Соловьев юрий борисович
(1920) Кострома — выдающийся советский и российский дизайнер, замечательный организатор в области профессиональной дизайнерской деятельности.
С закончил Московский полиграфический институт как художник-график и в 1945 году создал первую в СССР специализированную проектную организацию в сфере промышленного дизайна Архитектурно-художественное бюро, где им были разработаны дизайн-проекты пассажирских речных судов, железнодорожных вагонов, нового поколения московских троллейбусов, а также дизайн первого атомного ледокола «Ленин» и первой атомной подводной лодки. В 1957 году С. проектирует дизайн официальных яхт Советского Союза, которые используются для представительских целей и сейчас
В 1962 году по инициативе С. было создано ВНИИ1Э (ныне Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики) с филиалами в крупнейших городах страны — головное научное и проектное учреждение страны, долгие годы определявшее политику отечественного дизайна. С. возглавлял его в течении 25 лет, одновременно будучи главным редактором журнала «Техническая эстетика», ставшего источником новаторских идей в российской дизайнерской деятельности.
По предложению С. в 1967 году дизайнерское сообщество страны учредило Союз дизайнеров СССР, объединивший разрозненные до того отдельные профессиональные организации дизайнеров всех Союзных республик, избрав С. его Президентом.
Творческие и организаторские успехи С. неоднократно отмечались премиями и наградами в нашей стране и за рубежом, а высочайший авторитет С. в мировых дизайнерских кругах привел к его избранию в 1969 году Вице-президентом, а в 1977—1980 годах — Президентом Международного совета организаций по промышленному дизайну (ИКСИД).
СОТТСАСС Этторе (1917) - творческая фигура, в наибольшей степени ассоциирующаяся с авангардными поисками в области промышленного дизайна.
Архитектор по образованию, С., начиная с 1957 года, становится главным консультантом по дизайну знаменитой фирмы «Оливетти». Работы, выполненные им для этой фирмы, отличает высочайший профессионализм в рамках традиционного, «функционалистского» промышленного дизайна. Параллельно с работой для «Оливетти» С. не прекращал экспериментального формотворчества в керамике и мебели; при этом мотивы его художественных поисков находили отражение и в проектах промышленных изделий. В начале 1970-х годов окончательно формируется творческое кредо С. — сочетание практического функционализма с символическим, часто провокационным экспрессионизмом. Разумеется, подобный подход формировался в контексте общего развития культуры, параллельно с зарождением и становлением постмодернизма в архитектуре, однако С был первым проводником этих идей в промышленном дизайне. После нескольких лет свободных экспериментов в области арт-ди-зайна в составе группы «Алхимия» в 1981 году он создает легендарную студию «Мемфис». Работы студии привнесли в жилище непривычные формы (мотивы различных архитектурных стилей, экзотического народного искусства), материалы (естественный камень, нержавеющая сталь, слоистый пластик), непривычно яркие цвета. Воздействие «Мемфиса» на дизайнерскую культуру было столь велико, что вскоре это название стало означать уже целое стилевое направление. При этом неизменной оставалась направленность С. на промышленное производство. Именно этим был вызван уход в 1984 году из группы «Мемфис», взявшей к этому времени курс на создание элитарных, штучных изделий.
В последние годы С., работая как самостоятельно, так и с созданной им группой «Энорм», остается верен своим принципам — поиску наилучших путей сочетания авангардных форм с самой передовой технологией, созданию «изделий, предназначенных для современной жизни».
С. одновременно очень индивидуален и универсален, его формы в последние годы «неправильны», странны, необычны, но он обладает магией создания целостности. Олицетворяя собой дух современности, он, как никто другой, не думая о своем имидже, не опускаясь до компромиссов, «выстреливает» свои работы за пределы того, что могут понять другие.
С.-Пб. ГХПА (Санкт-Петербургская Государственная художе-ственно-промышленная академия) им. В.И. Мухиной — первая школа дизайна в России, открытая во второй половине XIX века.
Работы Э.Соттсасса: а — пишущая машинка «Оливетти-Валентин»; б— подставка для цветов, 1985; в — книжная полка «Карлос», 1981
В 1876 году по рескрипту Александра II на средства, пожертвованные банкиром и промышленником бароном А.Л. Штиглицем (1814-1884), было основано Центральное училище технического рисования, ныне С.-П6. ГХПА
Цели и задачи училища перекликались с концепцией реформы художественно-промышленного образования, предложенной немецким архитектором Г. Земпером (1803—1879), предложившего создание специальных учебных заведений, программы которых опирались бы на синтез художественных и технических дисциплин и практический опыт прошлого. Для изучения художественного опыта прошлых эпох при училище был создан музей произведений прикладного искусства, который уже к началу XX века стал одним из крупнейших в своем роде музейных собраний Европы.
Учебный курс училища включал общеобразовательные, художественные и технические дисциплины, его выпускники получали разностороннее образование, позволяющее быть в курсе культурного и технического прогресса. Успех училища во многом определялся высокопрофессиональным преподавательским составом: архитектора А. Парланда, живописцев К. Савицкого и М. Клодта, скульптора А. Чи-жова, графика В. Матэ, с училищем связаны имена А. Остроумовой-Лебедевой, К. Петрова-Водкина, А. Рылова, А. Матвеева, С. Чехонина.
Выпускники Училища фактически создавали дизайн изделий, выпускавшихся всеми крупными фабриками и заводами России, в том числе художественными мастерскими Императорских стеклянного и фарфорового заводов, всемирно известной фабрикой К. Фаберже.
В 1918 году Училище было реорганизовано в Петроградские государственные художественно-технические мастерские, в 1922 году преобразованные в Училище по архитектурной отделке зданий. В 1945 году школа воссоздается как многопрофильное учебное заведение, осуществляющее подготовку художников монументального, декоративно-прикладного и промышленного искусства, в 1948 году оно становится вузом — Ленинградским высшим художественно-промышленным училищем. С 1953 года ЛВХПУ носит имя Веры Игнатьевны Мухиной.
В послевоенные годы основной задачей Училища была подготовка специалистов-реставраторов, которые восстанавливали архитектурные памятники и дворцово-парковые ансамбли Ленинграда, разрушенные войной; тогда же по инициативе первого ректора ЛВХПУ И.А. Вакса в институте был создан факультет промышленного искусства (ныне факультет дизайна).
Сегодня С.-П6. ГХПА готовит специалистов на трех факультетах:
• декоративно-прикладного искусства (кафедры керамики и стекла, текстиля, художественной обработки металла, дизайна моды, книжной и станковой графики, искусствоведения);
• монументального искусства (кафедры интерьера и оборудования, монументально-декоративной живописи, архитектурно-декоративной пластики, дизайна мебели, станковой живописи и реставрации);
• дизайна, который объединяет кафедры информационного, программного, средового и графического дизайна.
В фондах музея Академии хранятся более 35 тыс. произведений прикладного искусства, библиотека насчитывает более 140 тыс книг, из них около 10 тыс. — фонд редкой книги, сформированный при создании Училища барона Штиглица.
Академия является членом международных организаций: Европейской лиги институтов искусств, Европейской пиги мастеров искусств, Международной организации молодых творцов, Ассоциации дизайнеров-графиков, сотрудничает со многими зарубежными школами.
СГАРК Филлипп (1949) Париж -французский дизайнер-универсал, один из лидеров современного авангардного дизайна. Области работы: интерьеры (ночные клубы, рестораны, отели), мебель и светильники, зубные щетки, лодки, кухонные приборы, посуда, форма макаронных изделий, выставочный дизайн, одежда, а также архитектура — культурный центр и офисы в Японии, частные дома и промышленные здания в Европе и Америке, «улица Старка» в Париже.
С. активно сотрудничает с производителями бытовой техники. В течение четырех лет он занимал должность художественного директора в одной из крупнейших высокотехнологичных компаний — THOMSON, перевернув с ног на голову всю ее дизайнерскую и маркетинговую политику, чем помог компании осуществить прорыв не только на французском, но и на мировом рынке. С творчеством С неотрывно связано производство светильников FLOS — начиная со знаменитого «однорогого» светильника «Ага» (1988) фабрика включила в свою производственную гамму целый ряд его творений.
Проекты С. представлены в музеях Нью-Йорка, Мюнхена, Лондона,
Чикаго, Киото, Барселоны и Парижа, он получил более пятнадцати международных премий в области дизайна и архитектуры. В каталоге работ С. есть и обязательный для любой дизайнерской карьеры стул, и настольная лампа, и знаменитые интерьеры. Но главный хит С., источник его бешеной популярности — предмет совершенно непрактичный и даже бессмысленный — «давилка» для цитрусовых Alessi — перевернутое ребристое яйцо на трех паучьих ножках. Пользоваться ею очень неудобно: если и удастся ухватить ее так, чтобы она не елозила, то обязательно царапается острыми ножками стол, а сок прольется мимо стакана. Соковыжималка С. — это не кухонный прибор, а вещь в себе, статуэтка, домашний божок. Потому что мастер убежден — людям нужно освободиться от господства поработивших их устройств. «Наступило время конца вещей, теперь они нужны лишь для того, чтобы восхищаться дизайном».
ТАНГЕ Кендзо (1913) — выдающийся японский архитектор, творчество которого играло в 1960—1970-е годы заметную роль не только в японской, но и мировой архитектуре.
Своей спецификой творчество Т. обязано двум факторам: во-первых, как ученик К. Маекавы — японского последователя Ле Корбюзье, — Т. может считаться продолжателем доктрины модернизма; во-вторых, огромную роль на его творчество оказали его исследования национального японского зодчества — Т. принадлежат классические работы по анализу храмового комплекса И се и императорского дворца Кацура. Поэтому в проектах и постройках Т. традиционно присущие японской архитектуре чистота форм, комплексность в подходе к решению средовых проблем, структурность сочетаются с современными материалами и конструкциями, градостроительными масштабами второй половины XX века.
В начале 1960-х годов Т. становится духовным вдохновителем движения так называемых «метаболистов», для которого характерен подход к архитектурному объекту как к части непрерывно меняющейся среды, что обуславливает возможность трансформаций в соответствии с этими изменениями. Подход к зданию как к части развивающегося городского комплекса помог Т. создать ряд выделяющихся образными характеристиками объектов, среди которых центр коммуникаций в Кофу (1962—1967) и штаб-квартира компании «Сидзюока» в Токио (1966— 1967). Градостроительные проекты Т. (проект «Токио-60», реконструкция района Цукидзи в Токио, реконструкция разрушенного землетрясением центра Скопье, центр Йерба Буэна в Сан-Франциско) отличаются, с одной стороны, смелостью и комплексностью решения проблем, с другой отчасти грешат характерной и для утопических проектов 1920—1930-х годов, и для архитектуры модернизма вообще абстрагированностью от реального потребителя, чрезмерной унификацией городской среды. Впрочем, поздние реализованные Т. крупномасштабные проекты, такие как всемирная выставка ЭКСПО-70 в Осаке, демонстрируют новое понимание мастером ансамбля как сложного сочетания разнохарактерных форм, транспортных коммуникаций, людских потоков, аудиовизуальной культуры — в общем, отображения сложной жизни конца XX века.