Вечевая Площадь XIII – XVI вв
Псковский Кремль
Вечевая Площадь (13–16 вв.) — политический центр средневекового города. Южная часть укреплений Пскова — Перси (Перши), на которых возвышалась вечевая колокольница. Здесь же находилась палата, где заседал Совет бояр и хранился архив вечевой республики. В южной части, под засыпкой, сохранились руины Митрополичьего двора 16–18 вв. В 19 веке здесь стоял теплый Благовещенский собор классических форм. Степень (трибуна) веча располагалась у стен Троицкого собора.
Сейчас вечевая площадь скрыта позднейшими наслоениями культурного слоя и находится на несколько метров ниже современного уровня поверхности.
Сюда спешили псковичи по зову вечевого колокола, который висел на звоннице, стоящей на Персях. В вечевом собрании участвовали те, кто имел двор в Пскове - Бояре, купцы, ремесленники. Они представляли концы, самоуправляющиеся районы города, которые имели равные права на вече.
В каждом конце также было свое вече, связанное с двумя пригородами Пскова, т.е. крепостями, защищающими подступы к городу со всех сторон. Из Пскова туда назначались посадники, посылались наместники Псковского князя.
На вече решались все важные вопросы жизни Псковского государства – о войне, мире, призвании князя, выборах посадников, налогах. В 1397 году на вече приняли Псковскую Судную грамоту, свод законов, по которому жила республика. Последний раз вечевой колокол звонил 13 января 1510 года, когда закончился период Псковской вечевой республики и началась история Пскова в составе русского государства Московской Руси.
Вечевой колокол
Многие поколения псковичей слушали призывы своего вечевого колокола, звавшего на вече, на решение важных дел псковской боярской республики.
В княжении на Руси московских князей Ивана и сына его, Василия Ивановича, когда Псков получил сильную опору, реже и реже звонарь тревожил старика - вечевой колокол.
В январскую стужу 1510 года нежданно приехал дьяк великого князя и объявил на вече волю Москвы: "Вече не быть, князю и посаднику не быти, а быти по воле великого князя".
Зазвонил вечевой колокол, собралось вече, прибежал народ в Кремль, где многие столетия отцы, деды и прадеды собирались.
Слушали псковитяне слова посланца Москвы, но ни единым словом не противоречили. Воля Москвы исстари была законом для вольного Пскова. Прощаясь с многовековым вечевым укладом, младые, мужи, старцы и жены роняли горячие слезы.
Спустили с першей, с троицкой звонницы вечевой колокол. Явился палач и лихим размахом молота отбил уши колоколу, чтобы не вздумали псковитяне водворить его на прежнее место.
Повезли опальный колокол в темницу на снетогорское подворье церкви Ивана-богослова и посадили, как отступника, в яму. Вопли и слезы женщин провожали его, глашатая.
На третий день повелел дьяк Московский повалить колокол на сани, довезти до Москвы, чтобы представить перед ясные очи великого князя.
Везли долго, долго, но на Валдае гонцы встретили опальный колокол и огласили указ: не везти его в Москву, а на горах Валдайских разбить и прах развеять по полям. Прах колокола поглотила мать-земля.
Прошли многие годы, но вечевой колокол не забыт. Народ говорит в легенде, что развеянный по горам Валдая прах колокола дал чудные всходы. Мелодичный перезвон тысячи колокольчиков стали слышать Валдайские дали
Иконостас Троицкого собора
Псковский Кремль
Время создания иконостаса Троицкого собораотносится ко времени постройки храма. Иконы пяти ярусов - местного, праздничного, деисусного, пророческого и праотеческого чинов - датируются концом XVII века. Они выполнены профессиональными художниками, близкими школе Оружейной палаты Московского Кремля, и сочетают древнерусские традиции с достижениями западноевропейской живописи. Два верхних яруса иконостаса, с изображением Страстей Господних и венчающее всю композицию Распятие с предстоящими, добавлены в середине XVIII века. За все время своего существования были реставрированы только нижние ряды иконостаса как следствие серьезной работы по разминированию Собора после отхода немецко-фашистских войск из Пскова. Также датируются иконы на пилонах храма. Они всецело принадлежат религиозному искусству нового времени и далеки от древнерусского канона. Многие отличаются высокими художественными достоинствами.
Под кровлей храма собраны шесть церковных престолов. На втором этаже размещены: основной престол во имя Святой Троицы, придельные церкви во имясв. кн. Ольги, св. благ. кн. Всеволода-Гавриила, св. благ. вел. кн. Александра Невского и Казанской иконы Божией Матери. В подцерковье находится усыпальница псковских архиереев и князей. В 1903 году здесь была устроена церковь во имя св. преп. Серафима Саровского чудотворца.
Особо почитают псковичи Чудотворную Чирскую икону Божией Матери. На иконе есть надпись: "Сия чудотворная Пресвятая Богородицы икона перенесена в сей Псковский Кафедральный Собор с подобающим крестным ходом из Псковской же Чирской волости в 1420 году во время трехдневного течения из очей Ея слез и свирепствовавшей во граде Пскове и пределах его моровой язвы". Обретение чудотворной иконы подтверждается псковскими летописями.
Другой особо почитаемый образ - Чудотворная храмовая икона XVI века "Святая Троица с деяниями". В середине иконы "Гостеприимство Авраама", в клеймах ветхозаветные сюжеты, прообразующие жертвенную миссию Христа Спасителя. На южной стене Троицкого Собора в деревянном киоте с резными изображениями Ангела, Орла, Тельца, Льва символами четырех евангелистов Матфея, Иоанна, Луки и Марка находится икона Псковской Божией Матери. В 1848 году молитвенным заступничеством Матери Божией по совершении молебнов о здравии исцелилась смертельно больная жена купца Петра Барзова.
В 1998 году обновилась и обильно замироточила старинная икона вмч и целителя Пантелеимона. Это событие произошло за две недели до того, как Честную Главу святого привезли в Санкт-Петербург для поклонения православных христиан. В 2004 году 9 августа икона вновь мироточила в день памяти вмч. И целителя Пантелеимона.
В 2001 году чудесным образом вернулась во Псков Чудотворная икона Божией Матери "Псково-Покровская". В 1581 году, во время осады Пскова войсками польского короля Стефана Батория, было видение старцу Покровского мужского монастыря Дорофею Пресвятой Богородицы с предстоящими Псковскими Небесными покровителями, после чего войска бежали от стен города. По этому событию была написана икона Божией Матери "Псково-Покровская". Она была утрачена во время Великой Отечественной Войны. В сентябре 2001 года Президент Российской Федерации В.В. Путин, после возвращения из Германии, где ему была вручена Псковская святыня, и Святейший патриарх Алексий II передали Псково-Покровскую икону
Псковская крепость
Псковский крепость
Псковская крепость являлась лучшей в России XVI в. Территорию Крома,Довмонтова, Среднего и Окольного городов и части Запсковья, площадью 215 га, ограждали 4 пояса каменных укреплений протяженностью 9 км. Мощь усиливали 37 башен. Коммуникацию обеспечивали 14 ворот, настенные, башенные и подземные переходы. Обзор местности с севера давала Наугольная Варлаамская башня, с юга - Покровская. Водобежные ворота контролировались с Башен у Нижних решеток и с Косьмодемьянской и Никольской башен у Верхних решеток. Атаки останавливались огнем артиллерийского наряда. Подкопы определялись по специальным колодцам - слухам.
После Москвы и Новгорода Псков был третьим городом России XVI в. В нем и в округе насчитывалось 40 приходских церквей и 40 монастырей. За пределами крепости находился посад. В городе и на посаде проживало 30000 человек. На Большом Торгу Окольного города располагались 40 торговых рядов. Кроме того, существовали рыбные ряды в устье Псковы - в Рыбниках и мясные ряды в северной и южной частях города - на Запсковье и на Полонище. Совокупность торговых точек составляла 1700 единиц, в том числе 190 хлебных лавок.
Главным средством защиты для города были крепостные стены, вначале дерево-земляные, сооруженные на крепостных валах, позднее замененные каменными. Первая крепость Пскова окружала высокий мыс над реками Великой и Псковой - естественными водными преградами, охранявшими небольшую территорию города. Южный, не защищенный природой участок, был огражден высоким валом, а с начала XIV века - мощной каменной стеной, получившей название Перси - грудь города.
Впервые каменная стена была возведена на этом месте не позднее середины XIII века. Она имела решающее значение в сложной системе обороны Кремля, и псковичи до XV века уделяли ей особенное внимание, многократно перестраивали и укрепляли. Только один раз в псковской истории в Кремль вошли враги, и то не без помощи изнутри.
Войдя в Кремль через Великие Ворота, мы оказываемся в длинном каменном коридоре, который ведет на вечевую площадь. Его название «захаб»происходит от слова «хапать». Служили такие коридоры для защиты крепостей. Попадая в него через внешние ворота, которые часто открывались специально, отряд врага отсекался опускной решеткой от основных сил штурмующих и, зажатый между стенами захаба, уничтожался.
Строились стены и башни из известняка с использованием известкового раствора. Секрет состоял в том, что саму известь гасили помногу лет в специальных ямах, а в готовый раствор добавляли небольшое количество песка. В современном строительстве связующим раствором является цемент, который появился в XIX веке. Часто строились две параллельные стены, а пространство между ними, заполнялось строительным мусором, и в разрезе стена получалась трехслойной. Этот метод назывался "забутовка".
Так была построена Псковская крепость.
Оборонное зодчество всегда было связано с развитием военной техники. Особая роль отводилась башням, они были дозорными и выполняли боевые задачи. В стенах существовали тайные лазы, которые давали возможность быстро совершить вылазку, т.к. стена была сложена в один слой. Внутри боевых стен прорезались бойницы, оставлялись площадки, с помощью которых обороняющиеся могли разить врага.
В старину в Першах было двое ворот - Великие, примерно на месте нынешнего входа в Кремль и Смердьи - у Смердьей башни в юго - западном углу. Через овраг (Греблю), отделявший Перши от Довмонтова города были перекинуты мосты. Над Великими воротами была башня, называвшаяся Часовой, так как на ней были установлены часы.
С конца XIX века стоял вопрос о реставрации стен Кремля, но работы были произведены лишь в 1986 году и существенно изменили облик Першей. На месте Смердьей, круглой башни, возведена "граненая", Довмонтова, выделяющаяся своим "европейским" обликом.
Вид Першей был грандиозен, впечатление усиливалось возвышающимися над стеной колокольницами. Каждый, кто подходил к Кремлю с южной стороны по необычно крупному масштабу этой твердыни со всей силой ощущал значимость сердца средневекового Пскова.
В современный облик первой крепостной стены входит прапор из кованой меди, посвященный победе Александра Невскогов Ледовом побоище. Автор - реставратор и кузнец Смирнов. На прапоре - гербы городов, участвовавших в сражении.
Западная стена древней Псковской крепости протянулась вдоль реки Великой, а восточная стена – вдоль Псковы реки. На юге крепость замыкается в неправильный треугольник.
В древнем Пскове было 5 колец оборонительных укреплений по мере роста населения в городе увеличивалась и территория псковской крепости. В 16 веке общая протяжённость крепостных стен составляла 9,5 километров. В городе насчитывалось 40 боевых башен .
Кутний костер или Кутекрома, то есть башня в углу Крома, построена в 1400 году. Название Кутекрома появилось при неправильном прочтении текста в летописи. Бастион над Кутним костром назывался Красной батареей. В начале XIX века на развалинах башни была устроена беседка и, по преданию, здесь любил бывать А. С. Пушкин. Место так и называлось Пушкинская беседка.
Башня Плоская завершает участок стены, спускающийся от Костра к устью реки Псковы. Напротив, уже на Запсковье, псковичи построилиВысокую или Воскресенскую башню. Между башнями в 1500 году поставили стену с водобежными воротами, закрывающими вход в реку, так называемыми Нижними решетками потому что выше по течению и были Верхние решетки, закрывающие вход в реку с другой стороны.
Башня князя Довмонта или Смердья башня. Название Смердья происходит от слова смерд, холоп, человек из черни, крестьянин. Рядом с ней первоначально находились единственные ворота, которые вели на вечевую площадь. В XII веке в Персях со стороны реки Псковы были пробиты вторые ворота, получившие название Великих или Троицких, существующие до сих пор. В "Житии князя Всеволода-Гавриила" рассказывается, что при перенесении мощей святого князя в Троицкий собор рака встала неподвижно, нежелая пройти через Смердьи ворота. Той же ночьюсвятой Всеволод-Гавриил явился во сне одному псковичу и сказал: "Не хочу идти в те врата, которые зовутся Смердьими. Но скажи снова князю, и посадникам, и всему священному собору, чтобы пробили врата от реки Псковы, и через них пронесут мощи мои в церковь святой Троицы". Так были построены новые ворота.
У Смердьих ворот и Смердьей башни находился Смердий захаб. В настоящее время захаб раскопан со стороны вечевой площади. В глубоком раскопе хорошо видно, что поверхность дороги, ведущей к древним воротам, была на несколько метров ниже современной поверхности земли. Средневековая Смердья башня; была больше и внушительней, а современная башня построена вместо древней; по проекту архитектора К. Тона в 1866 году во время реставрации Кремля. Вместо круглой псковской башни в русском Кремле появилась многогранная западноевропейская башенка, напоминающая башни немецких замков. На кровле башни установлен кованый прапор-флюгер, изображающий русского воина.
Власьевская башня входила в систему оборонительных сооружений Пскова и упоминается в летописи в XV – XVI веках. Через башню проходили проездные ворота с плавучего моста в центральную часть города на торговую площадь. Через нее осуществлялся контроль за всеми прибывающими в город со стороны Завеличья. Название происходит от церкви Власия от Торгу, что стояла рядом.
Материалы: "Псковский Кремль" под ред. О.К. Волочковой
Фото: Антон Дубенской
Довмонтов город
Псковский Кремль
Князь Довмонт-Тимофей княжил в Пскове с 1266 по 1299 год. Князь-воин прославился не только как защитник Пскова, но и как князь-строитель, его имя осталось в истории Пскова в связи со строительством второй линии укреплений в конце 13 века.
Довмонтов город был сосредоточием церковно-государственного управления Псковской земли. Его ансамбль не имеет прямых аналогов на Руси. Восемнадцать церковных престолов предстательствовали перед Святой Троицей за 6 городских концов и 12 пригородов, были культовым символом Пскова. Довмонтов город был еще и некрополем, где самые заслуженные из псковитян находили себе упокоение.
«Домантова стена» - название стены возникло после смерти князя - второе кольцо каменных стен Псковской крепости, примыкающее с юга к Детинцу-Кремлю и защищавшее в XIII в. часть бывшего городского посада.
С XIV века — это единственное в древней Руси градообразование, центр церковного и административного самоуправления Пскова и Псковской земли.
На территории 1,5 га здесь сооружаются одна за другой церкви: в 1268 г. — церковь св. Тимофея Гаазкого, небесного покровителя князя, в 1269 — церковь Георгия, по случаю победы над немцами в 1267 году, в день памяти святого; затем, в 1272 г. — церковь в память Федора Стратилата, также после победы. Еще с XII века в Довмонтовом городе возвышался храм Дмитрия Солунского, а 14 в. появились: храм Николы с Гребли, Кирилла с Гребли (легенда утверждает, что здесь был погребен великий псковский зодчий, автор третьего Троицкого собора — мастер Кирилл). В том же веке возникли храмы Рождества Христова, Покрова Богородицы, Сошествия Святого Духа и другие.
В XVII - XVIII вв. многие церкви были разобраны. По приказу Петра I в начале 18 века в восточной части Довмонтова города была возведена т.н. Рождественская батарея, где оказались засыпанными до уровня сводов три храма с фресками 14 века.
Ныне отреставрировано и находится в Санкт–Петербургском Эрмитаже более 150 кв. м превосходной монументальной живописи Пскова. Это открытие имеет первостепенное значение, ибо высочайший художественный уровень непреложно свидетельствует о становлении самобытной, как живописной, так и архитектурной школы Пскова в 14 веке.
Из года в год в Довмонтовом городе ведет раскопки археологическая экспедиция Государственного Эрмитажа под руководством Василия Дмитриевича Белецкого. Только за один сезон было обнаружено около трехсот каменных ядер - свидетелей боевой славы псковичей. Наконечники стрел, славянские и прибалтийские застежки, браслеты, древние письма - берестяные грамоты...
Археологам удалось установить общую картину Довмонтова города. Были раскрыты нижние части десяти храмов и некоторых гражданских построек. Псковская реставрационная мастерская произвела их «консервацию»: основания стен надложили и вывели их на поверхность земли. По этим подлинным «планам» зданий можно судить о древней застройке Довмонтова города.
Справа от дороги, ведущей через Довмонтов город к воротам Крома, лежат фундаменты большой церкви Димитрия Солунского, построенной в XII веке и перестроенной в ХVI-м. Церковь эта была близка по архитектуре к сохранившемуся на Завеличье собору Мирожского монастыря и имела интересную биографию. Первоначально в ней был погребен князь Всеволод-Гавриил, умерший в 1138 году. (Впоследствии прах его был перенесен в Троицкий собор.) Церковь была построена из плинфы, то есть из широкого плоского кирпича, с добавлением в кладку известняковой плиты. На плинфе археологи обнаружили княжеский знак Рюриковичей - клеймо мастеров. В храме найден разбитый глиняный сосуд, оброненный, как полагают, при перенесении праха Всеволода. Сосуд удалось склеить. На нем вылеплено лицо бородатого мужчины. По мнению некоторых исследователей - это портрет князя Всеволода-Гавриила.
По левую руку от дороги по обе стороны крыльца Приказных палат открыты нижние части двух храмов XIII века, построенных по заказу князя Довмонта: церковь Феодора Стратилата, расположенная ближе к дороге, и церковь Тимофея Газского, фундамент которой находится недалеко от крепостной стены над Великой. Церковь Тимофея Газского со временем переименовали в церковь Тимофея-Довмонта. В ней был погребен князь Довмонт, прах которого впоследствии тоже перенесли в Троицкий собор. Вблизи этой церкви обнаружены литовские захоронения - возможно, дружинников князя Довмонта.
В этой же части Довмонтова города, в юго-западном углу его, у самой стены, выходящей на Великую, археологи открыли остатки владычного архива. В каменном помещении, пол которого был устлан толстыми деревянными плахами, найдено более пятисот свинцовых печатей. Они были привешены к хранившимся в архиве, но истлевшим грамотам. Здесь же сберегался пластинчатый доспех, представлявший для псковичей какую-то реликвию. Часть его реставрирована и находится в Ленинграде в Эрмитаже.
Василий Дмитриевич Белецкий высказал предположение, что первоначально помещение архива принадлежало палатам Довмонта. Об этом говорит потайной подземный ход, выводивший к Великой.
В градостроительном смысле весь комплекс этого уникального градообразования, включающий в себя и гражданские постройки, и башни, и стены — предстательствовал перед Святой Троицей и был гениальной попыткой зодчего Кирилла создать земной Дом для Святой Троицы — в Пскове (Г. Я. Мокеев).
Сейчас Довмонтов город - музей под открытым небом.
Памятный знак в честь Ледового побоища
Псковский Кремль
В апреле 1972 года, в дни празднования 730-й годовщины Ледового побоища, в Довмонтовом городебыл установлен памятный знак - прапор, выполненный псковским архитектором-реставратором, художником, кузнецом Всеволодом Петровичем Смирновым в честь победы русских воинов на льду Чудского озера в 1242 году. По его проектам были реставрированы Покровская башня и церковь Покрова от Пролома в Пскове, стены Окольного города Пскова, Псково-Печерский монастырьи другие памятники архитектуры. В. П. Смирнов выполнил девять скульптурных композиций из кованого металла, в том числе для советского посольства в Вашингтоне. Он автор надгробия на могиле Анны Андреевны Ахматовой.
Большой прямоугольный щит в виде воинского знамени - прапора, на котором изображены герб и план Пскова, укреплен между контрфорсами Персей. Псковским гербом стал полуфантастический хищный "лютый" зверь с поднятой когтистой лапой, которого принято считать барсом. Впервые он появился на псковских монетах и печатях в XV веке.
На круглых пластинах, укрепленных под прапором, гербы городов, принимавших участие в битве: Пскова, Новгорода, Владимира, Твери и Переяславля-Залесского. Выкованный мастером меч - символ славы русских воинов, очертаниями близок боевому оружию князя-воина Довмонта-Тимофея. Старинные колокола в верхней части композиции напоминают о вечевом колоколе Псковской республики и набатном колоколе, созывающем псковичей на защиту родного города. Колокола - это символический призыв к единению в борьбе с врагами Отечества.
Материалы: "Псковский Кремль" под ред. О.К. Волочковой
Фото: Андрей Пономарев http://www.pskovcity.ru
Приказная палата
г. Псков, Кремль, 4. Тел. (8112) 72-45-74, 72-25-63
Приказная палата построена в 1693 году на месте Довмонтовой стены после того, как в сентябре 1688 года сгорела деревянная Приказная изба. Завершилось строительство палаты устройством каменного крыльца "на отлете", то есть перпендикулярно стене здания. На втором этаже была устроена палата воеводы и палата подьячих, внизу находились сени, колодницкая (тюрьма), сундучная (архив).
Приказная система складывается с середины XVI века. Приказы, распоряжения царя воплощались в десятках учреждений с тысячами "пальцев" в лице подьячих, дьяков, воевод, умело защищавших интересы государства.
Псковскими воеводами в разное время были выдающиеся полководцы, государственные деятели России. Среди них были И. П. Шуйский, А. Л. Ордин-Нащокин, Б. П. Шереметев.
Приказная палата сегодня – это экспозиционно-выставочный и культурный центр Псковского музея-заповедника. Галерея «Приказная палата» представляет: работы художников, реставраторов, художественные копии предметов из музейных коллекций.
В летнее время здесь происходят церемонии бракосочетания в русском национальном стиле.
Изборск
Изборск — один из древнейших русских городов. Здесь на Жеравьей горе, над широким Городищенским озером, стоит крепость 14 – 15 веков, построенная псковичами для защиты своих западных рубежей.
На сегодняшний день крепости, подобной Изборской, не было в русской истории. Это прекрасный пример древнерусского и именно псковского строительного искусства.
Изборск— один из первых пунктов на пограничных рубежах Северо— Запада Древней Руси, интереснейший памятник русского оборонного зодчества. Сегодня уникальный ансамбль Изборской крепости хорошо сохранил фрагменты стен, башен, специальных оборонительных устройств, а также Никольский храм XIV века на ее территории.
Заповедный Изборск— редкое соединение человеческого начала сприродой. Вединое целое слились здесь небо, вода иземля, мир растений, человек, его мысль иего творения.
Изборская крепость производит впечатление на любого, кто приходит к ее стенам, поражает монументальностью и основательностью, передает ощущение огромной мощи, непоколебимости духа людей, не только выстроивших эту твердыню на вершине Жеравьей горы, но и живших тут, защищавших родную землю от врага. Она будто «вырастает» из холма, на котором стоит.
Изборск стоит в 30 км от Пскова по дороге на Ригу. В «Повести временных лет» Изборск впервые упоминается под 862 г. Первым князем Изборска был Трувор, но княжил он недолго, скончавшись в 864 г.
С именем Трувора связано название городища рубежа VII-VIII — конца XIII веков. Неподалеку от него стоит каменный крест XIV-XVI веков, который легенда приписывает князю Трувору.
При княгине Ольге Изборск стал пригородом Пскова, платил Киеву дань. Изборяне участвовали в военных походах русичей на Византию, Болгарию и печенегов, вели торговлю с Чудскими землями по водному пути через Городищенское и Мальское озера.
В начале XIII века посла распада Киевской Руси Изборск стал сторожевым городом-крепостью на западной окраине новгородской земли. Западные соседи были воинственны и беспокойны. Изборск часто подвергался нападению рыцарей Ливонского ордена. В 1232 г. город был захвачен внезапным нападением — «изгоном», — но вскоре был отвоеван псковичами. В 1240 г. Изборск оказался вновь в руках врагов, но освободился в 1242 г. после знаменитого Ледового побоища.
В 1303-1330 гг. на стоящей ныне в центре села Жеравьевой горе была построена крепость. Вначале стены были деревянными, и только одна башня Куковка (Луковка) — каменной.
В середине XIV века псковский посадник Шелога заменил деревянные стены каменными, что сделало Изборск мощной и хорошо укрепленной крепостью. Враги неоднократно осаждали Изборск в 14 веке, но взять крепость им не удалось.
Позднее крепость укреплялась и надстраивалась. Были возведены пять мощных башен. Они сохранились и до наших дней.
В 1510 г. Изборск вместе с Псковом был присоединен к Москве. В 1581 г. Изборск не выдержал осады и был занят войсками Стефана Батория. После подписания мирного договора Изборск был возвращен России. В 1708 г. Изборск был приписан к Ингерманландской, в 1710 г. — к Санкт-Петербургской губерниям. С 1719 г. он стал уездным городом Псковской провинции. Померкла слава древнего Изборска. В 1777 г. — это заштатный безуездный город Псковской губернии.
С 1945 г. Изборск — крупное сельское поселение Печорского района Псковской области и туристический центр с развитой инфраструктурой.
Здесь можно насладиться великолепием пейзажей, отдохнуть от городского шума и суеты, покормить лебедей, горделиво плавающих на безупречной глади озера, купить сувениры, отведать пирожков из русской печи, покататься на лошадях и лодке, напиться ледяной воды из чудотворных источников.
В блинной вас угостят пышущими жаром блинами с медовым или травяным чаем, предложат попариться в русской бане.
Гостевой дом ждет своих постояльцев.
Труворова могила
На древнем пути с Востока на Запад, на высокой скале возвышаются крепостные стены и грозные башни древнейшего русского города Изборска, история которого тесно связана с Псковом.
Время основания Изборска теряется в глубине веков и овеяно народными сказаниями. В них часто упоминается имя Трувора, княжившего в Изборске: "Труворова могила", "Городище Труворово", "Труворов крест", "Труворова дорога"...
Иногда Изборск именуют Избореском, Славенском. Шумные ключи, бьющие каскадом у подножья городища и крепости, носят имя "Славянских ключей".
От первоначального, древнего Изборска сохранилось большое земляное городище с четким силуэтом крепостного вала и сухого рва.
В 1330 году псковским посадником по имени Селога, в одной версте от седого Изборска, на высокой скалистой круче была построена новая каменная крепость, которая в течение ряда веков являлась западным щитом Господина Пскова.
Грозная Изборская крепость, созданная псковитянами и хорошо сохранившаяся, является редким памятником русского военного зодчества.
Шесть башен с затейливыми именами - "Вышка", "Темнушка", "Куковка", "Рябиновка", "Колокольная" и "Плоская" создают неповторимый облик древней русской крепости.
Потайной ход из крепости к Славянским ключам, Седое городище и могила Трувора овеяны легендами о кровавых битвах с немецкими рыцарями, о богатырях-изборянах, встающих из своих могил на защиту родной земли, о целебности каменного надгробия Трувора, от прикосновения к которому исцеляются русские воины, смертельно раненные в жестоких битвах.
Живописная красота древнего городища и крепости, волнистые, скатертью расстилающиеся дороги, гранитные валуны да каменные поклонные кресты на дорогах воскрешают пейзаж глубокой русской старины. Здесь все дышит легендами
Труворово городище
Начало Изборску положено на древнем городище, оно существовало ранее крепости на Жеравьей горе. Стоящий тут древний город занимал треугольный мыс высокого плато. Территория его невелика, но место выбрано замечательно. Городище занимает вершину холма, подножие которого уходит ко дну долины. С кручи над долиной открывается широкий простор, далее долина уходит влево, на север и там вдалеке светлеет Мальское озеро. Со стороны долины древний город был совершенно неприступен. Чтобы почувствовать его неприступность, нужно посмотреть снизу, с того места, гдекогда-то приставали ладьи, пришедшие со стороны Чудского озера. Мыс виден тогда особенно отчетливо, а одинокая церковка на вершине холма очень живописна.
Архитектурно-археологический и природно-исторический ансамбль Старого Изборского городища или Труворова городища VII-XVIII века, включает всебя остатки валов и каменных крепостных сооружений одного из древнейших на Руси города-крепости. Высокое мысовое городище над долиной Городищенского озера валом и рвом отделено от древнейшего кладбища, действующего и ныне.
На кладбище сохранились древние каменные плиты-подпятники крестов с выбитыми на них «вавилонами» - символическими знаками. Один из крестов XV века сохранился и получил название «Труворова» по имени легендарного основателя города. «Труворов крест» примечателен своими размерами - он выше человеческого роста, имеет гордую осанку и широкие расширяющиеся крылья. Местные жители считают это место могилой Трувора. По преданию Трувор пришел вместе с Рюриком в 862 году и княжил 3 года до самой своей смерти в Изборске. В эту легенду верила Екатерина II, занимаясь русской историей, она в1780-годах задумала изготовить серию исторических медалей в хронологическом порядке отражающих историю России. Одна из них - медаль в честь Трувора, на лицевой стороне которой— вымышленный портрет Рюрика, а на оборотной - насыпной «Труворов» курган и надпись: «Доднесь памятен», а внизу: «Трувор скончался в Изборске в 864 году».
Легендарного Трувора отделяет от времени установки креста шесть столетий. Но крест, как и огромные плиты, покоящиеся у подножия, сохраняют память о легендарном князе.
Плиты отличаются от других надгробий кладбища не только крупными размерами, но и характером старого изъеденного временем камня. Может быть, здесь находятся могилы воинов, павших за Изборск. Плиты и кресты покрыты геометрическими фигурами. Эти рисунки называли «вавилонами».
Использованы материалы сайта izborsk.pskov.ru и фотоматериалы сайта pskovcity.ru
Вещий сон Дорофея
Геройски отразив в 1581 г. натиск разноплеменного войска польского короля Стефана Батория, псковичи с честью выполнили свою обязанность перед Отечеством. Народная фантазия создала по этому поводу легенду, поставив успех псковичей в тесную связь с помощью, оказанной городу свыше.
Дорофей, кузнец, увидел 27 августа во сне, будто свет великий простирается от Печерского монастыря через реку Великую к граду Пскову. И в этом свете он узрел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу и с нею рядом преподобного отца Антония, первоначальника Киево-Печерских пещер, и Корнилия, игумена Псково-Печерской обители. И взошла Владычица через городскую стену в церковь Покрова Пресвятой Богородицы, а потом, выйдя из церкви, встала, сияющая, на стене древнего града у Покровской башни.
Псковские угодники, святые князья Всеволод и Довмонт, блаженный Никола Юродивый и другие праведники, пришли ей поклониться и стали просить ее о спасении града. Тогда она обратилась к кузнецу Дорофею и сказала: «Старче, иди скорее к боголюбивым воеводам и к Печерскому игумену и возвести им, чтобы молили прилежно Господа Бога за град и принесли бы образ мой Печерский старый и хоругвь на стену града, где я стою, и поставили бы на сем месте пушку, а другую – внизу стены, и били бы из них непрестанно по королевским шатрам. Тогда король приведен будет к недомыслию и смятению ума, ни в чем не успеет и будет псковичами просрамлен».
Этот рассказ Дорофея произвел сильное впечатление на защитников города. Из Печерского монастыря была принесена икона Успения Божьей Матери, которая находилась среди воинов во время первого, самого опасного приступа 8 сентября. Когда стена была проломлена и враги уже были готовы ворваться в город, они вдруг увидели там, где стояла принесенная икона, «некую жену, пресветлую от божественныя благодати», а около нее «некоего сановитого воеводу, днем и нощию разъезжавшего по стене града и устроящего ополчение на битву».
Ободренные действительным исполнением видения своего земляка, псковичи в этот решающий момент не дрогнули перед врагом. А день 8 сентября 1581 г. остался навеки памятной датой, вписанной в славную историю города.