Формы в ландшафтной архитектуре, их свойства и соотношения
Композиция (от лат.Compositio – расположение, составление, соединение) означает построения произведения искусства. В ланд. искусстве композиция - расположение пространственных форм паркового объекта в определенном сочетании, образующем гармоническое единство организуемого пространства.
Пространственные формы включают:
плоскости – поверхность земли (с газоном, цветниками, покрытием), а также элементы рельефа, водное зеркало, стены леса, ограждения и др.
объемы – древесные массивы, группы, отдельно стоящие деревья и кустарники, арх. сооруж, скульптура.
Взаимосвязь пространства, плоскости и объема определяется объемно-простр. комп-цией и выражает общие закономерности формирования парковой среды. Пространственные формы в ландш. искусстве имеют ряд свойств, которые необходимо учитывать при решении композ. задач: геометрический вид формы, величина, масса, фактура, положение в пространстве, цвет и освещенность. Соотношение пространственных форм по их свойствам представляют собой средства композиции: единство и соподчиненность, пропорции, законы линейной и воздушной перспективы. Они определяют соотношение пространственных форм по положению в пространстве, величине, цвету, освещенности и т.д.
Все эти свойства и соотношения тесно связаны между собой. Рассмотрим каждое в отдельности:
Соотношение форм по величине (высоте, ширине, длине). Размеры величин выражаются в метрической системе, а их отношения – целочисленными или иррациональными величинами.
Соотношение форм по геометрическому строению. Геометрический вид формы в зависимости от отношения величин, измеряемых по 3м координатам, может рассматриваться как объемный, плоскостной и линейный.
Объемная форма характеризуется относительным равенством величин по 3м координатам. Наиболее типичные объемные формы_куб, шар.
Плоскостная форма характеризуется относительным равенством величин по 2 координатам при подчиненной третьей координате.
Линейная форма характеризуется преобладанием какого-либо одного измерения над 2мя другими., предельно малыми по величине
Соотношение форм по положению в пространстве (положение форм по отношению друг к другу и к наблюдателю в 3хмерном пространстве парка). Эти соотношения составляют основу пространственной композиции. Композиции форм в пространстве бывают 3х видов:
1.Фронтальная композиция, одноплановая, развернута в ширину, носит плоскостной характер, глубинные перспективы не выражены.
2.объемная – формы ярко выражены во всех трех измерениях.
3. Глубинно-пространственная композиция- глубокая перспектива, раскрывающаяся постепенно.
Соотношение форм по фактуре.
Под фактурой понимается характер поверхности предметов.В ландш. искусстве учитывается фактура растительности и горных пород. Выделяют 3 типа фактуры деревьев: грубая (дуб), средняя(вяз, липа), тонкая (ива, береза).
Соотношение форм по цвету. Цвет является одним из важных средств худож. Выразительности композиции и фактор, влияющим на восприятие человеком внешней среды.. Основная задача при цветовой организации паркового пространства – учет и использование сезонных и возрастных изменений цвета растений, определение цветовой гаммы пейзажей, колорита цветников с учетом расстояния от видовых точек.
Композиция – соотношение отдельных компонентов пейзажа – деревьев, кустарников, сооружений, камня и др. – и обеспечение гармоничной их взаимосвязи с выделением главного и второстепенного, симметрии и ассиметрии, контраста и подобия, ритма и смены впечатлений, света и цвета.
Типы композиций в ландшафтном проектировании., 73. Понятие фронтальной композиции в ландшафтном проектировании., 74. Понятие объемной композиции в ландшафтном проектировании., 75. Понятие пространственной композиции в ландшафтном проектировании.
Типы композиции-фронтальная, объемная, глубинно-пространственная.Композиция форм в пространстве бывают трех видов: фронтальная, объемная и глубинно-пространсвенная. Фронтальная композиция, как правило, одноплановая, может быть развернута в ширину, состав. Ее формы носят плоскостной характер, глубинные перспективы не выражены. В объемной композиции формы ярко выраженыво всех трех измерения. В глубинно-пространсвенной они организуютсяв глубокие перспективы, их раскрытие идет постепенно.
Типы пространственной структуры.В качестве основного классификационного признака объемно-пространственной структуры принимается тип пространственной структуры (ТПС), определяемый сомкнутостью полога древесных насаждений, густотой и характером их размещения. По пространственной структуре парковые территории подразделяются на закрытые, полуоткрытые и открытые.
Закрытые типы пространственной структуры,как отмечалось выше, представлены насаждениями, исключающими или ограничивающими визуальные связи, создающими определенные психофизиологические условия благодаря замкнутости и верхнему пологу над головой, закрывающему небо и защищающему от солнечных лучей. В регулярных парках закрытые пространства представлены боскетами, в пейзажных — массивами и рощами.Полуоткрытые типы пространственной структурыимеют сомкнутость полога 0,5—0,2 и подразделяются на участки с групповым или равномерным размещением деревьев. Полуоткрытые пространства, в отличие от закрытых, обладают более глубокой просматриваемостью, большими визуальными связями с примыкающими участками, более проработанной пространственной структурой.Открытые типы пространственной структурыпредставлены всеми видами площадей, не занятых плотными насаждениями и сооружениями. Сюда включаются поляны, лужайки, партеры, крупные цветники, площади, плоскостные спортивные сооружения, водоемы. подразделяет открытые пространства по их взаимодействию с обрамлением на замкнутые, обращенные и раскрытые.
Замкнутые пространства окружены со всех сторон объемными элементами. Наблюдатель видит только их. Обращенные пространства имеют обрамление, которое ориентирует восприятие в одном, двух или трех направлениях.