История Софийского собора в Киеве
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»
ИНСТИТУТ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ
КАФЕДРА ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ДИЗАЙНА
И МЕДИА-КОММУНИКАЦИЙ
Курсовая работа студента I курса группы 1-СД-51 «с»
Нестеренко Михаила Александровича
ТЕМА: «Софийские соборы ХI века (Киев, Новгород, Полоцк)»
Руководитель – Иванов Н.А.
Санкт-Петербург
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………...4
1. СОФИЙСКИЙ СОБОР В КИЕВЕ
1.1 Описание собора……………………………………………………………6
1.2 История Софийского собора в Киеве……………………………………..8
1.3 Архитектура и интерьер Софийского собора в Киеве………………….10
2. СОФИЙСКИЙ СОБОР В НОВГОРОДЕ
2.1 Описание собора…………………………………………………………..14
2.2 История Софийского собора в Новгороде……………………………....15
2.3 Архитектура и интерьер Софийского собора в Новгороде…………….19
3. СОФИЙСКИЙ СОБОР В ПОЛОЦКЕ
3.1 Описание собора…………………………………………………………..21
3.2 История и архитектура Софийского собора в Полоцке……….………..22
Заключение…………………………………………………………………….24
Список использованной литературы………………………………………...26
Приложения
Введение
Восприняв от Византии христианство, Киевская Русь во многом предопределила облик древнерусского государства, в том числе и в строительстве храмов - византийских, крестово-купольных.
Храмовое многоглавие - яркий признак своеобразия русской церковной архитектуры. Его не было в Византии, не получило оно развития и в христианских странах Западной и Центральной Европы.
Возникнув и распространившись только у нас, многоглавые храмы (условно, более 5 глав) стали гордостью и символами Руси-России. Кто не знает, например, соборов Святого Василия Блаженного в центре Москвы или Святой Софии в центре Киева? Но многоглавые храмы во множестве украшали не только древние столицы Киевской или Московской Руси. Построенные в пограничных землях, городах, они в XVI-XVIII веках гигантским ожерельем окружили всю Русскую землю. В разное время такие храмы появились в Киеве, Полоцке, Пскове, Новгороде, Петрозаводске, Твери, Ярославле, Тюмени, Тобольске, Иркутске и других городах. В пограничных землях храмы встречали чужеземцев ликующим множеством своих цветных глав, золотых или деревянных крестов, достойно, на высшем архитектурно-символическом уровне представляя Святорусскую землю всему миру.
Но все это - в итоге. А как храмовое многоглавие зарождалось, откуда взялось, когда начиналось, что означало? Проблема сложная и до сих пор окончательно не решенная. В этой связи целесообразно еще раз вспомнить три наших древнейших уникальных многоглавых храма во имя Святой Софии Киева, Полоцка и Новгорода, появившихся еще в X-XI веках при самом начале распространения на Руси христианства. Особенно - первую киевскую деревянную Софию - предшественницу всех других софийских храмов.
Монументальность и масштаб первых храмов объясняются следующим:
ü для крещения всего населения и регулярного его участия в отправлении церковного культа были необходимы действительно обширные сооружения;
ü новая вера насаждалась с трудом, нередко силой, и богатые, украшенные мозаиками и фресками храмы должны были облегчать этот процесс, поражая воображение язычников и наглядно убеждая в превосходстве новой религии;
ü еще одной целью было утверждение авторитета, власти и могущества киевского князя, а заодно и молодого древнерусского государства, которое еще недавно было всего лишь территорией, заселенной различными племенами язычников. Для этого и были приглашены греческие мастера.
Целью данной работы является анализ соборов Святой Софии, истории их существования, технологии построения их архитектуры.
Объектом моей курсовой работы являются Софийские соборы разных городов и стран.
Предметом исследования в работе является искусство, архитектура и история Софийских соборов в Киеве, Новгороде и Полоцке.
Основными задачами моей работы являются: изучение архитектур и интерьеров Софийских соборов; рассмотрение истории их возникновения.
Софийский собор в Киеве
Описание собора
Собор Святой Софии (Софийский собор) (Приложение №1) - выдающийся памятник древнерусского зодчества, построенный в первой половине XI века. Он расположен в самом центре города.
Софийский собор был действующим храмом до 1929 г., в 1934 г. стал музеем - Софийским заповедником. В настоящее время он является сердцевиной Национального заповедника «София Киевская»[1], одного из крупнейших музейных центров Украины, который включает также Золотые ворота ХІ в., Кирилловскую церковь ХІІ в. и Андреевскую церковь ХVIII в. в Киеве и Судакскую крепость с памятниками VI-XV вв. в Крыму.
На рубеже XVII-XVIII веков собор был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м.кв.) и фресок (3000 м.кв.) первой половины XI века и значительные фрагменты стенописи XVII-XVIII веков.
Внутреннее убранство собора почти не изменялось. В конце XVIII века появился иконостас и в XIХ веке - чугунные напольные плитки.
Сооружениям присуща праздничность, гармония форм с природой, выразительный национальный характер. Находясь во дворе, в окружении этих прекрасных сооружений, на мгновение погружаешься в древности с ощущением далекого эха тихой монастырской жизни.
Каждого, кто переступает порог собора, поражает величиной фигура в центральном апсиде[2] - фигура молящейся Святой Девы Марии. Высота мозаики 6 метров. Мозаика составлена из каменных и стеклянных пластинок различных цветов и оттенков (около 177 оттенков разных цветов). Мозаики, на которых изображена Евхаристия (Приложение №2) и Отцы Церкви, поражают своей сбалансированностью.
Архитектурные формы и роспись собора образуют неповторимое единство. Фрески, как орнамент вышивки, украшают стены, столбы, своды; среди изысканной и яркой живописи можно увидеть изображения Святых и сюжеты из Евангелия.
В отличие от других образцов византийской церковной живописи, которые дошли до наших времен, на некоторых фресках (Приложение №2) в соборе представлены не библейские темы, а мирские сюжеты - среди них портреты семьи Великого князя Ярослава Мудрого (к сожалению, некоторые из них повреждены). Именно Ярослав Мудрый, согласно летописям, заложил фундамент собора Святой Софии.
Живопись ХI века, которая украшает колокольню собора, изображает сцены игр, организованных в Константинополе императором Константином Порфирогенетом в честь княгини Ольги. На фресках изображены жонглеры, музыканты, танцоры, дрессировщики, гонки колесниц.
Более поздние фрески собора (XVII-XIХ вв.) посвящены только религиозной тематике.
В 1990 г. Софийский собор стал первым, внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО[3], памятником архитектуры на территории Украины.
Поскольку здание собора - часть Национального заповедника «София Киевская» и внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, его запрещено передавать какой-либо религиозной организации и совершать в нём богослужения. Исключение составляет день 24 августа - День независимости Украины, когда представители религиозных организаций совершают молитву об Украине (была введена с 2005 года)[4].
История Софийского собора в Киеве
Разные летописи (все они созданы позже времени строительства собора) называют датой закладки собора 1017 или 1037 год.
Так, в «Повести временных лет» повествуется о закладке в 1037 г. сразу нескольких крупных построек - укреплений с Золотыми воротами, Софийского собора, надвратной Благовещенской церкви, монастырей Святого Георгия и Святой Ирины.
По убеждению академика Д. С. Лихачёва[5], эта «хрестоматийная» запись - вовсе не фиксация факта, а «Похвала» Ярославу, подытоживающая его строительную деятельность за все годы правления и составленная после 1051 г.
Более раннее известие, сохранившееся в Новгородской первой летописи, возникшей, по мнению академика А. А. Шахматова[6], в 1017 г., указывает этот год как дату закладки Софии Киевской.
В то же время, Киевский митрополит Илларион – современник появления Софии – свидетельствует, что в деле её создания Ярослав завершил начинание Владимира Святославича.
Такое разноречие источников породило 200-летнюю дискуссию о времени постройки Софии Киевской: одни исследователи принимают дату 1017 г. за время основания собора, другие, считающие начало правления Ярослава неблагоприятным для его строительства, - 1037 г.
По версии историков Н.Н. Никитенко и В.В. Корниенко[7], выдвинутой на основании комплексного изучения письменных источников, архитектуры, монументальной живописи и древнейших надписей-граффити собора, он был возведен в 1011 - 1018 гг., на рубеже правлений Владимира и Ярослава: первый начал, а второй завершил создание Софии.
Эта новая датировка, обострившая дискуссию получила значительный общественный резонанс и стала основанием для празднования 1000-летия Софии. В сентябре 2011 г. по решению 35-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО и по Указу Президента Украины от 11 июня 2010 г. на международном и общегосударственном уровнях отмечено 1000-летие основания Софийского собора[8].
В 1240 г. Софийский собор был разграблен воинами Батыя. Несмотря на господство ордынцев, оставался митрополичьей резиденцией, духовным центром всей Руси. При митрополите Кирилле II (1242 - 1280 г.) собор отремонтирован и упорядочен. В 1385-1390 гг. митрополит Киприан вновь восстановил его, после чего он более трех с половиной веков находился в запустении, хотя и продолжал действовать.
В 1596 г. собор переходит к Украинской грекокатолической (Униатской) церкви, а в 1633 г. отобран у неё киевским митрополитом Петром (Могилой), который отреставрировал собор и основал при нём мужской монастырь.
На рубеже XVII-XVIII веков при гетмане Иване Мазепе (1687-1709) и митрополите Варлааме (Ясинском) (1690-1707) был полностью восстановлен и перестроен извне в стиле украинского барокко. Работы по обновлению храма продолжались до 1740-х гг., когда при митрополите Рафаиле (Заборовском) он окончательно приобрёл нынешний облик.
Колокольня Софийского собора была построена в 1699-1706 гг. по заказу гетмана Ивана Мазепы и его сподвижника Варлаама (Ясинского). До сегодняшнего дня сохранился колокол, отлитый в 1705 г., который находится на втором этаже колокольни и носит название «Мазепа».
В 1934 г. был объявлен Государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей». В 1987 г. международное жюри Гамбургского фонда имени Альфреда Тёпфера присудило собору Европейскую Золотую медаль за сохранение исторических памятников[9].
В 1990 г. Софийский собор включён в список Всемирного наследия.