Татлин владимир евграфович
(1885—1953) — ярчайший представитель русского авангарда, родоначальник художественного конструктивизма, художник, конструктор, дизайнер, архитектор.
Т. получил образование в Пензенском художественном училище, а затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Начав свой творческий путь с живописи в стиле импрессионизма, он быстро перешел от традиционных принципов станковой живописи к пластической деформации как методу образной интерпретации действительности, «конструируя» форму, ее новую структурность. Очень скоро живопись для Т. стала своеобразным полигоном, на котором он разрабатывал и испытывал новые художественные приемы, внедряя свои достижения в другие виды творчества, связанные с архитектурой и с эстетической организацией среды. В 1911—1913 годах он перенес их в театр, оформив спектакли «Царь Максимилиан» и «Иван Сусанин», а потом в создание «контррельефов», похожих на сжатые до минимального размера театральные декорации. Это были трехмерные композиции из разных форм и материалов, часто бытовых предметов, укрепленных на картинной плоскости; позднее Т. убирает плоскость, прикрепляя рельеф к стене стержнем или тросом.
Создавая свои рельефы в стиле «эстетического», а не утилитарно-предметного конструктивизма, Т. синтезирует творческие методы архитектуры, живописи и скульптуры. При этом для Т. глубоко органична «жизнестроитель-ная» идея функционального искусства, пропагандирующего и тем самым созидающего новую жизнь.
Владимир Татлин: Орнитоптер «Летатлин», модель, 1932, общий вид, компоновочная схема
В начале 1920-х годов он бросает живопись и переходит к «деланию вещей», к проектированию одежды, устройству быта, к созданию эстетической среды, увлеченно работает как архитектор. Именно тогда он создает свое самое известное произведение — проект башни III Интернационала. Этот смелый «проект-идея» не только поражает своей масштабностью и символизмом, но и полон оригинальных и перспективных конструктивных находок. Грандиозный ажурный силуэт наклонной спирали с заключенными в нее вращающимися объемами, задуманный как «памятник всей планете», оказал огромное влияние но последующее развитие архитектурной мысли.
Другое знаменитое дизайнерское произведение Т. — проект орнитоптера «Летатлин», выполненный в 1932 году. На основе изучения природных конструкций, костей птиц и рыб он создал фантастический проект «летающего велосипеда», предваряющего своей смелостью и продуманностью будущие достижения бионического конструирования.
«Летатлину» суждено было стать последним шедевром Т. в области дизайна. С середины 1930-х годов искусство Т. оказывается социально невостребованным, последние годы жизни он скромно работает в архитектурной мастерской и возвращается к живописи, отказываясь от новаторства и лозунговости, которые раньше были неотъемлемой частью его творчества. В 1952 году, за год до смерти, он делает свою последнюю крупную работу — оформляет спектакль «Битва при Грюнвальде».
Творчество Т. охватывало все три способа пластического формообразования, присущих искусству XX века: изображение реальной действительности; конструирование обобщенных изобразительных моделей реальности; проектирование новых реальных предметов, наделенных одновременно и утилитарной, и художественной функцией. В основе его работы всегда было убеждение, что только конструктивная форма, сознательно созданная как художественная, может быть функциональной.
ТЕНГЛИ Жак (1925-1991) - европейский художник, выдающийся представитель кинетического искусства, исповедующий идеи дадаизма, конструктивизма и метафизического реализма.
Учился, открывая для себя искусство К. Малевича и В. Кандинского, а как художник вырос в Париже. Т. создает динамические конструкции — громоздкие, скрипящие, трескучие, мерцающие огнями пространственные скульптуры. Наряду со станковыми, музейными работами создает функциональную уличную скульптуру, украшающую площади, скверы, водоемы. Как материал для своих работ Т. использует разнообразные отходы цивилизации — части механизмов, автомобилей, мебели, игрушек, одушевляя лом, вдыхая в него новую жизнь, придавая ему может быть неясную, но художественную функцию. Смысл художнических намерений Т. в том, что работая с ширпотребом, со скрапом (термин Т.), являясь частью общества невероятного перепотребления энергии, вещей, потребительских эффектов, художник пытается открыть зрителю глаза на кошмарность этой реальности. Особенно эффектны в этом отношении саморазрушающиеся, взрывающиеся, дымящиеся скульптуры Т. — «Слава Нью-Йорку», сад Музея современного искусства, 1960; «Ротоза-за III» в витрине магазина в Берне, в течение нескольких дней методически разбивавшая тарелки: куча обломков — предостережение против безудержного потребления и избыточного производства.
Работа Т., конечно же, далеко выходит за рамки скульптур-протестов — он создал свое особое неповторимое, жизнерадостное, парадоксально-оптимистическое, веселое искусство спонтанного сочинения чудесных игрушек для взрослых. В 1959 году в манифесте, сброшенном с самолета в Дюссельдорфе, Т. писал: «...дышите глубже, живите в настоящем моменте, возродитесь для жизни и для нашего времени. Во имя прекрасной и полной реальности».
ТИГ Уолтер Дорвин (1883-1960) -
один из крупнейших американских дизайнеров середины XX века.
Т. начинал свою карьеру в качестве коммивояжера. Интерес к истории европейской культуры привел его к знакомству с авангардом 1920-х годов, в том числе с творчеством Ле Корбюзье и В. Гропиуса. После поездки в Европу (1926) Т. сделал попытку соединить радикальные предложения создателей функционализма с коммерческими запросами богатых американ-
У.Д. Тиг: а — фотоаппарат «Бентал Спешл», 1936; б— интерьер авиалайнера «Боинг-707», 1950
ских клиентов. От проектирования интерьеров фешенебельных магазинов он перешел к художественно-конструкторской разработке промышленных изделий — бытового оборудования, автомобилей. В качестве ведущего дизайнера фирмы «Боинг» Т. разра-
батывал интерьеры первого и наиболее массового американского реактивного лайнера «Боинг-707».
Заметными вехами в истории американского дизайна стали выпущенная им в 1942 году книга «Дизайн сегодня» и его деятельность по созданию Американского общества промышленных дизайнеров (он же стал его первым президентом). Творчество Т. может служить каноническим примером американского коммерческого дизайна — тяготеющего к стайлингу, но отличающегося тонким вкусом и высокими потребительскими качествами.
ТОНЕТ Михаэль (1796-1871) - выдающийся мастер-художник мебельного искусства, создатель уникальной программы массового производства мебели из гнутой древесины.
Родился в Австрии, освоив ремесло столяра, в 1819 году открыл собственную мастерскую, где после многочисленных экспериментов разработал про-
Михаэль Тонет: стул «модель № 14», 1859, общий вид
мышленную технологию гнутья древесины, на основе которой и создавал свои знаменитые «венские стулья». Переехав в Вену, Т. получил патент на «выгибание дерева любого рода... химико-механическим способом с целью получения желательных форм, в т.ч. округлых», а в 1950-е годы создавал модели, ставшие прообразом его производственной программы, по сути предвосхитившей принципы современного дизайна.
В те годы образование обширного рынка мебели было связано с превращением европейских кафе в своего рода клубы для постоянных посетителей, что требовало мебели легкой, компактной и простой по уходу. Эстетика ее диктовалась вкусами стиля «бидермайер»: стремление к уюту, простоте, мягким формам. Т. сумел уловить эти веяния, сделав свою мебель символом легкости общения, свободы жестов, элегантности поведения.
«Программа» Т. включала около двух десятков базовых образцов — стульев, дополнявшихся другими изделиями: диванами, вешалками и пр., где в базовом образце отражались, как в фокусе, все характерные черты серии. Знаменитый стул «модель № 14» стал своеобразной кульминацией творчества Т. — лаконизм и изящество его контура поражают и сегодня, он будто создан для того, чтобы служить графическим знаком. Стул имел всего 6 деталей; сократив их сечение до минимума, Т. полностью использовал конструктивные возможности дерева; в ящик объемом 1 м3 паковались 36 таких стульев.
В произведениях Т. скрыта некая художественная тайна: они, находясь вне моды, способны вписаться в интерьеры любых стилей. Может быть потому, что при контакте с человеком волшебный образом «исчезают», сообщая о своем существовании лишь через позу сидящего.
«Венский стул» стал своего рода точкой опоры в эстетике дизайна последующих поколений. В XX столетии «принцип Тонета» нашел продолжение и логическое развитие в производстве мебели из гнутых стальных трубок, стал источником ряда конструктивных идей в дизайнерском искусстве.
ТОФФЛЕР Олвин (1928) - американский футуролог, знаменитый своей книгой-бестселлером «Шок будущего» (1970), переизданной в том числе и у нас («Иностранная литература», 1972, № 3).
Основная идея книги — ускорение социальных и технологических изменений — создает огромные трудности для адаптации человека и общества в целом в новом, стремительно меняющемся мире. Т. считает — для того, чтобы выжить и избежать шока от столкновения с будущим, человек должен стать несравненно более приспособляемым и пластичным, чем когда бы то ни было раньше. Еще и сегодня (по Т.) 70 % населения Земли живут земледелием, т.е. в технологическом прошлом. В промыш-ленно развитых странах, т.е. «в сегодня», живут чуть более 25 % населения. Лишь 2—3 % не принадлежат ни прошлому, ни настоящему — они живут так, как завтра будет жить большинство. Они «живут быстрее», чем окружающие, но главное — у них подвижные психика и мышление, готовые меняться, развиваться в ногу с появлением новых технологических возможностей общества, новых средств коммуникаций, новый идей, новых образов жизни. Необходима революция в сфере мышления, переход от существования в системе традиционно незыблемых культурных норм, принципов жизни к формированию способности жить с открытыми чувствами, гибким сознанием, эластичными контактами с миром. Человек нового мышления должен быть готов хотя бы к мысленным возможностям иных образов жизни, резко отличающихся от существующих. В формировании такого сознания неоценимую роль играют художники, дизайнеры, способные рождать многообразные фантазии, мечты и пророчества — образы потенциального завтра. «Прежде чем мы сможем принять рациональное решение при выборе тех или иных альтернативных путей и стилей культуры, мы должны предварительно установить круг возможных вариантов. Поэтому выдвижение гипотез, догадок, предвосхищений и
предположений становится ныне такой же сугубо практической необходимостью, как и трезвый «реализм» в прошлом».