Словарь терминов программной инженерии

Абстракция – способность отделять существенное от второстепенного, видеть идею, которая определяет реализацию.

Абстрактная архитектура – декомпозированная структура задач домена на подсистемы или иерархию подсистем, на каждом уровне которой фиксируются выделенные параметры и ограничения, определяющие варианты состава выделенных подсистем.

Агрегация – объединение ряда понятий в новое понятие (отношение типа "часть–целое"), общие признаки которого могут быть суммой признаков компонентов или существенно новыми признаками

Актеры– действующие лица, для которых создается система.

Анализ требований – отображения функций системы и ее ограничений в модели предметной области.

Артефакт – любой продукт деятельности специалистов по разработке ПО.

Архитектура программной системы – определение системы в терминах вычислительных подсистем и интерфейсов между ними, отображающая правила декомпозиции проблемы..

Ассоциация – наиболее общее и существенное отношение, которое утверждает наличие связи между понятиями без уточнения их содержания и размеров.

Белого ящика метод – исследование внутренний структуры программы в целях выявления ошибок путем исчерпывающего тестирования всех путей и потоков передач управления.

Валидация – проверка соответствия разработки программной системы требованиям заказчика.

Верификация– проверка правильности реализации системы заданным требованиям на каждом этапе жизненного цикла.

Взаимодействие объектов – связь между объектами через посылку сообщений друг другу.

Водопадная (каскадная) модель – схема работ, в которой каждая из работ выполняется один раз и в том порядке, который указан в модели жизненного цикла.

Гарантия качества программного обеспечения – действия на каждом этапе жизненного цикла по проверке и подтверждении достигаемого качества соответственно стандартам и процедурам.

Дефект – это ошибочное событие в результате неверного описания спецификаций требований, исходных или проектных спецификаций, документации и т.п.

Диаграмма – графическое представление моделирования системы с помощью классов, сценариев, состояний и т.п.

Динамическоетестирование– выполнение программ для обнаружения ошибок, установления их причины и устранения.

Доменпредметной области – спектр задач проблемной области, которые допускают похожие приемы их решения.

Жизненный цикл системы (ЖЦ) –непрерывный процесс, который начинается с момента принятия решения о необходимости ее создания и заканчивается в момент ее полного изъятия из эксплуатации.

Задача системы – описание способа (технологии) достижения цели, содержащее указание на цель с конкретными числовыми (в том числе временными) характеристиками.

Имитационное моделирование – моделирование поведения системы в различных аспектах и в разных внешних и внутренних условиях с анализом динамических характеристик и анализом распределения ресурсов

Инженерия – применение научных результатов и дисциплины управления программированием задач в целях получения пользы от свойств продуктов, способов взаимосвязи и выполнения.

Инженерия качества – процесс управления предоставлением продуктам программного обеспечения свойств качества (надежность, сопровождаемость и т.п.).

Инженерия требований – сбор, анализ, оформление условий и ограничений на разработку системы в виде спецификации, согласованной как заказчиком, так и исполнителем.

Интенсивность отказов ­–это частота появления отказов или дефектов в программной системе при ее тестировании или эксплуатации.

Инспекция кода – формальная проверка описания, используемых типов и структур данных в проекте системы на их соответствие требованиям.

Информационная модель повторно используемых компонентов (ПИК) – модель, с помощью которой отображается информационный (поисковый) образ ПИК в каталоге.

Информационная система – система, которая проводит сбор, обработку, сохранение и производство информации с использованием автоматических процессоров и людей.

Информационное обеспечение – набор средств для предоставления информации пользователям о содержании и условиях ее применения.

Интерфейсные объекты – связка (стыковка) программ, представленная в виде описания передаваемых через сообщения параметров для выполнения.

Интерфейсные объекты – связка (стыковка) программ, представленная в виде описания передаваемых через сообщения параметров для выполнения.

Инцидент – абстрактное событие, влияющее на изменение состояния объекта.

Каркас(фрейм) – разновидность абстрактной архитектуры для определения выделенных в структуре компонентов.

Качество программного обеспечения – совокупность свойств, которое определяют пригодность программного обеспечения удовлетворить заказчика в соответствии его требований к разработке.

Компонент – тип, класс, проектное решение, документация или иной продукт программной инженерии приспособленный для практического использования.

Компонентная разработка – конструирование программного обеспечения путем композиции готовых компонентов, сохраняемых в каталогах.

Конкретизация – добавление существенных признаков, благодаря чему содержание понятия расширяется, а объем понятия сужается.

Конечные пользователи системы – профессиональные лица, для потребностей которых заказывается компьютерная система.

Конфигурация – вариант (версия) изготовленной программной системы из отдельных экземпляров компонентов и подсистем.

Концептуальное моделирование– процесс построения модели проблемы, ориентированной на ее понимание человеком.

Критерий – количественная или качественная характеристика состояния системы, позволяющая оценить степень достижения цели и сформулировать решающие правила выбора средств (способов, технологий) достижения цели.

Критерий эффективности – критерий, позволяющий оценить степень достижения цели с учетом произведенных затрат различных ресурсов.

Менеджмент – профессиональное управление коллективами работников (персоналом).

Метрика – количественная мера и шкалы измерения характеристик программы.

Модель жизненного цикла – типичная схема последовательности работ на процессах разработки программного продукта.

Модель процессов– определенная последовательность действий, сопровождающая изменение состояния программного объектов.

Модель состояний – отображения динамики изменения состояния объекта класса, которое изменяют его поведение.

Модель качества – четырехуровневая структура, которая отображает характеристики, атрибуты, метрики и оценочные элементы программного обеспечения.

Надежность программной системы – это способность системы сохранять свои свойства (безотказность, устойчивость и др.) в процессе преобразования исходных данных в результаты в течение определенного промежутка времени при определенных условиях эксплуатации.

Нефункциональные требования– требования, которое характеризуют организационные, исполнительские, операционные аспекты работы программной системы в среде реализации.

Наследование – конкретизация в подклассе отдельных свойств для использования другими объектами суперкласса.

Отладка – проверка программы на наличие в ней ошибок и их устранение без внесения новых.

Отказ – переход программы из работающего состояния в неработающее в связи с ошибками или дефектами в ней.

Обобщение – сужения истинных признаков понятия для расширения свойств охваченных этим понятием объектов.

Ошибка– недостатки в операторах программы или в технологическом процессе ее разработки, которые приводят к неправильной интерпретации исходной информации и к неверному решению.

Объекты управления (по Джекобсону) – это функции преобразования объектов интерфейса в объекты сущности, часто отображают алгоритмы обработки данных в системе.

Объект–сущности (по Джекобсону) – долго живучие объекты, которые отвечают реальным предметам мира и сохраняют свое состояние после выполнения сценария.

Объектно–ориентированная модель– структура из совокупности объектов, которые взаимодействуют между собою, обладают свойствами и поведением.

Онтология – совокупность элементарных понятий, терминологии и парадигмы их интерпретации в среде проблемы, которую требуется разработать.

Оценочный элемент метрики – количественная или качественная мера для оценка соответствующего показателя с учетом его веса в системе оценки качества.

Оценивание качества – действия, направленные на определение степени удовлетворения программного обеспечения требованиям, соответствующим его предназначению.

Пакет – программная структура с общим механизмом организации элементов (объектов, классов) в группы, начиная от системы (стереотип "система") и к ее подсистемам различного уровня детализации.

Переносимость системы – возможность изменять сервис системы (ОС, связи, , сетевые коммуникации, данные СУБД и т.п.) путем настройки модулей на новые условия среды или платформы.

План тестирования – описание стратегии, ресурсов и график тестирования отдельных компонентов и системы в целом.

Поведение домена– переход элементов домена из состояния к состоянию во времени.

Повторное использование – использование в качестве готовой порции любых формализованных знаний, полученных при реализации программных систем.

Повторно используемый компонент (ПИК) – фрагмент знаний о минувшем опыте программирования системы, представленный так, чтобы его можно использовать не только его разработчиками, но и пользователями после соответствующей адаптации к новой среде.

Прикладная система– продукт программной инженерии, предназначенный для выполнения конкретных задач конечного пользователя.

Прецедент (класс)определяет набор экземпляров прецедента, где каждый экземпляр – это последовательность действий, выполняемых системой, которая выдает наблюдаемый результат, ценный для конкретного субъекта.

Прецедент (экземпляр)– последовательность действий, выполняемых системой, которая выдает результат, ценный для конкретного субъекта.

Принципы –базовые концепции, лежащие в основе всей области программирования.

Приложение –область применения, в которых принципы и практика находят свое наилучшее выражение.

Программная инженерия – система методов, средств и дисциплины планирования, разработки, эксплуатации и сопровождения программного обеспечения, способного к массовому воспроизводству.

Процесс приобретения – действия, которые инициируют определенный цикл анализа для определения покупателем программной системы или сервиса.

Процесс разработки – действия разработчика по инженерии требований, проектированию, кодирование и тестированию программного продукта

Процесс сдачи – действия по передаче разработанного продукта покупателю.

Процесс эксплуатации – действия по обслуживанию системы пользователем.

Процесс сопровождения – действия по управлению модификациями и поддержкой системы в актуальном состоянии при выполнении функций системы или изъятие системы из употребления.

Проектирование – преобразования требований в последовательность проектных решений и их в архитектуру из программных компонентов.

Проектирование концептуальное – уточнение понимания и согласование деталей требований к системе.

Проектирование архитектурное – определение структурных особенностей строящейся системы.

Проектирование техническое– отображение требований среды функционирования и разработки системы путем определения всех конструктивных элементов и их композиций.

Проектирование детальное – определение подробностей реализации функций для заданной среды и связей между соответствующими компонентами системы.

Реализация программной системы – преобразования проектных решений в работающую систему (синонимы: кодирование, конструирование) .

Родовые знания– знания относительно всех задач семейства домена, которые представляются в виде, пригодном для обеспечения решения любой задачи, относящейся к данному семейству.

Сертификация программного продукта – процесс для установления соответствия программной продукции (процесса или услуг) конкретному стандарту или техническим условиям со специальным знаком или свидетельством.

Семейство прикладных систем – множество прикладных систем с общими функциональными свойствами и управлением.

Связь (Relationship) – поименованная ассоциация между двумя сущностями, значимая для рассматриваемой предметной области.

Спецификация– описание алгоритма, правил, ограничений действий объектов с учетом стандартов, критериев качества и др.

Спиральная модель ЖЦ – модель процессов в жизненном цикле разработки системы, позволяющей возвращаться к любому предыдущему процессу с целью переработки элементов сделанного продукта.

Событие – явление, которое провоцирует смену определенного состояния и переход к другому состоянию в системе.

Состояние (домена, системы, объекту и тому подобных) – фиксация определенных свойств на определенный момент или интервал времени.

Статическое тестирование – анализ и рассмотрение спецификаций компонентов на правильность представления без их выполнения на компьютере.

Стереотип – указатель категории элемента моделирования UML.

Сопровождение – работы по внесению изменений в программную систему после того, как она передана пользователю для эксплуатации.

Структура системы – множество элементов и отношений между ними.

Субъект (экземпляр) –кто–то или что–то, вне системы, что взаимодействует с системой.

Сущность (Entity) – реальный либо воображаемый объект, имеющий существенное значение для рассматриваемой предметной области, информация о котором подлежит хранению.

Сценарий –конкретная последовательность действий, которая иллюстрирует поведение и выполнение экземпляра прецедента.

Тест – некоторая программа, предназначенная для проверки правильности ее работы и выявления в ней ошибочных ситуаций.

Тестовые данные– данные, которые готовятся на основе документов программы или спецификаций для проверки работы программной системы.

Тестирование – способ семантической отладки (проверки) программы, который состоит в выполнении последовательности различных контрольных наборов тестов и сверка с известным результатом.

Требование – соглашение или договор между заказчиком и исполнителем системы относительно ее работы.

Унаследованная система – существующая действующая система, созданная за любыми и методами и технологиями для поддержки некоторых процессов бизнеса.

Управление качеством – комплекс способов и системной деятельности по планированию, управлению и оценке качества программного обеспечения.

Упрятывание информации –принятие решения о том, что следует сообщить всем о программе, а что оставить при себе – не показывать.

Фасад– механизм доступа к тем свойствам системы компонентов, которые необходимы при реинженерии с точка зрения пользователя системы.

Функция – содержание действий, выполнение которых возлагается на элемент системы при заданных требованиях, условиях и ограничениях.

Функциональные требования – требования, которые определяют цели и функции системы и принципы их выполнения на компьютере.

Функциональная полнота – атрибут, показывающий степень достаточности основных функций для решения специальных задач соответственно назначению программного обеспечения.

Функциональная структура – структура, элементами которой являются функции, реализуемые подразделениями предприятия, а отношениями – связи, обеспечивающие передачу предметов труда.

Характеристики качества – функциональность (functionality), надежность (realibility), удобство (usability), эффективность (efficiency), сопровождаемость (maitainnability), переносимость (portability) и тому подобное.

Черного ящика метод – тестирование реализованных функций путем проверки соответствия реального поведения функций с ожидаемым поведением исходя из спецификаций требований.

Экземпляризация – зависимость между параметризованным абстрактным классом–шаблоном (template) и реальным классом через определение параметров шаблона.

Эксплуатация– действия по выполнению готовой программной системы.

UML(Unified Modeling Language) – диаграммный способ (язык) для спецификации, визуализации, конструирования и документирования продуктов на процессах ЖЦ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Наши рекомендации