Памятники русской культуры второй половины XV – XVII вв
Литература | Архитектура | Живопись |
Блок заданий 5.ТЕСТЫ
Укажите правильные ответы.
1. Первое в русской литературе описание не паломничества, а коммерческой поездки, насыщенное наблюдениями о политическом устройстве, экономике и культуре других стран, – это …
а) «Хождение за три моря» б) «Сказание об Индийском царстве»
в) «Хождение» Стефана Новгородца г) «Сказание о Вавилоне граде»
2. Летописное сочинение, созданное во второй половине XV столетия, – это…
а) Троицкая летопись б) Московский летописный свод
в) «Летописец начала царства» г) «Новый летописец»
3. Рост политического, экономического и военного могущества Московского княжества привел в конце XV – начале XVI вв. к постановке проблемы государственной власти единодержавного правителя. Одним из первых произведений, которое ставило вопрос о характере власти самодержавного властителя, его личности, было…
а) «Сказание о Дракуле воеводе»
б) «Софийский временник»
в) «Псковское взятие, како взят его князь великий Василий Иванович»
г) «Слово похвальное о благоверном и великом князе Борисе Александровиче»
4. В начале XVI в. появилось «Сказание о князьях Владимирских», которое выводило родословную московских правителей от…
а) варяжского конунга Рюрика б) легендарного основателя г. Киева – князя Кия
в) римского кесаря Августа г) одного из сыновей Ноя – Афета
5. Идея «Москва – третий Рим» зародилась в XVI в. в кругах
а) боярских б) церковных
в) купеческих г) дипломатических.
6. Из общего логического ряда выпадает…
а) «Послание о Мономаховом венце» б) «Послание» старца Филофея
в) «Сказание о князьях Владимирских» г) «Повесть об Иверской царице Динаре»
7. Максим Грек – это…
а) известный иконописец, сын Феофана Грека
б) русский писатель-публицист, защитник «нестяжательства»
в) русский архитектор, ученик Аристотеля Фьораванти
г) ученик Ивана Федорова, продолжатель его дела
8. Автором написанных в середине XVI в. «Сказания о книгах», «Сказания о Магомете Салтане», «Первого предсказания философов и докторов», «Малой челобитной», «Второго предсказания философов и докторов», «Сказания о царе Константине» и «Большой Челобитной» был…
а) князь Андрей Михайлович Курбский б) протопоп Сильвестр
в) Иван Семенович Пересветов г) Иван Федоров
9. 12-томное собрание житий, поучений, мудрых мыслей и т.д., созданное под руководством митрополита Макария в XVI в., – это…
а) «Великие Четьи-Минеи» б) «Московский летописный свод»
в) «Домострой» г) «Лицевой свод»
10. Произведение древнерусской литературы XVI в., которое в течение долгого времени было на Руси сводом житейских правил и предписаний, регламентирующих отношение человека к светской власти, церкви, семье, слугам, – …
а) «История о великом князе Московском» б) «Домострой»
в) «Апостол» г) «Лицевой свод»
11. Официальный исторический документ середины XVI в., излагающий русскую историю в форме генеалогической преемственности великих князей и царей, – это…
а) «Бархатная книга» б) «Книга степенная царского родословия»
в) «Царственная книга» г) «Сказание о князьях Владимирских»
12. Дьякон одной из кремлевских церквей, создатель первой русской печатной книги с выходными данными – …
а) Феофан Прокопович б) Иван Федоров
в) Ермолай-Еразм г) Малюта Скуратов
13. Один из ближайших сторонников Ивана Грозного, автор «Сказания о великом князе Московском», где осуждались репрессии и выдвигались идеи идеального государственного устройства, – это…
а) Алексей Адашев б) князь Андрей Михайлович Курбский
в) протопоп Сильвестр г) митрополит Макарий
14. XVI в. в истории русской литературы характеризуется усиливающимся проникновением в нее фольклора. Высокохудожественное литературное произведение, созданное на основе муромских устных преданий, – это…
а) «Повесть о Петре и Февронии» б) «Сказание о киевских богатырях»
в) «История о Казанском царстве» г) «Никоновская летопись»
15. Последние официальные летописные сочинения были созданы в…
а) XIV в. б) XV в. в) XVI в. г) XVII в.
16. Автором написанного при царе Михаиле Федоровиче Романове исторического повествования под названием «Временник» был…
а) Симеон Полоцкий б) Иван Тимофеев
в) Иннокентий Гизель г) патриарх Филарет
17. Автор собственного жития, идеолог старообрядчества – …
а) протопоп Аввакум б) патриарх Никон
в) протопоп Сильвестр г) боярыня Морозова
18. Одним из самых примечательных явлений литературы второй половины XVII в. является оформление и развитие сатиры как самостоятельного литературного жанра. Из перечисленных ниже к жанру сатирической повести относится…
а) «Калязинская челобитная» б) «Повесть о Горе и Злосчастии»
в) «Повесть о житии боярыни Морозовой» г) «История семи мудрецов»
19. Синопсис – это…
а) изложение истории Московского государства в виде лестницы, ступени которой обозначали правление определенного правителя
б) первый печатный исторический труд, в котором излагалась история Руси с древнейших времен
в) родословная книга знатных русских боярских фамилий
г) собирательное название богослужебных книг
20. Составителем «Синопсиса» являлся…
а) Иван Федоров б) Симеон Полоцкий
в) Иннокентий Гизель г) Милетий Смотрицкий
21. Автором написанных в конце XVII в. поэтических сборников «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион» был…
а) Сильвестр Медведев б) Карион Истомин
в) Епифаний Славинецкий г) Симеон Полоцкий
22. Имена Епифания Славинецкого, Арсения Сатановского, Дамаскина Птицкого объединяет то, что это…
а) активные сторонники церковной реформы патриарха Никона
б) активные сторонники протопопа Аввакума
в) преподаватели первого высшего учебного заведения в России
г) западнорусские православные монахи, выписанные для перевода Библии с греческого на церковнославянский язык
23. Первый русский поэт, сложивший голову на плахе, – это…
а) Сильвестр Медведев б) Евфимий Чудовский
в) Мардарий Хоников г) Федор Поликарпов
24. Первая русская рукописная газета, информировавшая о зарубежных событиях и составлявшаяся в Посольском приказе, – …
а) «Ведомости» б) «Куранты» в) «Известия» г) «Правда».
25. Данный собор был построен по заказу Ивана III Великого в качестве домовой церкви великого князя. Изначально храм был трехглавым, но при Иване IV Грозном он был обстроен галереями и увенчан еще шестью главами. Этим храмом является…
а) Архангельский собор б) Благовещенский собор
в) Воскресенский собор г) Успенский собор
26. Собор Московского Кремля, построенный в честь небесного покровителя московских князей и царей рода Рюриковичей, одновременно их усыпальница – ….
а) Архангельский собор б) Благовещенский собор
в) Воскресенский собор г) Успенский собор
27. Собор Московского Кремля, в котором проводился обряд венчания на царство и рукоположения церковных иерархов, – это…
а) Архангельский собор б) Благовещенский собор
в) Воскресенский собор г) Успенский собор
28. Прототипом Успенского собора Московского Кремля послужил…
а) Софийский собор в Киеве б) Софийский собор в Новгороде
в) Успенский собор во Владимире г) храм Покрова на Нерли
29. Итальянский архитектор, строитель Архангельского собора в Москве – …
а) Аристотель Фьораванти б) Алевиз Новый
в) Пьетро Солари г) Марк Фрязин
30. Первые каменные шатровые храмы появились на Руси в …
а) XIV в. б) XV в. в) XVI в. г) XVII в.
31. Архитектурный стиль храмового строительства XVI – XVII вв., к которому можно отнести церковь Вознесения в селе Коломенском, – …
а) шатровый б) крестово-купольный
в) нарышкинское барокко г) классицизм
32. С молением великого князя всея Руси Василия III о рождении наследника престола – будущего царя Ивана Грозного – связано строительство…
а) Трапезной церкви Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале
б) церкви Вознесения в селе Коломенском
в) церкви Иоанна Предтечи в селе Дьяково
г) надвратной церкви женского Покровского Суздальского монастыря.
33. Церковь Иоанна Предтечи в селе Дьяково была построена в память…
а) крещения Руси
б) падения Константинополя
в) свадьбы Ивана III Великого и Софьи Палеолог
г) принятия Иваном IV Грозным царского титула
34. Храм Василия Блаженного в Москве построен в память…
а) взятия Казани
б) окончания Смутного времени
в) присоединения Сибирского ханства
г) венчания Ивана Грозного на царство
35. Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву на Красной площади в Москве более известен по своему народному названию как…
а) храм Василия Блаженного б) Успенская Дивная церковь
в) храм Покрова на Нерли г) Стоглавый собор
36. Храм Василия Блаженного в Москве был построен по проекту…
а) Аристотеля Фьораванти;
б) Бармы и Постника;
в) Алевиза Нового;
г) Василия Ермолина.
37. Обширное строительство по всей России сделало необходимым появление специального учреждения – Приказа каменных дел, созданного _____в…
а) 1550-е гг. б) 1560-е гг. в) 1570-е гг. г) 1580-е гг.
38. Строительство храмов шатрового стиля (как неканонических) было запрещено…
а) решениями Стоглавого собора 1551 г.
б) при патриархе Никоне
в) решениями Святейшего Синода при Петре I
г) при Советской власти
39. В XVII столетии был(а) построен(а)…
а) Успенский собор во Владимире б) церковь Покрова на Нерли
в) храм Василия Блаженного г) царский дворец в селе Коломенском
40. С именами Семена Петрова и Ивана Михайлова связано…
а) строительство дворца Алексея Михайловича в селе Коломенском
б) строительство церкви Николы в Хамовниках
в) строительство церкви Рождества Богородицы в Путинках
г) строительство церкви Троицы в Никитниках
41. Архитектурный стиль, получивший развитие в России второй половины XVII в., отличающийся сочетанием красного и белого цветов в убранстве зданий, этажностью построек, применением в качестве декоративных украшений колонн, капителей и т.д., – это…
а) классицизм б) нарышкинское барокко
в) готика г) ампир
42. Крупнейшим русским живописцем рубежа XV – XVI вв. был…
а) Феофан Грек б) Андрей Рублев
в) Дионисий г) Симон Ушаков
43. Автором хранящихся в Третьяковской галерее икон «Спас в силах», «Распятие» является…
а) Феофан Грек б) Андрей Рублев
в) Дионисий г) Симон Ушаков
44. Наиболее знаменитым иконописцем XVII в. был…
а) Феофан Грек б) Андрей Рублев
в) Дионисий г) Симон Ушаков
45. Для церковной живописи XVII в. характерно обмирщение, когда библейские сюжеты как бы сливаются с картинами повседневной жизни. В ярославской церкви Ильи Пророка изображена сцена…
а) сенокоса б) жатвы
в) семейного ужина г) весеннего сева
46. К 1672 г. относится начало русского светского театра. Первой в нем была поставлена…
а) пьеса «Эсфирь» б) комедия «Товия младший»
в) комедия «Юдифь» г) комедия «Жалостная комедия об Адаме и Еве»
47. Первое высшее учебное заведение России, открытое в 1687 г., – это…
а) Славяно-греко-латинская академия б) Московский университет
в) Новгородский университет г) Казанский университет
48. Странствующие древнерусские актеры, выступавшие в качестве певцов, акробатов, дрессировщиков и музыкантов, – это…
а) скоморохи б) трубадуры
в) миннезингеры г) министрели
49. «Обмирщение» культуры означало…
а) освобождение культуры от церковного влияния
б) расширение культурных контактов с Западом
в) усиление влияния церкви на культуру
г) становление элитарной культуры
Блок заданий 6.ВИЗУАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ
Определите, о ком (или о чем) идет речь в предложенном тексте, и проверьте соответствие с изображением.
1.
Русский путешественник, писатель, купец. В 1466 – 1472 гг. совершил путешествие по Персии, Индии и Турции. Автор первого в русской литературе описания коммерческой поездки. |
2.
Основатель книгопечатания в России. В 1564 г. в Москве издал первую русскую датированную печатную книгу «Апостол». Издатель первой славянской «Азбуки» и Библии. Известен как пушечный мастер (изобрел многоствольную мортиру). |
3.
Русский писатель, келарь Троице-Сергиева монастыря. Составитель патриотических посланий в поддержку Первого ополчения 1611 г. Член земского правительства Второго ополчения. Автор так называемого «Сказания» – ценного источника по истории России начала XVII в. |
4.
Глава старообрядчества и идеолог раскола, протопоп, писатель. Выступал против церковной реформы Никона. Сослан и затем осужден на церковном соборе 1666–1667 гг. 15 лет провел в земляной тюрьме, где написал «Житие» и некоторые другие сочинения. По царскому указу – сожжен. |
5.
Белорусский и русский общественный, церковный деятель, писатель, поэт. Автор богословского трактата «Жезл правления», направленного против патриарха Никона и вождей раскола. Основоположник поэтического и драматургического жанров в русской литературе. |
6.
Русский зодчий второй половины XVI – начала XVII вв., строитель крепостных сооружений, «церковный и палатный мастер». Строитель стен и башен Белого города в Москве (1585 – 1593 гг.) и крепостных стен Смоленска (1595 – 1602 гг.). |
7.
Русский землепроходец. В 1648 г. совместно с Ф.А. Поповым проплыл от устья Колымы в Тихий океан, открыв пролив между Азией и Америкой, впоследствии названный Беринговым. |
8.
Русский землепроходец, исследователь Восточной Сибири. В 1649 – 1653 гг. совершил ряд походов в Приамурье. Составил «Чертеж реке Амуру». |
9.
Первая русская печатная книга. Из 2000 экземпляров издания сохранилось около 60. Текст публикации был подготовлен митрополитом Макарием. Отпечатанная И. Федоровым и П. Мстиславцем книга стала образцом для последующих изданий. |
10.
Общерусский летописный свод XVI в. Составлен около 1539 – 1542 гг. В 40 – 60-х гг. XVI столетия стал основой Лицевого летописного свода. Один из списков принадлежал патриарху Никону. |
11.
Памятник русской исторической литературы середины XVI столетия. Представляет собой систематическое (по родословным степеням) изложение русской истории от Владимира I Святославича до Ивана IV Грозного включительно. |
12.
Один из ценнейших источников о состоянии Московского государства середины XVII столетия. Написан в 1666–1667 гг. по заказу шведского правительства беглым подьячим Посольского приказа. Содержит описание быта, нравов и политического устройства России. Собственноручно написанный автором оригинал был обнаружен С.М. Соловьевым только в 1838 г. |
13.
Памятник русской архитектуры второй половины XV столетия. Построен в 1475 – 1479 гг. итальянским архитектором А. Фьораванти. До конца XVII в. служил образцом при строительстве храмов в городах и монастырях. Усыпальница московских митрополитов и патриархов «всея Руси». |
14.
Крупнейший архитектурный памятник Москвы, созданный в 1485 – 1495 гг. при активном участии итальянских мастеров М. Фрязина и П. Солари. |
15.
Одно из зданий московского Кремля. Построено в 1487 – 1491 гг. итальянскими архитекторами М. Фрязиным и П. Солари. Широко использовалось как зал для торжественных приемов. |
16.
Памятник русской художественной культуры начала XVI в., некрополь древнего Кремля. Усыпальница русских князей и членов царской семьи (могилы Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III, Ивана Грозного и его сыновей). |
17.
Памятник архитектурного искусства начала XVI в., главная дозорная башня Кремля. В 1812 г. отступавшие из Москвы наполеоновские войска пытались взорвать здание, но, к счастью, оно уцелело. |
18.
Памятник архитектуры, первая каменная шатровая церковь в России. Построен в 1532 г. в честь рождения сына Василия III – будущего царя Ивана Грозного. Включен во Всемирный список исторического и культурного наследия ЮНЕСКО. |
19.
Памятник русской архитектуры середины XVI столетия. Точная дата постройки церкви неизвестна, но есть основания предполагать, что храм был построен в честь принятия в 1547 г. Иваном IV царского титула. Пышный и торжественный образ храма-памятника вполне соответствует величию исторического события в жизни Русского государства, которое он призван был увековечить. |
20.
Памятник русского зодчества XVI столетия. Заложен в 1554–1555 гг. Иваном Грозным в честь взятия Казани. До конца XVII в. – самое высокое здание Москвы (60 метров). Утратил свой первоначальный план, но остался крайне своеобразным памятником московской архитектуры. |
21.
Памятник русской архитектуры XVII в. Построен в 1619 – 1626 гг. по обету царя Михаила Федоровича в дворцовом селе Рубцове в память изгнания из-под стен Москвы отряда украинского гетмана Сагайдачного. |
22.
Памятник русской архитектуры первой половины XVII в. Построен в 1631 – 1634 гг. на средства купца Г. Никитникова. В 1923 г. в здании церкви был открыт Музей живописца Симона Ушакова, но богослужения проводились до 1929 г. |
23.
Памятник русской архитектуры, светское сооружение первой половины XVII в. Построен в 1635–1636 гг. на территории московского Кремля. Росписью помещений здания руководил Симон Ушаков. |
24.
Памятник русской архитектуры XVII столетия. Сооружен в 1649 – 1652 гг. на средства, выделенные царем Алексеем Михайловичем. Последний памятник шатрового зодчества в Москве. В 1938 – 1991 гг. – закрыт. В 1950-х гг. – реставрирован. Имеет статус патриаршего подворья. |
25.
Царский дворец. Построен из дерева в середине XVII в. Снесен в XVIII столетии. |
26.
Памятник ярославской школы архитектуры XVII столетия. Построен в 1647 – 1650 гг. на средства местных купцов братьев Вонифатия и Иоанникия Скрипиных. С 1920 г. – музей. |
27.
Памятник русской архитектуры XVII в. Бывший главный храм ткацкой слободы в Хамовниках. Здание церкви – характерный тип посадского храма, один из ярких и превосходно сохранившихся образцов «нарышкинского барокко». |
28.
Памятник русской архитектуры XVII в. Построен в 1656–1657 гг. Тесно связан с именем Аверкия Степановича Кириллова – крупного государственного деятеля, думного дьяка и богатейшего купца-предпринимателя, который похоронен в подклете церкви. |
29.
Памятник русской архитектуры конца XVII в. Здание церкви построено в 1690 – 1693 гг. и является одним из самых ярких произведений раннего московского барокко. В конце 1930-х гг. – закрыта. С 1980 г. – филиал Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени А. Рублева. |
30.
Крупнейшая светская постройка Москвы XVII в. Сооружено по инициативе Петра I в 1692 – 1695 гг. близ Стрелецкой слободы полка Л.П. Сухарева. Первоначально в здании располагалась школа математических и навигацких наук, а затем – до 1806 г. – Московская контора адмиралтейской коллегии. В 1934 г. – разобрано. |
31.
Памятник русского литейного искусства, мортира. Отлита в 1586 г. русским мастером Андреем Чоховым. Предназначалась для стрельбы каменным «дробом» (картечью), но никогда не стреляла. С начала XVIII в. находится в Кремле. |
Блок заданий 7.АННОТИРОВАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Согласуйте с преподавателем название монографии или двух – трех статей из числа указанных ниже. Прочитайте их и охарактеризуйте в нескольких предложениях каждую публикацию.
Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности //Новый мир. 1988. № 7, 9.
Азбелев С.Н. Об устных источниках летописных текстов: На материале Куликовского цикла //Летописи и хроники: Сб. статей. 1980. М., 1981.
Алпатов М.В. Всеобщая история искусств: Русское искусство с древнейших времен до начала XVIII века // Всеобщая история искусств. В 6 т. М., 1955. Т. 3.
Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства. М., 1967. Т. 1.
Алпатов М.В. Искусство Древней Руси. Памятники XI – XVII вв. М., 1969.
Алпатов М.В. Сокровища русского искусства XI – XVI веков (живопись) Л., 1971.
Алпатов М.В. Андрей Рублев. М., 1972.
Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1974; 2-е изд. М., 1978.
Алпатов М.В. Феофан Грек. М., 1979.
Андрей Рублев и его эпоха. Сб. статей / Под ред. М.В. Алпатова. М., 1971.
Андрианова-Перетц В.П. Человек в учительной литературе Древней Руси // Труды отдела древнерусской литературы. М., 1972.
Андрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. Л., 1974.
Анисимов А.И. О древнерусском искусстве. Сб. статей. М., 1983.
Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М., 1994 (Репринтное воспроизведение издания 1865-1869 гг.).
Баканурский А.Г. Православная церковь и скоморошество. М., 1986.
Белкин А.А. Русские скоморохи. М., 1975.
Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. М., 1984.
Будовниц И.У. Общественно-политическая мысль Древней Руси: XI – XIV вв. М.; Л., 1960.
Бусева-Давыдова И.Л. Символика архитектуры по древнерусским письменным источникам XI – XVII вв.// Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 2. XVI – начало XVIII веков. М., 1989. С. 279-308.
Вагнер Г.К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. М., 1974.
Вагнер Г.К. От символа к реальности: Развитие пластического образа в русском искусстве XIV – XV веков. М., 1980.
Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М., 1987.
Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993.
Вздорнов Г.И. Искусство книги в Древней Руси. Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII – начала XV веков. М., 1980.
Вздорнов Г.И. Феофан Грек. Творческое наследие. М., 1983.
Византия. Южные Славяне и Древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура. М., 1973.
Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси. XII – XV вв. М., 1961 – 1962. Т. 1-2.
Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX – XIX вв. 2-е изд., исправ. и дополн. Л., 1989.
Голейзовский Н.К. Исихазм и русская живопись XIV – XV вв.// Византийский временник. М., 1969. Т. 29. С. 196-210.
Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. М., 1966.
Данилова И.Е. Фрески Ферапонтова монастыря. М., 1970.
Демина Н.А. Андрей Рублев и художники его круга. Сб. статей. М., 1972.
Елеонская Е.Н. Сказка, заговор и колдовство в России. М., 1994.
Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. (Условность древнего искусства). М., 1970.
Ильин М.А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. М., 1976.
Истоки русской беллетристики: Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе. Л., 1970.
Калугин В.И. Струны рокотаху…: Очерки о русском фольклоре. М., 1989.
Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1994: 1996.
Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. М., 1986.
Лазарев В.Н. Феофан Грек и его школа. М., 1961.
Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966.
Лазарев В.Н. Новгородская иконопись. М., 1969; 2-е изд. М., 1982.
Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования. М., 1970.
Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М., 1971; 2-е изд. М., 1980.
Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI – XV вв.М., 1973.
Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала ХVII в. М., 1983.
Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого: Конец XIV – начало XV в. М.; Л., 1962.
Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд., доп. М., 1979.
Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.;Л., 1947.
Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984.
Лотман Ю.М. Проблема византийского влияния на русскую культуру в типологическом освещении // Византия и Русь. М., 1989.
Плюханова М. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995.
Поляков Л.В. Философские идеи в культуре Древней Руси. М., 1988.
Померанцев Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1995.
Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.,1981.
Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.
Свирин А.Н. Искусство книги в Древней Руси (XI – XVII вв.) М., 1964.
Успенский А.А. Богословие иконы православной церкви. М., 1989.
Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990.