Собор в Реймсе еще быстрее — между 1212 и 1233 гг

собор в Реймсе еще быстрее — между 1212 и 1233 гг - student2.ru

1. Три портала, соответствующие главным нефам.

собор в Реймсе еще быстрее — между 1212 и 1233 гг - student2.ru собор в Милане

2. Галерея, тонкие, изящные колонки и килевидные арки подчеркивают устремленность вверх.

собор в Реймсе еще быстрее — между 1212 и 1233 гг - student2.ru собор в Реймсе еще быстрее — между 1212 и 1233 гг - student2.ru

3. Роза — витраж над центральным порталом (особенность французских соборов).

собор в Реймсе еще быстрее — между 1212 и 1233 гг - student2.ru собор в Реймсе еще быстрее — между 1212 и 1233 гг - student2.ru

4. Галерея королей, арки.

5. Ажурные башни, обычно четырехугольные, над западным фасадом. Каждая сторона башни сплошь закрыта окном.

собор в Реймсе еще быстрее — между 1212 и 1233 гг - student2.ru

Для готического стиля, как уже отмечалось, характерна стрельчатая (килевидная) арка (она приходит на смену полуциркульной). собор в Реймсе еще быстрее — между 1212 и 1233 гг - student2.ru

Но составляет сущность готики не она сама по себе, а ее роль. Стрельчатая арка встречается и в романском стиле. Но там она имела только декоративное значение, а в готике — конструктивное — для свода. Стрельчатый свод влечет за собой применение опорных арок (аркбутанов). Сущность готического зодчества состоит в соединении стрельчатого свода с целой системой подпорок. Свод, по сути, покоится на столбах. Стены не несут тяжести. Давление бокового свода главного нефа (корабля) переносится на контрфорсы при помощи перекинутых через боковые нефы опорных арок (аркбутанов). Контрфорсы увенчаны фиалами (башенками). У романского собора стены держат конструкцию, а у готического каркас архитектурных деталей и конструкция держат весь ансамбль... (см.: Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. Готика. М., 1987).

собор в Реймсе еще быстрее — между 1212 и 1233 гг - student2.ru

Рассмотренные особенности готической архитектуры позволяли создать иллюзию оторванности от земли огромных, высоких соборов. Контраст размера здания и впечатление парения над землей создавали и создают по сей день невероятный эстетический эффект. Как здесь не вспомнить стихотворение О. Мандельштама о Соборе Парижской Богоматери! Оно как будто раскрывает все тонкости замысла зодчих эпохи готики:

Где римский судия судил чужой народ,

Стоит базилика, и — радостный и первый —

Как некогда Адам, распластывая нервы,

Играет мышцами крестовый легкий свод.

Но выдает себя снаружи тайный план,

Здесь позаботилась подпружных арок сила,

Чтоб масса грузная стены не сокрушила, —

И свода дерзкого бездействует таран.

Стихийный лабиринт, непостижимый лес,

Души готической рассудочная пропасть.

Египетская мощь и христианства робость,

С тростинкой рядом дуб — и всюду царь — отвес!

Но чем внимательней, твердыня,

Я изучал твои чудовищные ребра —

Тем чаще думал я: из тяжести недоброй

И я когда-нибудь прекрасное создам.

Особенно выразительны и оригинальны окна готического собора. Они состоят из разноцветных стекол — витражей. Витраж — один из видов живописи, успешно разрабатывавшийся в период готики.

собор в Реймсе еще быстрее — между 1212 и 1233 гг - student2.ru собор в Реймсе еще быстрее — между 1212 и 1233 гг - student2.ru собор в Реймсе еще быстрее — между 1212 и 1233 гг - student2.ru собор в Реймсе еще быстрее — между 1212 и 1233 гг - student2.ru

церковь Сен- Шапель в Париже

Многие витражи были даром ассоциаций ремесленников. Таким образом, ремесленники воздавали благодарность Богу за их благополучие и процветание. К тому же мастерам хотелось прославиться и увековечиться в храмовых памятниках. Если приведенное выше стихотворение О. Мандельштама раскрывало суть готической архитектуры, то стихотворение М. Волошина удивительно точно передает настроение, привносимое светом, льющимся через витражные окна готического собора:

Гаснет день.

В соборе все поблекло.

Дымный камень лиловат и сер.

И цветами отцветают стекла

В глубине готических пещер...

В них горит вечерний океан,

В них призыв далекого набата,

В них глухой, торжественный орган,

В них душа стоцветая распята.

В целом, можно сказать, что готика — это уже рефлексия над собственным религиозным сознанием. Архитектурными памятниками готического искусства являются во Франции собор Нотр-Дам де Пари (Парижской Богоматери) (XII-XIV вв.),

собор в Шартре (XII-XIV вв.), собор в Реймсе еще быстрее — между 1212 и 1233 гг - student2.ru

собор в Реймсе (1211-1330);

в Германии — собор в Кёльне (XIII-XIX вв.). собор в Реймсе еще быстрее — между 1212 и 1233 гг - student2.ru

Скульптура готическая — круглая, но фронтальная. Так же, как и в романском стиле, она выполняет подчиненную роль. В ней соблюдена мера идеального и реального. Наблюдается органичное слияние содержания и формы. Но Божество трактуется иначе. Готическое искусство носит более индивидуализированный характер образов (в сравнении с романским стилем). В образе Христа, например, начинают подчеркиваться черты прощения, доброты, личностности. Христос предстает не столько грозным судией, сколько мучеником за грехи людей. Достаточно часто художники этого периода обращаются к образу Богоматери. Примером может служить портал собора в Шартре. Дюби, осматривая Королевский портал западного фасада этого собора, подчеркивает, что несмотря на прежние мотивы (видение Апокалипсиса: Господь вершит Последний Суд), картина Страшного суда лишена налета ирреальности. Господь представлен в узнаваемом человеческом облике. Дюби пишет: «Готика XIII века уже не возвещает конец света как леденящую кровь катастрофу. То, что в тысячном году представлялось страшным катаклизмом, в эту эпоху князья церкви рисуют как радостное освобождение.». (Дюби Ж. Указ. соч. С. 123).

Кроме романского и готического стилей, средневековая архитектура широко пользовалась еще двумя стилями: византийским в Италии (в Венеции — собор св. Марка, отчасти Дворец дожей и др.) и арабским (мавританским) в Испании (наиболее известный памятник — собор в Севилье, переделанный из арабской мечети).

Наши рекомендации