МИНЕРВИН Георгий Борисович
(1918—1998) — многосторонний и авторитетный российский ученый и педагог, работавший в области теории архитектуры и дизайна, доктор искусствоведения, профессор, основатель новой архитектурной профессии — «архитектор-дизайнер», которую сегодня готовят в 40 вузах России и стран СНГ.
М. родился в Пятигорске, окончил Московский архитектурный институт будучи одновременно слушателем Военно-инженерной академии им В.В. Куйбышева. В годы Великой Отечественной войны служил в Красной армии, участвовал в сражениях на Закавказском фронте, восстанавливал разрушенные немцами железные дороги, награжден орденами и медалями.
После демобилизации в 1945 году поступил на работу в Архитектурную мастерскую академика И.В. Жолтовского. С 1948 года — заместитель директора института теории и истории Академии архитектуры СССР, а с 1964 года — зам. директора по научной работе ВНИИТЭ и одновременно преподаватель МВХПУ (б. Строгановское), а затем — МАрхИ. В качестве научного руководителя программ Всесоюзной системы дизайнерских институтов и проектных организаций, включающих республиканские филиалы ВНИИТЭ, М. внес существенный вклад в развитие отечественного дизайна, совмещая административно-организаторскую деятельность с подготовкой аспирантов и разработкой вопросов методики проектного формирования среды обитания человека.
Результат научных исследований М. — создание в 1988 году в МАрхИ кафедры «Художественное проектирование (дизайн) архитектурной среды», которая впервые в мире стала готовить специалиста особого типа — «ар-хитектора-дизайнера», соединяющего знания и умения обеих профессий и представляющего средовой объект во всей его полноте, функционально-про-сгранственной и художественно-эсге-тической целостности.
М. — автор или научный редактор более 90 научных трудов по вопросам теории архитектуры, по дизайну архитектурной среды и проблемам формообразования в архитектуре и дизайне, по композиции и по вопросам подготовки специалистов, многие из которых переизданы на английском, немецком, итальянском и других языках.
В 1994 году М. был избран действительным членом Международной академии информатизации при ООН.
МОЗЕР Коломан (1868-1918) -
австрийский художник-сецессионист, мастер плаката и рекламы, имя которого связано с понятием «геометрического стиля» как разновидности модерна, лежащего в основе художественной эстетики новаторского объединения «Венский Сецессион». Его плакатам свойственны лаконичность, упрощающая стилизация, линеарная моделировка объемов, силуэтное изображение, неспокойная цветовая гамма, мотив абстрактных геометрических фигур. Знаменитый плакат «Мозеров-ской музы», рекламирующий календари фирмы «Карл Фромме», побивший рекорд по длительности использования (1899—1914), — это образ полумистической богини с песочными часами в руках, вошедший в историю австрийской рекламной графики.
МОРАНДИ Джордже (1890-1964) — итальянский живописец, создавший «художественный материк» метафизического реализма, соединивший в своем творчестве традиции старых мастеров от Джотто до Пьеро делла Франчески с открытиями структурной живописи Нового времени Сезанна и Сера.
Отдав в молодости дань образам сюрреализма, М. ограничил себя натюрмортом и пейзажем и одними и теми же вещами. Картины М. почти всегда создавались за один сеанс, без переделок и неуверенности. Неизменность мотивов сопровождается у М. всякий раз новым живописным решением. История живописи М. — это история его живописного языка, менявшегося в течение его жизни. Внешне традиционное, искусство М. является предтечей новейших форм пространственного творчества, рождающихся на почве интереса не столько к сценарию произведения, сколько к его форме и материалу.
МУР Генри (1888-1986) - выдающийся английский скульптор.
Родился в Англии в семье шахтера, седьмой ребенок из восьми. Учился в Королевском колледже искусств в Лондоне после службы в армии в Первую мировую войну. Там же преподавал. При жизни признан во всем мире великим. М. открывал своим творчеством то, к чему стремятся сегодня проектировщики среды, — создавал сложную, динамичную, пространственную скульптуру, передать которую можно лишь множеством рисунков: сверху, снизу, сбоку, со всех сторон; скульптуру, которую нельзя нарисовать. М. один из тех современных художников, которые считают, что человек, который способен понимать скульптуру, должен научиться чувствовать форму как таковую, а не рассказ или напоминание о чем-то. Например, он должен рассматривать яйцо как про-
Творчество Г. Мура: а — Полулежащая фигура (кость), травертин, 1975; б — Г. Мур у скульптуры «Острие ножа, две части» в саду. Хогленд
стое и цельное твердое тело, независимо от того, что оно идет в пищу, или от более возвышенной идеи, что оно превратится в птицу. То же самое и в отношении таких твердых тел, как раковина, орех, слива, груша, головастик, гриб, горная вершина, боб, морковь, ствол дерева, птица, бутон, жаворонок, божья коровка, камышинка, кость.
МУР Чарльз (1925) — выдающийся американский архитектор, творчество которого во многом определило характер того направления в архитектуре, которое принято называть постмодернизмом.
Его постройки соединяют дух места со свободным оперированием различными историческими, культурными, художественными реминисценциями, контекст с многообразными метафорами. В Бернс-Хаус (1972-1974) в Сан-та-Монико — это образы мексиканской традиции, в Кресдж колледже Калифорнийского университета (1965—1974) — образы итальянского городка на холме, в площади Италии Нью-Орлеана (1975—1980) — переведенные в другие материалы, но узнаваемые городские структуры итальянского Возрождения. М. теоретик и педагог, является профессором Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
МУТЕЗИУС Герман (1861-1927). Германский архитектор, мест в истории которому завоевали не столько его постройки, сколько организаторская деятельность на посту тайного советника прусского министерства торговли и ремесел и, впоследствии, на посту вице-председателя основанного им Дойче Веркбунда — Союза художников, промышленников, политэкономов и коммерсантов.
Довольно много путешествовавший в первые годы своей карьеры (Япония, Италия), М. семь лет провел в Британии, занимая место культурного атташе посольства. Знакомство с доктриной У. Морриса, с творчеством передовых британских архитекторов — Войси, Уэбба, Ч.Р. Макинтоша — привело его к идее участия государственных органов в перестройке системы производства промышленных товаров. М. первым обосновал соединение провозглашенных движением «Артс энд Крафто> эстетических принципов с массовым промышленным производством. Провозглашенный им лозунг «эстетического функционализма» фактически является декларацией принципов промышленного дизайна, радикальным образом повлиявшей на развитие проектной культуры XX века.