Удары речного транспорта
(1) При необходимости устанавливают лобовые и боковые расчетные динамические усилия
от речных судов.
Примечание — Значения лобовых и боковых динамических усилий допускается указывать в национальном приложении или в рамках конкретного проекта. Ориентировочные значения для ряда стандартных параметров судов и стандартных расчетных ситуаций, включая эффекты от добавочной динамической массы,
а также для судов с другой массой, содержатся в таблице С.3 (приложение С).
(2) Силу трения при ударе FR, действующую одновременно с боковым ударным усилием Fdy,
определяют по формуле (4.1)
FR = mFdy, (4.1)
где m — коэффициент трения.
Примечание — Коэффициент трения m допускается указывать в национальном приложении. Рекомендуемое значение m = 0,4.
(3) Ударные усилия следует прикладывать в зависимости от осадки судна (с грузом или без груза) на определенной высоте относительно максимально пригодного для плавания уровня воды. Следует определять высоту и площадь приложения ударного усилия bh.
Примечание 1 — Высоту и площадь приложения ударного усилия bh допускается определять в национальном приложении или в рамках конкретного проекта. При отсутствии точных данных усилие допускается прикладывать на высоте 1,5 м от уровня воды. Допускается площадь приложения ударного усилия bh при
b = bpier и h = 0,5 м — для лобового удара и площадь bh при b = 1,0 м и h = 0,5 м — для бокового удара.
При этом bpier — ширина препятствия на водном пути, например ширина опоры моста.
Примечание 2 — При определенных условиях допускается учитывать, что судно приподнимается над пятой или фундаментным блоком перед столкновением с опорой.
(4) При необходимости рассчитывают настил моста на восприятие эквивалентного статического усилия от столкновения с судном, действующим перпендикулярно продольной оси моста.
Примечание — Значение эквивалентного статического усилия допускается указывать в национальном приложении или в рамках конкретного проекта. Ориентировочное значение составляет 1 МН.
Удары морских судов
(1) Необходимо устанавливать лобовые расчетные эквивалентных статических ударных усилий от морских судов.
Примечание — Числовое значение лобовых и боковых динамических ударных усилий допускается указывать в национальном приложении или в рамках конкретного проекта. Ориентировочные значения указаны
в таблице С.4 (приложение С). Допускается интерполяция этих значений. Значения распространяются на типовые водные морские пути, за пределами этой зоны допускается их уменьшение. Для малых судов усилия допускается определять в соответствии с С.4 (приложение С.4).
(2) При необходимости следует рассматривать удар носовой частью, кормой и бортом. Удар носовой частью учитывают в направлении основного движения с максимальным угловым отклонением 30°.
(3) Силу трения FR, действующую одновременно с боковым ударом, определяют по формуле (4.2)
FR = mFdy, (4.2)
где m — коэффициент трения.
Примечание — Коэффициент трения m допускается указывать в национальном приложении. Рекомендуемое значение m = 0,4.
(4) Положение и площадь, к которой прикладывают ударное усилие, зависят от геометрии сооружения, размера и геометрии судна (например, наличие или отсутствие выпуклостей), осадки судна
и особенностей балансировки, а также приливов и отливов. Вертикальный диапазон для положения точки удара определяют исходя из самых неблагоприятных условий движения судов.
Примечание — Зону удара допускается устанавливать в национальном приложении. Рекомендуется определять площадь удара следующим образом: 0,05l в высоту, 0,1l в ширину (l — длина судна). Положение точки удара следует указывать в границах от 0,05l ниже расчетного уровня воды до 0,05l выше расчетного уровня воды (рисунок 4.4).
Рисунок 4.4 — Ориентировочные поверхности удара морских судов
(5) Усилия на верхние части сооружений устанавливают с учетом высоты конструкции и типа судна. Как правило, усилия на верхние конструкции мостов будут ограничиваться пределом текучести верхних конструкций судна.
Примечание 1 — Ударное усилие допускается указывать в национальном приложении или в рамках конкретного проекта. Ориентировочное значение составляет от 5 % до 10 % усилия от удара носовой частью.
Примечание 2 — В случаях, когда вероятен удар только лишь мачты по верхним частям сооружения, ориентировочное расчетное усилие составляет 1 МН.