Вторая группа инструментов для линейной графики
Эта группа состоит из следующих современных инструментов; графоса (самопишущей ручки с перовыми и трубчатыми насадками); фломастера (баллона с типографской краской, питающей фетровый наконечник): рапидографа (самопишущей ручки с трубча-то-игольчатыми оголовниками); автоматического карандаша с выдвижными тонкими грифелями, рейсфедера. Все эти инструменты приспособлены для изображения линий одной толщины. Только опытный график, манипулируя поворотом фетра фломастера или иглы рапидографа под разными наклонами и с разным нажимом, может выполнить линию переменной толщины. Как правило, все названные инструменты (кроме фломастера) предназначены для черчения (рис. 11 — 13). Кроме того, отличительной особенностью названной группы инструментов (кроме механических карандашей) является невозможность их исправления. Линии, проведенные графосом, фломастером, ра-пидографом, рейсфедером очень трудно исправить, так как для этого требуется срезать изображение с бумаги или закрыть неправильно проведенную линию слоем белил. Такая особенность вынуждает графика работать с повышенным вниманием, четко контролировать себя, так как любая неточность приводит к искажению рисунка, снижению качества чертежа. В учебной графике эта группа инструментов часто используется специально с целью развития внимания учащихся, приобретения навыков точного выражения несколькими линиями сущности изображаемого предмета.
Циркульные кривые вычерчивают с помощью циркулей различной величины и устройства. Комплект циркулей, измерителей, рейсфедеров и разнообразных насадок называется готовальней. Современные готовальни имеют специальные приспособления, позволяющие вычерчивать кривые как с помощью рейсфедеров, так и с помощью оголов-ников ранидографа. Имеются готовальни, комплектуемые различными насадками графоса (рис. 10).
Освоение навыков использования рейсфедера, фломастера, графоса, ранидографа, тонкого автоматического карандаша-микрографа целесообразно после освоения техники использования обыкновенного карандаша, пера, тонкой кисти, угля. В случае преждевременного знакомства с работой рапидофафом, фломастером неопытный человек сковывает сбои изобразительные навыки, стиль его графики становится сухим, примитивным. Это объясняется тем, что неопытный рисовальщик, используя в рисунке, чертеже линию одной толщины, тем самым обрекает себя на выражение творческих замыслов с помощью весьма ограниченных но выразительности средств. В результате вырабатывается грубая манера рисунка или чертежа, лишенная гибкости и точности применения богатой гаммы средств линейной графики.
Требования к инструментам.
Рейсфедеры являются идеальными инструментами для вычерчивания прямых и кривых линий, составляющих основу любого чертежного изображения. Изображение рейсфедера — чертежного инструмента с регулируемой винтом шириной развода лопастей металлического пера — относится к XIII в. Позднее, в XV в. появляются несколько разновидностей рейсфедеров с разной шириной лопастей, которые в зависимости от назначения инструмента имеют разнообразную кривизну профиля и остроту окончания. Разница формы оголовника рейсфедеров объясняется тем, что для вычерчивания тонких линий удобны небольшие инструменты с узким и острым окончанием лопастей; для вычерчивания толстых линий удобны инструменты с лопастями широкими, с плоским округлым окончанием; для вычерчивания окружностей и кривых лучше всего подходят рейсфедеры малой и средней величины с клювообразным профилем загиба лопастей и т. д,
Качество рейсфедера определяется следующими требованиями: очертания лопастей инструмента при взгляде сверху и снизу должны быть симметричными без асимметричного стачивания одной из сторон лопасти; при взгляде сбоку концы лопастей инструмента должны быть одинаковой длины, т. е. одна из лопастей не должна выступать относительно другой (в этом случае рейсфедер царапает бумагу); лопасти рейсфедера не должны иметь заусенцев, острых выступов, зазубрин, перекосов. Дефекты лопастей рейсфедера устраняются затачиванием на мягком оселке (кругообразными движениями с легким нажимом). Заточка завершается зачисткой поверхности лопастей мелкозернистой наждачной шкуркой и суконкой. Навыки работы с рейсфедером заключаются в умении содержать инструмент в чистоте, заправлять его качественным раствором ту [пи {или гуашевон, темпер-поп краски) такого объема, который не приводит к вытеканию жидкости из полости лопастей, каплеобразным утолщениям в начале и в конце линии при соприкосновении с бумагой или отрыве инструмента от плоскости чертежа. Необходима также выработка навыка правильного держания рейсфедера в процессе черчения. Лучшее его положение — вертикальное по отношению к плоскости бумаги или слегка наклонное в сторону движения инструмента. Вести линию необходимо плавно с одинаковым нажимом на бумагу. При сильном нажиме лопасти рейсфедера расходятся, царапают бумагу, что приводит к утолщению контура линий или образованию капель. Грубое обращение с инструментом способствует искривлению и стачиванию лопастей, является причиной непроизвольного и стенания раствора туши на бумагу.
Графос — перьевая насадка с ручкой, снабженной внутренним резервуаром для туши (рис. 11). Специфика работы с графосом мало отличается от аналогичных процессов с применением тонких рейсфедеров. Главное для качественного использования графоса — это чистота его пера и подбор правильной густоты раствора туши. Излишне разбавленная тушь приводит к образованию капель, загустевший тушевой раствор быстрее засыхает, что ведет к затрудненному функционированию инструмента, прерывистым линиям, прочеркам н т. д. Требования к качеству начертания липни с помощью графоса аналогичны требованиям к технике владения рейсфедером — инструмент необходимо вести по бумаге строго вертикально к ее поверхности и без нажима. В процессе черчения плоскость пера, графоса, рейсфедера должна быть параллельной направлению изображаемой линии.
Ра ни до графы — самые распространенные из выпускаемых в наше время чертежных инструментов. Рапплограф — самопишущая ручка с трубчато-игольча-тым оголовнпком.
Несмотря на общую схожесть принципа устройства раппдографов имеются фирменные различия в конструкции и качестве материала трубчатого завершения оголовника — поршня с иглой, крепления баллона для туши, форме корпуса, защитного колпачка и его деталей (рис. 12). Лучшими считаются рапидографы такой конструкции, в которых при любых условиях работы игла с поршнем свободно перемещается в корпусе оголовника, исключено просачивание тупш в месте выхода трубки, все детали рапидографа легко разбираются и могут без затруднения подвергаться чистке и последующей сборке. Эти свойства легко выявляются в процессе непродолжительной работы с инструментом. Если во время черчения рапидографом можно получить ровные линии без прочерков и перерывов, при встряхивании из оголовника не каплет, игла свободно движется в трубке (о чем свидетельствует легкое постукивание поршня иглы внутри оголовника); то качество рапидографа вполне удовлетворительное. Если к тому же специальная тушь для заправки рапидографа долго не сохнет внутри инструмента, не образует загрязняющего слоя на внутренней поверхности оголовника и баллона, инструмент после длительного перерыва моментально готов к работе, дает хорошее качество штрихов и линий, то вам досталась хорошая по конструкции модель инструмента.
Успешная работа с рапидографом зависит от соблюдения ряда обязательных для всех видов конструкций правил. Инструмент в перерывах между работой СОВЕТУЕМ: 1) чисто промыть и очистить; в процессе работы периодически встряхивать для того, чтобы игла с поршнем свободно двигалась в трубке, без чего невозможно качественное выполнение линий; 2) заправлять рапидограф только специальной тушью, заливая ее в баллон в количестве не большем, чем требуется для одно-трехдневной работы (если излишки туши остаются в рапидог-рафе на долгое время, то тушь высыхает и инструмент засоряется); 3) в процессе работы постоянно протирать рабочие части инструмента чистой тканью.
При работе с рапидографом НЕ СОВЕТУЕМ: 1) сильно давить на трубча-то-игольчатую насадку, так как при этом портится инструмент, засоряется игла, царапается бумага;
2) заправлять баллон химической тушью или чернилами, так как в этом случае все части рапидографа нужно промывать сразу после окончания черчения; 3) пользоваться для разборки и сборки инструмента нефирменными от-иертками, прикладывать большие усилия при развинчи-ванни и завинчивании деталей с резьбой.
Рапидографы имеют па оголовннках маркировку, обозначающую толщину линий, для начертания которых предназначен каждый инструмент. Маркировка обозначает диаметр рабочей трубчато-игольчатоп оконечности оголовника или в десятых долях миллиметра - 0, 1; 0, 2; О, 3; 0, 4; 0, 5; 0, 6; 0, 7; 0, 8; 1, 0; 2, 0 мм, или в сотых долях миллиметра, а именно - 0, 13; 0, 15; 0, 18; 0, 25; 0, 35 мм. Такая широкая гамма линий, получаемых с помощью рапидографа, необходима скорее в техническом черчении. В АГ для черчения особенно широко употребимы: для начертания тонких линий — 0, 1; 0, 13; 0, 15; 0, 18; 0, 2 мм; для начертания средних линий — 0, 25; 0, 3; 0, 35 мм; для начертания толстых разрезных линий — 0, 5; 0, 7; 0, 8 мм. Для заливки тушью поверхностей чертежного изображения - 1, 0; 1, 2; 1, 4 мм (рис. 12).
В настоящее время разработаны специальные составы тушевых заправок и специальные рапидографы с трубчатым окончанием из металлов особой закалки, которые позволяют наносить тушь на фото — и синтетическую пленку, металлические поверхности, фанеру, оргалит и пр. Инструменты для таких целей имеют специальную цветную и буквенную маркировку, которая повторяется и на флаконах специальной тушевой заправки. Употреблять такую тушь и рапидографы для работы на бумаге и кальке не рекомендуется.
Во время работы рапидограф следует держать строго перпендикулярно по отношению к плоскости бумаги. В противном случае трубчатая насадка стачивается, и инструмент царапает бумагу.
Приспособления, необходимые для работы с рапидографами:
рапидомат— специальное устройство, предотвращающее засыхание туши в трубчато-игольчатом оголовннке рапи-дографов. Принцип действия рапидома-та основан на том, что оголовники рапидографа помещаются в специальные гнезда, нижние части которых расположены в герметичной полости с повышенной влажностью. Влажность герметичных полостей рапидомата обеспечивается специальной прокладкой из пористого пенопласта, смоченного водой. Ра-пидоматы на 3, 4, 5 и 8 гнезд выпускаются как в виде частей, встроенных в футляры для хранения рапидографов, так и в виде автономных устройств, устойчивость которых обеспечивается за счет утяжеления данной части рапидомата металлическими грузами;
угольники, лекала, линейки, предназначенные специально для работы с рапидографами и рейсфедерами, должны иметь кромки с подсечкой. Такое устройство препятствует затеканию туши под плоскость угольника, линейки, лекала. Лучшие образцы таких инструментов изготавливаются из прозрачной пластмассы особой прочности.
Для стирания тушевых изображений с поверхности кальки и бумаги применяются специальные ластики —простые и с электроприводом (нечто вроде фрезы, срезающей загрязненную поверхность бумаги).
Фломастеры— баллоны со стержнем из фетра. Фломастер ранее употреблялся как инструмент для маркировки тары. В 1950—1960-х годах выпускались фломастеры только с толстыми фетрами. В 1970—1980-е годы промышленность освоила выпуск фломастеров с тонкими фетрами и маркировкой, аналогичной с рапидографам. В настоящее время фломастеры широко применяются в черчении и рисовании, хотя качество линий, полученных с помощью фломастера, отличается своими особенностями — линия имеет нечеткие, расплывчатые границы, подплывает при работе на любой бумаге (кроме ватмана и кальки). Если рейсфедер, графос, рапи-дограф в процессе черчения необходимо вести перпендикулярно к плоскости бумаги, то для работы с фломастером это не обязательно. Фломастером можно чертить и рисовать с любым наклоном, чем достигаются разные по своей выразительности графические эффекты (рис. 13). Эти свойства фломастера учтены и использованы в конструкции нового инструмента типа «вари-ограф», который представляет собой заправляемый специальной тушью инструмент с фетровыми игольчатыми оголов-никами толщиной 0, 2; 0, 3; 0, 5; 0, 7 мм. Длину фетра можно регулировать, при снашивании фетр можно заменять. С помощью вариографа удобно рисовать, наносить на бумагу линии и штрихи с переменным нажимом,
Тонкие автоматические карандаши ^микрографы» — инструменты, получившие особенно широкое распространение в конце 1970-х — начале 1980-х годов. С помощью этих инструментов осуществляется подавляющая часть карандашной чертежной графики. Автоматические карандаши имеют маркировку 0, 3; 0, 5; 0, 7 мм и т. д. Следует помнить, что тонкие графитные стержни, заправляемые в автоматический карандаш, очень хрупки, из-за чего необходимо осторожно регулировать длину грифеля при его выдвижении из цанги. При любом жестком нажиме на грифель его конец обламывается.
Работа с автоматическим карандашом допускает держание инструмента наклонно по отношению к плоскости бумаги. Грифили микрографа выпускаются в нескольких вариантах мягкости — 2Н, Н; Г; В; 2В. Чертеж и рисунок, исполненные микрографом, отличаются особым изяществом и сдержанной простотой. Требования к бумаге:
а) при работе рейсфедером и флома стером нет особенно жестких требова ний к качеству бумаги. Желательно чертить на бумаге с плотной поверхностью (ватмане или картоне), но и на плохой бумаге с рыхлой, ворсистой поверхностью рейсфедеры и фломастеры можно
применять для начертания линий. Чем ниже качество бумаги, тем шире и с более округлым окончанием должны быть лопасти рейсфедера, тем толще должен
быть фетр фломастера;
б) при работе графосом, рапидографом, вариографом, микрографом необходимо особо обращать внимание на качество бумаги. Эти инструменты хорошо функционируют при черчении на бумаге с гладкой, плотной поверхностью (чертежном ватмане), специальной карандашной и тушевой кальке, миллиметровке. На поверхность таких листов хорошо ложится тушь; перо рафоса, трубка рапидографа, тонкий грифель автоматического карандаша движутся без
затруднения, не царапая бумагу. Если пытаться работать перечисленными инструментами на бумаге с рыхлой, крупнофактурной, ворсистой поверхностью, то перо графоса, трубчатоигольчатая насадка рапидографа засорятся, тушь идет с затруднениями, контуры линий
расплываются. Тонкие грифели автоматических карандашей при работе на грубой бумаге обламываются.
Третья группа
Эта группа состоит из приспособлений, с помощью которых линейная графика моделируется из готовых элементов. К этим устройствам относятся лет-расет, специальные трафареты и шаблоны.
Летрасет — изображение линий, различных фактур, шрифтов, деталей антуража и оборудования, нанесенное на листы прозрачной бумаги методом декалькомании {рис. 17, 2), Применение летра-сета экономит время, сообщает чертежу четкость, ясность, универсальность восприятия символики графической информации. Однако специалист, применяющий летрасет, целиком зависит от качества линейного рисунка, воспроизведенного в промышленном образце. К сожалению, большинство образцов лет-расета по характеру линейного изображения оставляет желать много лучшего. В обучении применение летрасета целесообразно только после освоения культуры линейной графики, воспроизведенной собственными руками.
Трафареты — листы из толстой пластмассы, пластмассовых пленок с вырезанными контурами изображений деталей оборудования; условных обозначений, применяемых в техническом, картографическом, архитектурном черчении; контуров окружностей, эллипсов и т. д. Трафареты значительно экономят труд чертежника, инженера, архитектора, учащегося архитектурной школы, однако их использование целесообразно только при работе над графическими чертежами, где характер графики должен быть предельно информативным с широким использованием условной символики, особым стилем огрубленной линейной графики в сравнительно толстых линиях. Эти приспособления широко применяются в рабочем черчении, работе над техническими чертежами и схемами в архитектурной школе. В обучении к такому стилю графики нужно готовить целенаправленно. Навыки композиционной работы, приобретенной на начальных этапах обучения в процессе рисунка, черчения с применением различных простейших инструментов, формируются в определенную культуру. Эти навыки позднее, на старших курсах архитектурной школы, способствуют грамотному, сознательному использованию летрасетов, трафаретов, шаблонов. Освоение приемов линейной графики является основой изобразительной культуры архитектора, учащегося архитектурной школы, за которым следует процесс овладения гаммой приемов тональной графики
Архитектурный шрифт.
Специфика шрифтового оформления проектного чертежа
Шрифтовое оформление архитектурно-строительных чертежей подчинено определенным правилам и установкам ГОСТ 2. 304—81. Особенности стандартного оформления чертежей широко отражены в специальной литературе [17, 8] и требуют дополнительных разъяснений, Однако в практике архитектора доля чертежей, оформляемых согласно нормативам ГОСТа, существенна, но не исчерпывает всех вариантов чертежных, .эскизных и рисованных проектных и графических документов. В проектной работе часто возникают ситуации, требующие быстрого исполнения от руки с помощью карандаша, пера, рапидографа, фломастера, шрифтовых и цифровых таблиц, надписей и размеров. В любом случае архитектор должен владеть грамотой начертания шрифта, понимать особенности графического построения различных букв и цифр. Особенно необходимы эти навыки в обучении. Учащийся архитектурной школы исполняет множество учебных заданий и расчетных работ, которые надо подписывать, снабжать размерами, масштабами и заголовками. Как правило, именно в архитектурной школе вырабатывается свой, индивидуальный стиль шрифтового оформления проектного чертежа. Однако такое умение приходит не сразу. Кроме весьма существенных по своему значению обычных сведений об истории развития шрифтовой культуры, стилистике латинского, славянского и русского шрифта студенту необходимо знать простейшие практические приемы и правила, на которых зиждется изобразительная грамота шрифтовых и цифровых построений. Итак для того, чтобы грамотно оформить чертеж шрифтом и цифрами, необходимо знать нижеследующие правила.
Пропорциональный строй различных шрифтовых надписей.Прежде чем сделать любую надпись, необходимо рассчитать ее длину и высоту. Количество знаков в одной строке будет зависеть от пропорций букв избранной шрифтовой гарнитуры. На рис. 100, 101 показаны заглавные буквы разных гарнитур, вписанные в строку одинаковой высоты. Ясно видно, что количество букв в строке одной и той же длины зависит от пропорций буквенного строя каждой гарнитуры, Если пропорции букв близки к квадрату, то их количество в строке меньше, чем в случае более узких пропорций букв при аналогичной высоте шрифтовой полосы. Следует обратить внимание на разность начертания букв круглых (например таких, как О, Ф и С). букв, пропорции которых приближаются к прямоугольным (на— пример таких, как И, Н, М, П и т. д.), а также букв остроугольных (например, Л, А, Д) и асимметричных (таких как Б, В, К, Ь, Ъ, Я и т. д.). Каждая из этих групп букв имеет свои особенности начертания и построения. Например, при круглой форме букв О и С их верхний и нижний контуры слегка выходят за границы строки (см. рис. 100). Понимание этих особенностей помогает грамотно строить каждую букву, правильно рассчитывать ритмический строй строки и слова.
Интервалы между буквами и словами. Буквы прямые и наклонные.В шрифтовом оформлении чертежа большое значение имеет правильность расчета интервалов между буквами и словами. Буквы разной формы и пропорций по разному соседствуют друг с другом. Так, круглые буквы О и С располагаются не на одинаковом расстоянии от букв группы К, Б, В, Ь, Я или А, Л, Д и групп букв прямоугольного очертания— Н, П, И, М, Щ. В буквенных сочетаниях КОН, ВОН, НОЖ, НОА, интервал между буквами КО, ВО, ОЖ, ОА намеренно уменьшается посравнению со стандартным интервалом между буквами ОН, ОН, НО. Следовательно, грамотное построение расстояний между буквами предполагает переменность интервалов их разделяющих.
Можно сказать, что интервалы между буквами разных пропорций и очертаний пульсируют. Однако такое явление заметно лишь в строке с тесным расположением букв (см. рис. 100). В строках с большой разрядкой между буквами рассчитываются интервалы не между границами очертаний каждой буквы, а интервалы между средними осями знаков. Если отдельные буквы или слова расположены в строке с ненормально большими интервалами, то зрительная связь между соседними элементами слова или фразы теряется, их смысловое значение пропадает. Если расстояния между буквами могут быть переменными, то интервалы между словами колеблются в диапазоне 1,5—2 интервала между буквами. Большая величина расстояния между словами может привести к потере зрительной связи между ними.
В оформлении архитектурного чертежа немаловажное значение имеет динамика шрифтовой надписи. В разных случаях употребляются шрифты с вертикальным или наклонным расположением букв и цифр. И в том, и в другом случае требуется точная разметка не только интервалов между буквами, но и толщин их наклонных, вертикальных и горизонтальных составляющих элементов (см. рис, 101 — 105). От того, насколько точно будет соблюдена толщи на элементов каждой буквы, зависит грамотное воспроизведение характера каждой шрифтовой гарнитуры. Есть шрифтовые гарнитуры» в которых все элементы букв (вертикальные, наклонные и горизонтальные) одной ширины, и есть шрифтовые гарнитуры, в которых вертикальные элементы букв толще, чем наклонные и горизонтальные (в буквах Щ, Ц, И, Н и т. д.), а в остроугольных буквах А, Л, Д не равны по толщине справа и слева относительно оси симметрии (см. рис. 102, 104). Особенности начертания каждой гарнитуры, легкость или массивность изобразительных элементов, из которых состоят буквы, создают индивидуальный стиль шрифтовой надписи.
Размер шрифтовой надписи, величина и емкость строки шрифта, оформляющего чертеж.Основной ошибкой шрифтового оформления учебных чертежей является неверное определение размера и стиля заголовка, текстовых пояснений, размерных показателей имасштабов. Как правило, шрифт слишком велик, некрасив по начертанию, но своей значимости конкурирует с изображениями архитектурных проекций. Корни этого недостатка кроются в непонимании роли шрифтовых и цифровых показателей в композиции чертежа, эскиза, клаузуры. В архитектурной графике шрифт, как правило, лишь поясняет, дополняет изображение архитектуры и потому имеет пределы разумной размерности. На рис. 101 показаны строчки одного и того же шрифта, размеры которого по вертикали соответствуют нормативам ГОСТ 2. 304—81 и равняются, соответственно, снизу—вверх 2,5; 3,5; 5; 7; 10; 14; 20; 28 и 40 мм. Иллюстрация дает ясное представление о величине шрифтовой надписи, количестве знаков в строке шрифта каждого размера, активности восприятия шрифтовых изображений разной величины. Вполне понятно, что если в графической композиции присутствуют изображения архитектурных проекций, то шрифтовые надписи и пояснения должны лишь дополнять их, не претендуя при этом на самостоятельное значение.
Иллюстрация на рис. 101 дает представление о разумной для шрифтовой надписи высоте строки, емкости строки, исчисляемой в количестве знаков, тесной или свободной разрядке знаков в строке, а также размерах интервалов между строками по вертикали. Как правило, высота строки в заголовках учебных чертежей колеблется в пределах 7, 10 или 14 мм, высота шрифтовых пояснительных надписей и размеров в пределах 2,5; 3,5 и 5 мм, а размеры промежутков между строками но вертикали в пределах 2—5 мм. Для оформления учебных чертежей следует применять шрифт, все изобразительные элементы которого имеют одну линейную толщину. Такая особенность архитектурного шрифта объясняется как удобством восприятия линейного изображения, так и удобством простейшего начертания букв и цифр такими инструментами, как карандаш, рапидограф, . фломастер.