Исполнение обмерных чертежей

Обязательное условие – выполнение чертежей в тех же масштабах, в которых будет выполняться реставрационное проектирование. При этом могут быть отклонения от принятых норм исполнения чертежей. Главная задача обмерного чертежа – дать предельно точное изображение, используя материал обмеров. Для того, чтобы он был удобочитаемым, с кроки переносятся только основные размеры (по ГОСТу), остальные вспомогательные построения используются только для исполнения графического изображения.

Обмерные чертежи основных проекций здания, т.е. планов, фасадов и разрезов, обычно выполняют в масштабе М1:100-1:50. Этим определяется необходимая точность обмера – до 0,5 см, что дает в масштабе чертежа 0,1 мм – предельно малую, ощутимую на глаз величину. Для деталей здания, интерьеров применяются масштабы М1:20-1:10 и крупнее, т.е. с точностью до 1 мм.

Обмеры, как правило, производятся посредством следующих методов:

1. Геодезический метод, применяется при обмере небольших объектов для целей паспортизации и реконструкции. Он не требует лесов и приспособлений для выполнения обмеров, но требуется знание математики и геодезии.

2. Фотометрический метод и лазерное сканирование, которые обеспечивают более высокую точность и требуют меньших затрат труда и времени. Особенно эффективен при обмере крупных и сложных объектов. Обычно применяется при выполнении архитектурно-археологических обмеров.

3. Натурный метод (традиционный) используется при обмерах отдельных зданий и часто имеет экспедиционное и учебное значение.

Основанием для расчета обмерных работ служат строительные допуски и ошибки установки объемно-планировочных и конструктивных элементов сооружения. Исходя из этого при обмерах каменных зданий и сооружений, размерами до 100 м., допускаются ошибки в продольном и поперечном направлениях до 2-5 см., а в вертикальном 1-2 см.

Мы рассмотрим лишь натурный метод (традиционный), на котором основаны все остальные.

Планы сооружений снабжаются размерными общими цепочками по всему периметру, пересчитанному на размер каждого членения. Назначение чертежей – дать наглядное представление о здании, о его общем характерном абрисе. Поэтому на них показывают только основные размеры, причем все цифры и надписи располагаются так, чтобы они не мешали читать чертеж. На чертежах проставляются все размеры в той системе, в которой они были обмерены, и сохраняется обозначение обмера нарастающим итогом. Размеры следует проставлять в таком порядке, как они получались при обмерах. Так чертежи планов, обмерянных по точкам, начинают с вычерчивания базиса, а затем засечками от них находят все точки внутренних контуров плана.

Диагонали и криволинейные очертания фиксируются по точкам в табличной записи. Обязательно на этой стадии графической работы фиксируются оси стен и их взаимное расположение.

С помощью условных обозначений наносятся все переделки и перестройки. Делаются маркировки всех заполнений проемов, и даются ссылки на детализированные чертежи. Для протяженных помещений целесообразно применять метод от выбранной нулевой точки до каждого членения плана. Этот метод позволяет выполнить внутренние обмеры с наибольшей точностью.

Чертежи фасадов и разрезов начинают с вычерчивания нулевых линий и отвесов, от которых в том же порядке, в каком велись обмеры, находят все точки чертежа. Ранее на каждом чертеже обязательно требовалось проставлять линейный масштаб. При современных методах компьютерной обработке обмеров и выполнении чертежей это становится анахронизмом.

Фасады и разрезы снабжаются только вертикальными отметками и поярусными цепочками. На них наносятся также маркировка всех фрагментов, деталей и шаблонов со ссылками на соответствующие чертежи. Чем крупнее масштаб изображения, тем большим числом размеров, без опасения утратить четкость изображения, они оснащаются.

При этом следует опасаться увлечения красивой и стилизованной графикой в ущерб документальной точности. Красивая графика служит только для представления объекта в литературе, для рекламы и музеев. Такие чертежи совершенно не пригодны для научной реставрации и серьезных изданий по истории архитектуры. Существовала и другая практика оформления чертежей: проставлять на обмерных чертежах буквально все размеры, добытые в процессе обмеров в натуре, причем размерные линии, стрелки и цифры ставились на самом изображении. Несмотря на наукообразность, чертежи эти абсолютно не читались.

За сеткой линий и цифр исчезало самое главное – чертеж памятника, что приводило к пропускам, бессистемности отчетов и привязок в пространстве.

Общепринятым сейчас методом простановки размеров является метод простановки основных размеров.

В очень редких случаях есть необходимость отмывки (или компьютерной раскраски) плана, когда нет возможности убедительно показать пластику формы или когда стоит колористическая задача.

Чертежи обмеров – не только материал для архитектурно-реставрационного проектирования, но и основной материал для кабинетного изучения памятника, позволяющий восстановить или воссоздать его в случае разрушения. Уникальные книги, документы и изображения, размноженные аналогично обмерам, дополняют также собрание необходимых для реставрации памятника материалов.

Основными видами работ по архитектурно-археологическому изучению памятника являются: расчистки, зондажи, шурфы и раскопы, фотофиксация.

Зарисовки и кроки

С натуры делается предварительный рисунок с максимально точным соблюдением пропорций и характером деталей. При обмерах фасадов и разверток стен следует делать несколько последовательных рисунков – переходя от изображения в массах к архитектурной деталировке. Это позволяет сохранить удобочитаемость изображения при последующем нанесении размерных линий и постановке размеров.

Для архитектурно-археологических обмеров, до начала зарисовок, необходимо при помощи геодезических приборов, водяного уровня или лазерно-компьютерной техники отбить нулевую отметку, которую надо нанести водостойкой краской на само здание. Подробно фиксируется характер кладки, её порядовка, места перебивок, закладок и растесок. Непосредственно рядом с рисунком пишутся примечания об особенностях, требующих особого внимания и расшифровки.

На схематичных изображениях планов, фасадов, разрезов наносится маркировка деталей, фрагментов с указанием на каких листах кроки следует смотреть их в крупном масштабе.

Пример: Зарисовки и обмеры Архиерейского дома.

Профилировка карнизов, тяг, наличников и т.п., помимо зарисовок с натуры, дополняется оттисками в пластилине, дающими возможность точного переноса шаблона на бумагу. Часто профили и архитектурные тяги пропиливаются по вертикали. В пропил вставляется твердая бумага или картон, контур тяг обводится мягким карандашом. Так же снимается порядовка кирпичных карнизов, поясков, обломов.

Сложные очертания кованых решеток, абрисы от обвалившейся лепки могут фиксироваться в натуральную величину на кальку, бумагу в виде оттисков или прорисовки на просвет.

Пример: Оттиски на бумаге металлических решеток, архитектурных профилей в Крестовоздвиженском храме на Белой горе.

Вертикальные и горизонтальные швы в кладке дают возможность обводки контура профиля на фанере или картоне с последующим переносом на бумагу или в компьютер. Для архитектурно-археологических обмеров отдельные детали: колонны, капители, кривые сводов, перемычек – фиксируются индивидуально и проверяются повторно по всей длине.

Кроки, будучи материалом для выполнения чертежей и составления проекта, позволяют архитектору буквально выучить объект наизусть, помнить визуально все детали сооружения. Производится подборка рисунков, их нумерация. На листе кроки указывается объект, исполнитель, дата и примечания об условиях проведения обмеров. Весь комплект снабжается титульным листом с перечнем изображений и после окончания работ должен сдаваться в Госинспекцию по охране памятников, оригиналы при этом остаются у исполнителя.

Кроки, за исключением оттисков в М 1:1, обычно исполняются на форматках А4, А3 для дальнейшей брошюровки. В процессе зарисовок необходимо продумать всю систему обмера и проставить необходимые линии, что предотвратит неизбежные досадные пропуски в замерах. Иногда надо проводить обмеры по 2-4 раза, чтобы совместить их между собой.

Расчистки

Расчистки – вид исследования, не затрагивающий конструктивных несущих элементов объекта. Это удаление поверхностных загрязнений для выявления цвета и фактуры материалов, послойные расчистки окрасок, выявление последовательных наслоений штукатурки и, если возможно, сопутствующих им окрасок, выявление трансформации профилей, тяг и карнизов в разных слоях штукатурного покрова вплоть до основания, обнажение переделок в кладке, скрытых для обозрения под штукатуркой или покраской. В этом виде исследований необходимо строго придерживаться общего, заранее согласованного плана, отклонения от которого приведут к лишнему, неоправданному травмированию объекта.

Сами расчистки ведутся послойно, сохраняя их четкие границы. Таким образом, последовательно раскрываются слои красок, снимается верхний слой штукатурки и на нижележащих слоях производится та же операция. Фиксация результатов расчисток производится на месте: фотографированием с масштабной линейкой всего вскрытия, зарисовкой в цвете его общего вида, с подробным описанием каждого слоя, его материалов и толщины.

Раскрытие штукатурных покровов дает возможность выявить закладки проемов, контуры срубленных профилей и наличников, обнажить места примыкания стен, переделки перемычек, следы местонахождения перекрытий, остатки живописи и даже замурованные скульптурные рельефы.

Пример: Архиерейский дом. При вскрытии поверхностных слоев окраски стен выявились различные периоды живописи – от XVIII до начала XX веков. На фасадах Белогорского храма были произведены расчистки. Нижним (первоначальным) слоем, оказался слой известковой краски желтого цвета.

Расчистки являются первой подготовительной стадией работы по зондированию здания и дают первичный материал для фиксации исследования глубинных вскрытий.

Зондажи

Зондаж (зондирование) – это глубинные вскрытия с целью сбора сведений по истории и конструкции объекта.

Первая задача зондирования - определение структуры толщины стен в раскрываемых проемах; определение глубины откосов, местоположение старой столярки; раскрываются фрагменты архитектуры и отделки стен фасадов и интерьеров из позднейших наслоений.

Вторая задача зондирования – определение, при помощи вскрытий, состояние материалов, характеристику узлов опирания конструкций, то есть, получение сведений о несущей способности конструктивной основы зданий и сооружений.

Подробная фиксация зондажей производится во всех проекциях, и результаты вносятся в карты общего отчета о проведении работ.

Любое глубинное вскрытие – серьезная травма для памятника. Определение минимальных размеров каждого зондажа приобретает поэтому особо важное значение.

Наши рекомендации