое господство которых препятствовало культурному развитию страны. С конца XVII века началась борьба за обладание Египтом между французами и англичанами.
Кстати, сама Цитадель строилась не только как крепость, но и как резиденция династии Айюбидов. Впоследствии в ней размещались и резиденция османского паши, и армия Наполеона, устроившая здесь артиллерийский парк. Затем французов сменили англичане, за которыми появился Мухаммед Али, сын албанского торговца табаком и основатель последней королевской династии Египта.
Здесь же, в Цитадели, Мухаммед Али положил конец господству олигархии мамлюков. Сделал он это весьма решительно, а именно: пригласив к себе на пир более 400 человек, то есть всех сколько-нибудь “приметных” мамлюков, Мухаммед Али отдал приказ своим воинам перебить всех до единого.
Египтяне называют Каир “городом тысячи минаретов”. Особенно много мечетей в старой части города: известные — уже упоминавшаяся мечеть великого египетского
реформатора прошлого Мухаммеда Али, мечеть султана Калауна, мечеть еултана Бейбарса и другие.
В конце XIX века, когда англичане оккупировали Египет, в Цитадели поселился британский комендант Каира. Английские “красные мундиры” покинули ее по англо-египетскому договору 1936 года, но уже в 1940 году, в связи с началом Второй мировой войны, в Цитадели снова появился английский гарнизон. Здесь даже была установлена зенитная артиллерия, поскольку на Каир ожидались налеты немецкой авиации... И только в 1952 году Египет наконец обрел независимость...
Визитная карточка этой страны — знаменитые пирамиды в Гизе и Большой Сфинкс.
Впечатление, производимое пирамидами, потрясающее. Глядя на эти “каменные горы”, возникает сомнение, что они вообще творение человеческих рук... Каждому человеку пирамиды навевают какие-то свои мысли, чаще всего — о вечном. У одних людей они вызывают чувство тревожного непонимания, а других пугает кажущаяся величественная бессмысленность этих гигантских каменных сооружений.
Пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина — самые высокие в Египте. Они расположены на плоскогорье на самом краю пустыни. Древние египтяне считали, что именно на этом месте находится вход в царство мертвых, “прекрасный запад”...
Совсем недавно, каких-нибудь пятьдесят лет назад, когда Нил во время разлива достигал деревни Кафр эс-Самман, находившейся у самого плато пирамид, контуры гизских гробниц фараонов отражались в зеркале нильских вод. Должно быть, тогда легче было представить себе, как выглядел Египет в далекой древности. Современный же Египет с шумом, копотью и суетой его столицы Каира слишком властно вторгается в романтические грезы о прошедших временах...
Раньше вся территория вокруг пирамид была захламлена, здесь была шумная толчея. Сегодня же этот район благоустроен и приятно поражает многочисленных турис-
тов чистотой своей территории. Вблизи пирамид не заметишь ни верблюдов, ни осликов, ни лошадей, на которых обычно катались туристы. Погонщики животных маячат где-то вдали. Теперь для четвероногих проложен специальный маршрут, отклонение от которого грозит нарушителю крупным штрафом...
Признаюсь, что мне всегда хотелось не только увидеть египетские пирамиды, но и проникнуть внутрь их. Особенно я мечтал о посещении пирамиды Хеопса. И вот я стою перед самой большой из трех пирамид — пирамидой Хеопса. В основании она представляет собой квадрат со стороной 230 метров. Высота ее составляла 147 метров, но сейчас пирамида на 9 метров ниже (верхние камни упали во время землетрясений).
При виде такой громадины замирает сердце и захватывает дух. Нагибаюсь за камешком, чтобы привезти домой и оставить-на память осколок пирамиды. Но спустя некоторое время, уже дома, я его выбросил, прочитав в одной из публикаций, что делать этого нельзя, потому что осколок пирамиды, увезенный со своей родины, приносит несчастье...
Сопровождающий нас гид рассказывал:
“Начиная с XIвека поверхность серо-белого турского известняка, из которого изготовлена пирамида Хеопса, начала быстро разрушаться. К востоку от пирамиды находятся руины главного заупокойного храма. У его основания, с южной стороны, имеются два углубления для лодок. Одна из них была найдена в 1954 году. Насыпная дорога, ведущая от Большой пирамиды к главному храму, в основном разрушена. Но к югу отнес, недалеко от трех второстепенных пирамид, в 1925 году была обнаружена единственная невскрытая гробница Древнего царства. Однако саркофаги в ней оказались пустыми. Но, несмотря на это, удалось выяснить, что эта гробница принадлежала Нетефери, жене фараона Снофру и матери Хеопса. Удивительные предметы из
этой гробницы сейчас находятся в Национальном египетском музее.
Оказывается, во времена фараонов пирамиды были не совсем такими, как сегодня — серо-кирпичными. Плиты из белого мрамора, которыми их облицовывали, исчезли со временем от землетрясений и строительных “порывов” неделикатных потомков фараонов, то есть каирцев, которые для нас уже успели стать предками...”
Проникнуть в пирамиду можно, вскарабкавшись метров на пятнадцать, через открытый для туристов нижний вход, пробитый людьми халифа Аль-Маамуна.
Вообще-то от закрытого “истинного входа” можно спуститься вниз по очень узкому проходу длиной примерно в 108 метров к “незаконченной камере” под пирамидой. В этом пустом ныне зале фараон Хеопс, как считают ученые, первоначально собирался установить свой саркофаг. Но потом, по-видимому, передумал, и помещение так и не было выкопано до конца...
Итак, пройдя через “проем Аль-Маамума”, мы попадаем в узкий наклонный 36-метровый (от начала) коридор, который ведет к главному “перекрестку” внутренних путей пирамиды, В конце этого горизонтального и просторного “пролома”, прислонившись к стене, отдыхает группа европейцев. Выглядят они довольно измученными. Дышат тяжело, поминутно вытирают платками пот с лица и время от времени прикладываются к бутылочкам с водой.
Между тем наш гид продолжает свой рассказ:
“Проведенная в последние годы реставрация пирамиды, после завершения которой мы здесь находимся, своей основной целью ставила очистку внутренних помещений от соленых кристаллов.
С тех пор, как сначала грабители, а потом исследователи и туристы “обжили” внутренность пирамиды, все эти коридоры покрылись небольшими трещи-
нами. Насекомые, занесенные сюда людьми, тоже не сидели “сложа лапки”. Подошвы посетителей “стерли” полы, а их учащенное дыхание повысило влажность и привело к образованию солевого нароста на стенках. Кроме того, в известковые блоки из почвы тоже проникает вода. Затем она постепенно испаряется, а соли остаются. Причем тем больше, чем вода грязнее. Кристаллы солей буквально разрывают камень. В последние десятилетия этот процесс пошел значительно быстрее. Из-за хозяйственной деятельности человека подпочвенные воды в районе пирамид значительно поднялись...”
Мы проходим около сорока или пятидесяти метров по узкому, высотой чуть более метра коридору с углом подъема градусов тридцать. Вот здесь мы в первый раз вспоминаем лица туристов-европейцев. Спасибо реставраторам. Они оборудовали коридор деревянным настилом с поперечниками. А то было бы совсем туго. Вынырнув из одного, мы оказываемся в начале другого, уже более просторного коридора. Тут на крохотной площадке переводит дух другая группа туристов, на этот раз арабов. Мы следуем их примеру. На улице сейчас жарко, температура воздуха около тридцати градусов, но там хоть ветерок иногда подует, и в общем можно дышать. Здесь же, в центре пирамиды, люди судорожно открывают рты, будто выброшенные на берег рыбы...
А тем временем наш гид продолжает:
“Другая задача реставраторов состояла в том, чтобы облегчить осмотр пирамиды. Они заменили настилы, перила, электропроводку и освещение. Вдобавок ко всему установили внутри пирамиды несколько телекамер. С их помощью следят за тем, чтобы посетители не отколупывали на память куски камня от стен и не царапали на них свои имена. А такие поползновения происходят сплошь и рядом...”
Мы внимательно слушаем экскурсовода и одновременно рассматриваем коридор. Здесь нет ничего примечательного: ни украшений, ни ниш, только многочисленные разноязычные надписи, оставленные на стенах за последние столетия посетителями...
Но вот мы начинаем движение дальше, которое происходит, попросту говоря, “раком”. От площадки, где отдыхали, кроме просторного наклонного коридора или так называемой Большой галереи, в глубь пирамиды ведет еще один — горизонтальный, размеры которого поменьше. Только мы вздохнули, завидев прямолинейный коридор, как выясняется, что двигаться по нему можно либо согнувшись буквой “Г”, либо на корточках...
Проходим по нему опять около сорока метров и оказываемся в просторной комнате с покатым потолком. Она официально называется Камерой царицы, хотя это, видимо, и не совсем так. Дело в том, что цариц хоронили, по всей видимости, в маленьких пирамидах, расположенных здесь же, в некрополе Гизы. Вероятней всего, это какой-то специальный зал, предназначение которого не совсем ясно...
Мы снова возвращаемся на площадку, к началу Большой галереи, а затем буквально ползком начинаем подниматься по ней вверх.. В самом конце она снова сужается. Согнувшись в три погибели, преодолеваем метров шесть и оказываемся в помещении с плоским потолком, более богатом и просторном, чем Камера царицы. Это и была, как заявил нам гид, Камера фараона.
В этом помещении полированные стены, которые отделаны темным, но отливающим красным, асуанским гранитом. Его потолок состоит из цельных плит гранита, каждая из которых имеет длину около восьми метров. У дальней стены находится огромный гранитный саркофаг. Крышка его разбита, сам саркофаг пуст. Впрочем, ученые предполагают, что саркофаг никогда не был усыпальницей фараона.
Воздух в камере оказывается еще более тяжелым и душным, чем в коридорах пирамиды. Представляется, что он
так и не менялся с тех давних пор, когда вход в погребальную камеру был накрепко замурован, разве что запылился слегка...
Ступив в глубину удивительного творения, ощутив себя в непривычном пространстве давно минувшего, невольно начинаешь как бы впервые, с азЪв человеческого разумения, смотреть на вечное и ждать, когда заговорит, то есть откроет свои тайны, одно из “чудес света” — пирамида фараона Хеопса...
Сегодня, спустя более тысячелетия после первой “археологической разведки” в м,ир пирамиды Хеопса, удивительным, пожалуй, кажется не то, что халиф Аль-Маа-мун не нашел ожидаемых сокровищ, а то, что ему удалось, по сути дела, открыть основные ее помещения, которые известны сегодняшней египтологии.
После этого в XVII веке оксфордскому математику Джону Гривсу у пересечения Большой галереи и Восходящего коридора удалось обнаружить шахту. Она спускалась метров на двадцать и вела в маленький грот, а затем и еще дальше. Куда? Существует предположение, что шахта служила в свое время выходом для строителей пирамиды.
В 1837 году английский полковник Ричард Ховард Визе обнаружил небольшой канал и три пустоты одна над другой, которые располагались над Камерой фараона. Было найдено также несколько вентиляционных каналов (шахт), которые служили, видимо, для поддержания в погребальной камере постоянной температуры.
В XX столетии, когда археологи все чаще используют передовую технику — радио- и звуколокаторы (сонары), магнитометры, ученые сделали еще одно сенсационное открытие. В проходе, ведущем в Камеру царицы, за стеной толщиной почти в два с половиной метра были обнаружены неизвестные ранее пустоты. Эти открытия вызвали настоящую археологическую лихорадку. Как выяснилось, эти помещения облицованы известняком и заполнены... песком! В головах некоторых исследователей сразу же зародилась “крамольная” мысль, что одна из пустот и есть подлинная усыпальница Хеопса.
Холодным душем для оптимистов стало сообщение японского профессора Сакуйи Йошимура из университета Беседа в Токио о том, что заваленные песком ниши ,— своего рода амортизаторы конструкции на случай возможных землетрясений. Дело в том, что в Японии строители широко используют эЛт принцип при возведении высоких и массивных зданий.
Группа специалистов, прибывшая в Гизу вместе с профессором Йошимура, провела дополнительное сканирование тела пирамиды аппаратурой, действующей направленными электромагнитными импульсами. На экране появились контуры предметов, скрытых от наблюдателей несколькими метрами каменной толщи. К сожалению, разрешающей способности приборов хватило только на то, чтобы зафиксировать сам факт наличия в скрытых нишах инородных тел.
Выводы, сделанные специалистами, позволяют предположить, что пирамида Хеопса пуста как минимум на 15—20%. Для сравнения нужно сказать, что все обнаруженные ранее в массиве этой “каменной горы” помещения (камеры, усыпальницы, галереи и т.д.) не составляют и одного процента от общего объема пирамиды Хеопса. Это означает, что одно из монументальнейших сооружений Древнего Египта не раскрыло нам и сотой доли своих многочисленных тайн.
У южной грани пирамиды Хеопса находится музей с деревянной лодкой фараона. Неподалеку расположена самая крупная монолитная скульптура в мире — Большой Сфинкс- — Лев с головой человека. Египтологи утверждают, что камень, из которого высечен Сфинкс, неумолимо разрушается, и не позднее, чем через 100 лет, изваяние может лишиться головы.
По первоначальному замыслу Большой Сфинкс в виде льва с лицом фараона Хефрена (Хафры) должен был служить богом-защитником. Однако в эпоху мамлюков во время артиллерийских учебных стрельб он был обезображен и остался без бороды. Позже, ассоциированный с
богом Солнца и солнечного диска, Большой Сфинкс стал объектом паломничества, особенно во времена XVIII династии фараонов.
Перед монументом Большого Сфинкса находится гранитная стела, установленная по распоряжению фараона Тутмоса IV (1423—1417 гг. до н. э.). На ней изображен сон принца Тутмоса: он отдыхает в тени во время охоты, перед ним является Сфинкс и обещает ему королевство, если тот уберет песок, скопившийся вокруг его лап.
Еще одна достопримечательность Каира — Национальный египетский музей, который находится на площади Тахрир. С одной стороны площадь обрамляют Американский университет и тяжеловесное административное здание в духе нашего ампира, с другой — комплекс Лиги арабских государств и Национальный египетский музей. Здесь, в самом сердце Каира, в 1902 году музею было построено специальное двухэтажное здание. Этот единственный местный музей известен тем, что настоящему любителю древностей потребуется для осмотра по меньшей мере два-три дня, а надписи под экспонатами в нем выполнены... на латинском языке.
В Национальном египетском музее находится более 100 тысяч античных экспонатов. Такую большую коллекцию древнеегипетских сокровищ вы не увидите больше нигде в мире. В Египте, между прочим, находится около 80% сохранившегося к настоящему времени мирового наследия древностей, которое расположено от Александрии на севере до Асуана и Абу-Симбела на юге. А это огромное расстояние, которое, без малого, составляет по прямой около тысячи километров.
В музее есть единственный в своем роде зал мумий Древнего Египта. Перед вами оджхза другим пройдут пятьдесят столетий истории этой древнейшей страны. Здесь вы увидите замечательный скульптурный портрет Нефертити, сокровища из могилы Тутанхамона, золотую маску фараона и его золотой трон, спальные ложи, табуреты, стулья и подушки, одежды фараона, статуи и статуэтки,
золотые ювелирные изделия, нагрудные украшения и кулоны, вазы, шкатулки и ларцы.
В Каире сотни архитектурных памятников и музеев. Чтобы даже бегло осмотреть их, нужны не месяцы, а годы. Увы... Но я был рад, что побывал в этом африканском городе. Одно высказывание из волшебных сказок “Тысячи и одной ночи” гласит: “Кто не видел Каира — не видел мира!”...
Глава 22
ПАРФЕНОН
Парфенон — афинский храм, посвященный покровительнице города — богине Афине-Парфенос (Афине-Деве), находится на холме Акрополь, называемом также Священной скалой. Холм состоит из известнякового монолита, размеры которого у основания составляют 330 на 170 метров, а высота над уровнем моря — 156 метров. Однако над окружающей местностью он возвышается всего лишь на 50 метров. На этом холме во времена античности были выстроены Афины, нынешняя- греческая столица.
Первые здания на Акрополе появились еще в 1050— 700 годах до нашей эры, в VI веке до нашей эры там были сооружены два больших храма, посвященных богине Афине. Один из них располагался именно на том месте, где теперь находится Парфенон, который был построен в середине V века до нашей эры. Он по праву считается одним из величайших творений античного зодчества и даже сейчас, в развалинах, поражает воображение.
К моменту сооружения Парфенона персы, покорившие Афины в 480 году до нашей эры, были наголову разбиты. После этой победы афиняне занялись укреплением города и перестройкой разрушенных памятников. Эти работы были завершены во второй половине V века афинским правителем Периклом, когда город достиг наивысшего процветания и славы.
Авторами проекта нового храма, воздвигнутого, как уже говорилось, в честь Афины-Парфенос и поэтому названного Парфеноном (447—432 гг. до н. э.), были Иктин и Калликрат. Статуи для него создавал великий скульптор античности Фидий.
Парфенон в соответствии с первоначальной планировкой был возведен на фундаменте ранее существовавшего храма Афины. В здании храма стояла изготовленная Фидием из мрамора и слоновой кости статуя Афины. Хотя Афина-Парфенос была богиней-воительницей, считалось, что она покровительствует также искусствам и различным ремеслам.
Вот что рассказано о сооружении Парфенона в Атласе чудес света:
“Парфенон построен в дорическом стиле. Само здание (целла) по всему периметру окаймлено внешней колоннадой (перистилем). Этих колонн 46, по 8 с торцевых и по 17с боковых фасадов. Все колонны каннелирова-ны, то есть украшены продольными желобками. Фронтон, карниз и колонны выполнены из мрамора, и только крыша храма была из дерева. Вообще архитектурный облик Парфенона берет свои истоки в деревянном зодчестве: сложенный из камня, храм сохранил в своих очертаниях легкость и изящество деревянной постройки. Однако внешняя простота этих очертаний обманчива: зодчий Иктин был великим мастером перспективы. Он очень точно рассчитал, как соразмерить пропорции сооружения, чтобы сделать их приятными взгляду человека, взирающего на храм снизу вверх”.
С западной стороны Парфенона, на месте бывшего архаического портика, архитектор Мнесикл построил новые Пропилеи (437—432 гг. до н. э.), но украсил их по-другому. Задуманные в строгом дорическом стиле, пропилеи служат и по сей день фасадом и главным входом Акрополя. "
Позднее здесь был возведен элегантный храм в ионическом стиле — Эрехтейон (421—406 гг. до н. э.), посвященный Афине-Палладе, покровительнице города, знаменитый шестью грациозными кариатидами, поддерживающими перекрытие портика.
Согласно древней греческой легенде, эти гордые женщины были обречены вечно нести позор жителей Карий, единственного города полуострова Пелопоннеса, который в те времена полностью перешел на сторону персов. Отсюда и пошло название “кариатиды”, так называются подобные женские статуи.
Греческий археолог Манолис Андронике, обнаруживший в свое время гробницу Филиппа Македонского, отца Александра Македонского, писал об Акрополе:
“... Три больших сооружения, составляющих Акрополь, — Парфенон, Пропилеи и Эрехтейон —единят между собой исполняемые ими функции и смелость принятых архитектурных решений, свидетельствующих о новаторском духе Перикловой демократии”.
До недавнего времени считалось, что греческие храмы всегда были белого цвета. На самом деле это не так. В древности Парфенон был весьма пестро, а по нынешним вкусам — даже почти аляповато раскрашен в разные цвет”.
После IV века нашей эры памятники Акрополя утратили свое культовое значение, но они хорошо сохранялись почти целое тысячелетие. Римляне и византийцы вывозили из Афин статуи, город был даже разграблен готами под руководством Алариха, но никто из этих завоевателей не касался зданий храмов.
Древняя столица Аттики испытала первый “разрушающий удар” в начале VI века нашей эры, после того как христианство стало государственной религией. В это время серьезно пострадал восточный фасад Парфенона, откуда брались камни для других построек, а в его боковых стенах были пробиты окна. В то же время из Эрехтейона были
“выпотрошены” все внутренности, чтобы превратить его в церковь.
Все эти “перестройки” нанесли большой урон сооружениям, но, как оказалось, впереди были еще худшие времена: многие скульптуры Парфенона были просто изуродованы в-религиозном противоборстве.
Не от всесильного времени, а от варварства различных представителей человечества больше всего пострадал Акрополь.
Когда в XIII веке в Афинах обосновались бургундские правители, античные храмы Священного холма были перестроены в их резиденцию. А в 1458 году, после завоевания города турками, Парфенон превратился в мечеть. Они надстроили сверху его минарет, а Эрехтейон при-. способили под сераль и гарем военного губернатора.
В XVII веке Парфенон подвергся серьезным разрушениям, так как неприступная скала была центром обороны Афин. Например рядом с Пропилеями был устроен пороховой погреб. В 1654 году в него попала молния и произошел взрыв. В 1687 году турки сознательно снесли часть сооружений, чтобы создать мощный бастион.
А уже в следующем году наемные войска венецианского генерала Франческо Моросини осадили Акрополь, в котором укрывались турки. Обстреливая крепость, венецианцы попали прямо в Парфенон, превращенный после разрушения Пропилеев в пороховой склад, и взрыв разнес почти все его здание: крыша взлетела на воздух, большая брешь была пробита в длинных боковых колоннадах, погибла большая часть скульптур. Кроме того, взрыв серьезно повредил и Эрехтейон.
Когда турецкий гарнизон .сдался и венецианцы овладели Акрополем, Моросини решил послать на родину в качестве трофея несколько скульптур из западного фронтона Парфенона. Остановились на скульптурах Посейдона и двух коней. Но когда саперы венецианцев стал и снимать статуи с фронтона Парфенона, канаты порвались, скульптуры упали и, естественно, разбились. На следующий
год будущий венецианский дож был вынужден отступить из Афин и оставил Акрополь в сплошных развалинах.
Турки, снова появившиеся в Афинах, стали собирать обломки храмов и скульптур, чтобы пустить их на известь. В XVIII веке только в Афинах по меньшей мере три античных памятника попали в городские печи, а после этого истребление древностей стало каким-то всеобщим движением, охватившим всю Грецию.
Путешественники, побывавшие в Афинах в начале XIX века, описывали Акрополь как груду развалин, а в конце этого века во всей Европе возник особый интерес к классической археологии. С одной стороны, этот интерес позволил сберечь множество памятников античного мира, но с другой — он принес Афинам потери.
С этих самых пор, как считают греческие историки,. путь к разграблению европейцами античных памятников Акрополя был открьгг... Особенно “прославился” в этом отношении британский лорд Эльджин. Под предлогом исслед'ования античных памятников он похитил в начале 'XIX века 12 скульптур из Парфенона, в том числе одну из знаменитых кариатид Эрехтейона, десятки других фрагментов с фронтонов и др.
Всё украденное Эльджин отправил в Англию, где в Британском музее они и находятся до сих пор. Греческое правительство и его британские друзья неоднократно требовали возвращения сокровищ, украденных из Акрополя, но вопрос этот не решен до настоящего времени.
Впрочем, не меньше бед, чем произошло за все прошедшие века, принесло Акрополю прошедшее столетие. Главная среди них — это крайняя загрязненность афинской атмосферы. Ее™ верить древнегреческому мифу о происхождении Афин, то именно “ароматный и чистейший воздух” знаменитого холма побудил основателя города — Кекропа —.возвести здесь крепость. Сегодня же, поднявшись на Акрополь, можно увидеть совершенно иное атмосферное явление — вязкое грязновато-желтое облако, обволакивающее древние памятники.