Искусство: архитектура, живопись, музыка в Киевской Руси
Искусство Киевской Руси развивалось в общем русле средневековой европейской культуры и было неразрывно связано с церковью и христианской верой. В то же время славянские мастера имели свои стойкие, вековые традиции языческого искусства. Потому, восприняв много чего из Византии, они произвели самобытный, неповторимый стиль и создали настоящие шедевры искусства.
В Киевской Руси сложились школы живописи, архитектуры, литературные школы, начал формироваться национальный эпос. Его героями были Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич, а также Минула Селянинович, олицетворявший мощь и упорство древнерусского крестьянина.
На протяжении столетий у восточных славян накапливался богатый опыт архитектуры, сложилась национальная традиция городостроительства. Долгое время как главный строительний материал использовалась, что была в достатке древесина.
Качественно новый уровень развития архитектуры связан с переходом от деревянного к каменному и кирпичного строительству. С принятием христианства началось сооружение храмов, которые являют собой самостоятельную древнерусскую переработку византийских образцов. [1, 3]
Каменное строительство христианских храмов началось сразу после принятия христианства: в 989 г. — в Киеве построена Десятинная церковь Успения Богородицы, Собор киевской Софии возведен во времена Ярослава Мудрого.
На центральной площади древнего Киева свели церковь Успения Богородице. Церковь была прозвана Десятинной потому, что Владимир специальной грамотой отдал десятую часть великокняжеских прибылей. Судьба церкви сложилась трагически: когда в Киев ворвались орды, она стала последним рубежом обороны и была разрушена. В наши дни расчищен и сохраняется ее фундамент.
Особенного значения предоставлялось куполу, который, с точки зрения богословия, выполнял не только эстетичную, но и культовую функцию. Его назначение концентрировать духовную энергию людей, «молитвенное горение» и направлять в небо. Считалось, если молитва отдельного человека может «не дойти» до Бога, то молитва многих людей, сконцентрированная куполом, будет обязательно услышана. Согласно с византийской традицией купола покрывали свинцовыми, позолоченными куполами. Оба цвета золотистый и зеленый считались в Византии священными.
Воплощением главных архитектурных достижений Руси стал Софийский собор, какой сохранился до наших дней, но в очень перестроенном виде. Он был построен при Ярославе Мудром на месте его победы над печенегами и задуманный как символ политического могущества Руси.
От Киевской Руси до нас дошли только памятники церковной архитектуры: церкви, монастыри. Одним из первых монастырей был Киево-Печерский, основанный в середине XI в. Явление пещерного затворничества пришло на Русь вместе с христианством, это явление христианской духовной культуры — психия — путь преображения человеческого духа через аскетизм, молчальничество, уход от мира, концентрацию на молитвах.
Памятником архитектуры мирового значения является и ансамбль Киево-печерской лавры. Сооружение главного собора Успенская церковь была важным этапом в развитии киевской архитектуры. С нее началось распространение однокупольных храмов, основного типа храма в период феодальной раздробленности. Церковь была разрушена а сегодня она возобновлена.
В целом в искусстве Киевской Руси, как и в искусстве Западной Европы, значительную роль играла архитектура. [2, 3, 5]
Ведущими жанрами изобразительного искусства Киевской Руси были иконописание и книжная миниатюра.
Жанры монументального искусства фреска и мозаика складывались на основе византийских школ. Фресками, росписями водяными красками по сырой штукатурке укрывались стены православных храмов. Такая техника требовала от художника высокого мастерства, быстрого и точного нанесения рисунка. Соответственно всю композицию необходимо выполнить в течение одного дня. Зато краски хорошо высыхают вместе со штукатуркой, благодаря чему не осыпаются и не выцветают. Рецепты составления красок держались в суровом секрете, передавались от мастера к ученику. Благодаря прекрасным свойствам этой техники древнерусские росписи выдержали испытание временами. Значительной сложностью не только в художественном плане, но и технологическом отмечено искусство мозаики. Мозаичные изображения состояли из смальты, секрет изготовления которой пришел из Византии и был потерян во время монголо-татарского ига. Цветовая гама смальты насчитывала множество оттенков (например, зеленая свыше 30, красная и синяя по 20). При изготовлении золотой смальты тонкую металлическую пластину вмещали между слоями прозрачного стекла.
Целый мир древнерусского искусства в единственном ансамбле архитектуры, живописи и декоративно-прикладного и дошел до нас в Киевском Софийском соборе. И мозаики, и фрески выполнены единственным замыслом, в единственном стиле. Мозаики украшают преимущественно центральную часть собора, прежде всего алтарь. Их палитра насчитывает 177 оттенков. Способность мозаик мерцать в свете солнечных лучей и свеч объясняется тем, что мастера применяли такой прием: мозаичное цветное стекло вдавливалось в сырую поверхность штукатурки под разными углами. Фигуры были прекрасно видно из любой части помещения и словно оживали, двигались, что исправляло и производит большое впечатление. Главная мозаика величественная и суровая фигура Христа-Вседержителя на своде центрального купола. Автор обнаружил глубокое понимание особенностей монументальной живописи: изображение выполнено широкими линиями, большими цветовыми площадями. Наверно, наиболее знаменитая мозаичная Богоматир-Оранта.
Оранта название в византийской традиции сюжета с изображением Богоматери, которая в молитве. Все стены, столбы и своды Софийского собора укрывала фресковая живопись. Разработка тематики фресковых росписей собора была делом большой государственной важности, руководил ею один из наиболее приближенных к князю Ярослава людей митрополит Илларион. Росписи читаются как книга, складываются в три циклы: евангельские, библейские сюжеты и жития святых заместителей княжеского рода. Башни, где располагается лестница, которой поднимался князь и его приближенные, не являются культовым помещением, потому их стены были украшены фресками, написанными на светские бытовые темы («Скоморохи», «Охота на медведя», другие).
На стене под арками хоров содержалась большая композиция с изображением Ярослава, который подносит Христу модель Софийского собора, и всей княжеской семьи. До наших дней наилучше сохранился портрет женщин великокняжеской семьи. Софийский собор донес к нам единственные во всей Европе образцы светской монументальной живописи ХI в.
В прямой связи с введением христианства находится возникновение и развитие национальной традиции иконописного искусства. Иконы писались на досках. Доску укрывали особенным, потом наносили рисунок, по которому писали красками, растертыми на яичном желтке. Темы, композиции, цветовая гама изображений на иконах подчинялись суровым правилам канона. Мастера умели, наделять свои произведения неповторимыми индивидуальными чертами, наполняли свои изделия настоящими чувствами. В «Киево-печерском патерике» описано житие знаменитого мастера Алимпия Печерского. Самые давние из икон, которые сохранились до сих пор, датируются приблизительно временами Владимира Мономаха. Привезенная из Византии икона «Владимирская Богоматерь» послужила основой целого ряда икон, которые получили название «Восхищения».
Появление искусства книжной миниатюры совпадает с появлением самых давних письменных достопримечательностей. Рукопись с цветными иллюстрациями называлась «лицевой». Изображением трех евангелистов Иоанна, Луки и Марка было украшено Остромирово Евангелие. «Лицевым» знаменит «Изборник» Святослава. Кроме сюжетных иллюстраций, книги много орнаментировались.
В жизни людей Киевской Руси значительное место занимали песни и танцы. Песня сопровождала разные, календарные праздники. Знаменитые фрески башни Софийского собора в Киеве дают изображение музыкантов и танцоров. За этими изображениями, а также из, летописей мы знаем о музыкальных инструментах Руси – рог и гудок. [2, 5]
Список использованной литературы
1. История России с древнейших времён до конца 20 века. / Колл. авторов. – М.: Дрофа, 2001.
2. История России. С древнейших времён до конца 20 века. В 3-х т. / отв.ред. А.Н. Сахаров. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.
3. История России с древнейших времён до наших дней: учебник / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахаров. – Москва: Проспект, 2011. – 768 с.
4. Ключевский В.О. О русской истории: [Сборник] / Сост., авт. предисл. и примеч. В.В. Артемов; Под ред. В.И. Буганова. – М.: Просвещение, 1993. – 576 с.
5. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. История России с древнейших времён до наших дней. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. – М.: «ПБОЮЛ Л.В. Рожников», 2001. – 520 с.