Ассоциативный анализ -

особая часть предпроектных и проектных исследований в дизайне, выявляющая образные источники конкретных визуальных предложений формообразования дизайн-объекта.

Любые формы восприятия средо-вых и предметных ансамблей и комплексов базируются на способности человека соотносить те или иные впечатления (зрительные, тактильные, психологические, от комплекса или его частей с «восприятивным опытом» всей его жизни, с предпочтениями, антипатиями, интересами, воспитанными в человеке семьей, обществом, практикой личных контактов с действительностью.

Естественно, что этот опыт делит весь мир узнанных человеком форм и явлений на события и объекты «положительные», приятные, к которым хотелось бы вернуться, испытать вновь, и «отрицательные», вызывающие отторжение, неприязнь. Но эти же явления могут рассматриваться и с других позиций: запомнившиеся, вызвавшие любопытство, выделившиеся из ряда сходных впечатлений, и такие, что прошли мимо, не возбудив особых эмоций.

Соответственно все зрительные впечатления могут ассоциироваться в сознании потребителя с реальными эмоциональными переживаниями прошлого (и их возбудителями), выстраиваясь в системы по принципу «интересно—скучно», «приятно—отвратительно» и т.д. То есть — рассматриваться как источники эмоциональной и идейно-содержательной оценки дизайнерского объекта.

Пока примерами для подражания при поиске предметно-пространственных форм в «сознательном» (профессиональном) и спонтанном (народном) дизайн-проектировании служили природные и «классические» образы, тысячелетиями проходившие апробацию на выразительность и глубину содержания, эти оценки складывались почти автоматически, традицией. Но сейчас, когда арсенал прототипов формотворчества вырос беспредельно, отбор тех из них, что в максимальной степени отвечают и задачам авторского замысла, и требованиям оригинальности визуальных впечатлений, осложнился чрезвычайно.

Иными словами, при переборе источников зрительных конструкций в дизайне к всегда существовавшей задаче — выбрать лучшее, интереснейшее, активно привлекающее потенциального потребителя — прибавилась специфическая проблема «не навредить», не испортить задуманную эмоциональную систему чуждыми ей ассоциациями, не сломать выстраданные автором закономерности построения образа случайными, отвлекающими, а то и досаждающими зрителю аналогиями и упоминаниями.

Другой аспект — источник визуальных аналогов при становлении образного содержания в дизайне. Столетиями предполагалось, что «просто» среда и ее компоненты — ложки, скатерти, вилы в сарае, сено, молоко, дрова — лишены художественного замысла и смысла и приобретают черты искусства, только если их ваяет, мастерит, сервирует великий мастер, вроде Б. Челлини. В европейской художественной традиции это убеждение усугублялось подспудным принижением «экзотических» форм искусства других континентов и безоглядным преклонением перед идеалами античности. Существовало даже негласное табу на «низкие» источники вдохновения, заставлявшие заменять в поэзии слово «крестьянка» выражениями «дева», «поселянка» и т.д.

Сегодня нет во Вселенной явления, предмета, сооружения, устройства, которое не может рассматриваться как генератор эмоционально-художественного содержания и само по себе, и как исходная точка формирования оригинальных эстетических переживаний. Расширив до бесконечности палитру источников художественного смысла за счет любых форм мироздания — от прожилок зеленого листа и голограммы воздушных потоков в аэродинамической трубе до сантехники — дизайнерское искусство встало перед новой стороной собственной технологии. Это — задача расшифровки кодов воздействия и этих источников, и средств и приемов их эстетической интерпретации, и даже — выработки новых норм их отбора. Что совершенно иначе, чем прежде, поворачивает всю систему целеполаганий в искусстве, перенося центр тяжести в работе художника с поиска элементов новых форм на способы их синтеза.

АССОЦИАЦИЙ МЕТОД - способ формирования проектной идеи на основе сравнения далеких друг от друга явлений, предметов, качеств.

Ассоциации различаются по сходству, контрасту и смежности. Ассоциативные образы, взятые из фонда памяти человека или машины, связываются, сопоставляются между собой в соответствии с задачами и логикой проектируемой системы. Целевая взаимосвязь образных характеристик различных объектов делает А.м. основой продуктивной проектно-преобразова-тельной деятельности, приводит к открытию новых отношений в проектируемой модели.

БАНК ИДЕИ — комплекс видов деятельности, связанных с наработкой, накоплением и хранением прогностической информации для дальнейшего продуктивного развития какой-либо сферы науки, искусства или культуры.

Б.и. предполагает в дизайне техническую обработку данных, полученных в результате различным образом организованных форм общения между специалистами данного профиля, или сбор и переработку, осмысление существующих идей с определенных позиций. Б.и. должен вмещать максимально обширный диапазон различных идей (от практических предложений по рационализации и изменению существующей реальности до футурологических прогнозов на будущее) в данной области деятельности. Техническая сторона процесса связана с широким применением компьютеров.

Для выработки и накопления идей необходимо погружение в проблему. Способами и приемами такого «погружения» являются так называемая «мозговая атака», проектный семинар, дизайн-игра, диалог и др.

«БУМАЖНАЯ АРХИТЕКТУРА» -

своеобразный жанр архитектурного высказывания, активно использующий графический язык изобразительного искусства (офорт, гравюра, язык мультипликации, книжной графики, комикса, прием раскадровки). Это дает основания говорить об особом стиле подачи проектов Б.а., отличающихся сценогра-фичностью пространственного построения, соединением вербального и визуального языков, наличием разъясняющих смысл текстов.

«Б.а.», заведомо ориентированная на творческую независимость от реализации, свободно оперирует образными метафорами, активно привлекает в арсенал художественных средств литературные «легенды» как основу построения архитектурно-художественной концепции. При этом сущность архитектуры как способа философского осмысления окружающей реальности часто заменяется отвлеченным выражением мировоззрения автора средствами художественно-графического или концептуально-простран-

ственного дизайна. Не связанная напрямую с архитектурно-производственной практикой, «Б.а.» оказывает существенное влияние на формирование новых архитектурно-проектных идей, обогащает смысловую значимость графического языка проекта, повышает роль концептуальных построений в ходе поиска проблем и определения задач архитектурного и дизайнерского проектирования.

«ВЖИВАНИЯ В РОЛЬ» МЕТОД -

осмысление задач проектирования с учетом прогнозируемой реакции потребителя. Строя модель потребителя, автор проекта должен понимать результат проектирования не просто как программирование духовно-практического поведения людей, но как двухстороннюю коммуникацию изделия или среды с равноправным адресатом художественного сообщения.

ассоциативный анализ - - student2.ru

Наши рекомендации