Тема 1.8. общесудовые системы
Судовые системы– это комплекс трубопроводов с арматурой, обслуживающими их механизмами, цистернами, аппаратами, приборами и средствами управления и контроля над ними.
Судовые системы обеспечивают: борьбу за непотопляемость – удаление воды из затопленных отсеков, прием или перекачивание водного балласта с целью спрямления поврежденного судна; борьбу с пожарами;– поддержание необходимой температуры и влажности воздуха в жилых и служебных помещениях судна – условий обитаемости;– подачу пресной и забортной воды для бытовых нужд экипажа;– удаление грязной воды с судна;– подачу сжатого воздуха;– погрузочно-разгрузочные операции на наливных судах. Судовые системы по назначению и выполняемой функции.
Судовые системыслужатдля обеспечения нормальной и безопасной работы судна, а также для создания соответствующих условий пребывания на нем людей. Под судовой системой понимается сеть трубопроводов с механизмами, аппаратами и приборами, выполняющая на судне определенные функции. С помощью судовых систем осуществляются: прием и удаление водяного балласта, борьба с пожарами, осушение отсеков судна от скапливающейся в них воды, снабжение пассажиров и экипажа питьевой и мытьевой водой, удаление нечистот и загрязненной воды, поддержание необходимых параметров (кондиций) воздуха в помещениях. Некоторые суда, как, например, танкеры, ледоколы, рефрижераторы и др., в связи со специфическими условиями эксплуатации оборудуют специальными системами. Большое число функций, выполняемых судовыми системами, обусловливают многообразие их конструктивных форм и используемого механического оборудования.
В состав судовых систем входят: трубопроводы, состоящие из соединенных между собой отдельных труб и арматуры (задвижек, клапанов, кранов), которая служит для включения или выключения системы и ее участков, а также для различных регулировок и переключений; механизмы (насосы, вентиляторы, компрессоры), сообщающие механическую энергию протекающей через них среде и обеспечивающие перемещение последней по трубопроводам; сосуды (цистерны, баллоны и др.) для хранения той или иной среды; различные аппараты (подогреватели, охладители, испарители и др.), служащие для изменения состояния среды; средства управления системой и контроля за ее работой Из перечисленных механизмов и аппаратов в каждой данной судовой системе могут быть лишь некоторые из них. Это зависит от назначения системы и характера выполняемых ею функций. Кроме систем общесудового назначения, на судне имеются системы, которые обслуживают судовую энергетическую установку. На дизельных судах эти системы снабжают главные и вспомогательные двигатели топливом, маслом, охлаждающей водой и сжатым воздухом.
Трюмная группа:водоотливную – для удаления масс воды из затопленных отсеков после заделки пробоины, откачки фильтрационных (протекающих через неплотные соединения) вод; осушительную – для удаления трюмной воды, для осушения междудонных и бортовых отсеков; балластную – для изменения крена, дифферента и осадки судна путем приема или осушения специальных отсеков или цистерн.
Рис.105. Трюмная система.
В противопожарную группу входят:– стационарные системы пожаротушения монтируют при постройке судна. Их делят на линейные и кольцевые. Стационарные установки позволяют быстро подать огнетушащее средство к очагу пожара, взять его под контроль и обеспечить тушение;– система водяного пожаротушения – основная система для защиты оборудуемая независимо от наличия других систем. Система трубопроводов состоит из основной магистрали с диаметром труб 100-150 мм и ответвлений диаметром 38-64 мм. Все участки водопожарной магистрали, проходящие по открытым палубам, должны иметь спускные краны для осушения магистрали на случай опасного понижения температуры;– спринклерные системы пожаротушения применяют на паромах и пассажирских судах для защиты жилых помещений, расположенных рядом с ними коридоров и общественных помещений. Их назначение – в ограничении распространения пожара и снижении температуры в защищаемых помещениях, что дает возможность организовать надежную эвакуацию пассажиров и членов экипажа. Во всех защищаемых помещениях устанавливают достаточное число спринклеров – специальных клапанов с плавкими вставками, обеспечивающими закрытое положение клапанов. При повышении температуры в помещениях легкоплавкая вставка выплавляется, клапан-спринклер открывается, и вода начинает разбрызгиваться по помещению. На судах обычно используют спринклеры, срабатывающие при температуре 60-75 °С;
Рис.106. Пожарная система.
– дренчерная система пожаротушения по компоновке магистралей и установке распылительных головок аналогична спринклерной. Трубопроводы в обычном состоянии не заполнены водой. При включении системы пускается насос и подает забортную воду в магистраль ко всем распылителям – мелкораспыленная вода покрывает защищаемую площадь. Дренчерные установки пожаротушения применяют для орошения грузовой палубы судов с горизонтальной погрузкой и танкеров, трубопроводов и открытых поверхностей емкостей газовозов. При возникновении пожара дренчерная установка охлаждает металлические палубы и другие конструкции судна, препятствуя распространению пожара.
Система пенного пожаротушенияприменяется при пожарах в машинных помещениях и насосных отделениях. Все танкеры оборудуют палубными установками пенного пожаротушения. На судах рекомендованы установки воздушно-механической пены.
Системами порошкового пожаротушениядолжны быть оборудованы все суда, перевозящие сжиженные газы наливом. На судне может быть несколько установок, смонтированных на салазках так, чтобы защищаемые ими площади перекрывали друг друга. Пена как огнетушащее средство обладает высоким изолирующим свойством и частично охлаждающим. При вводе в действие установки в смеситель начинают подавать воду и пенообразователь. Образующийся в смесителе пенный раствор поступает к очагу пожара. На выходе пенного раствора устанавливают воздушные эжекторы, в которых завершается процесс ценообразования вследствие подсоса воздуха. Время действия установки зависит от запаса пенообразователя в цистерне. Когда весь пенообразователь израсходован и через выпускные отверстия начинает поступать вода, во избежание разрушения пены установку отключают. Важным словием ликвидации пожара является максимальная подача пены в течение первых 3 минут. Стационарные пожарные стволы пенотушения располагаются так, чтобы любая точка защищаемого помещения была удалена не более чем на 9 м.
Рис.107. Система углекислотного пожаротушения.
Система СО2-пожаротушенияиспользуется для защиты грузовых, машинных и насосных помещений, кладовых, камбуза. Стационарными установками СО2-пожаротушения оборудуют машинные и грузовые помещения судна. Установка С02-пожаротушения машинных помещений вводится в действие, если ранее принятые меры не позволили локализовать пожар. По магистрали углекислый газ подается в жидкой фазе под давлением, на выходе расширяется и в зону пожара подается плотный газ, эффективно вытесняющий кислород и понижающий его содержание в воздухе до 15% и ниже. Углекислый газ как огнетушащее средство нейтрален и не повреждает дорогостоящие грузы и механизмы.
Перед вводом в действие установки СО2-пожаротушения защищаемое помещение должно быть загерметизировано, за 20 с до момента подачи газа включается автоматический сигнал тревоги, одновременно с которым загорается световое табло, предупреждающее людей об опасности. По сигналу тревоги все люди должны покинуть помещение. Старший механик обязан убедиться в эвакуации людей из машинного помещения. Без дыхательного аппарата опасно входить в помещение, куда был подан углекислый газ, даже на короткое время.
Санитарная группавключает системы следующих назначений:– пресной воды – для подачи питьевой воды в пищеблоки, холодной и горячей к ваннам, душевым, прачечным, умывальникам и другим потребителям;– забортной воды – в санитарные помещения и для мытья палуб;– сточную – для удаления грязной воды из ванн, умывальников, бань и пр.;– фановую и фекальную – для удаления фекальных вод из гальюнов; для сбора грязной воды из фановой и сточной систем в фекальные цистерны и сброса этих вод в специальное судно или за борт вне пределов территориальных вод;– шпигатов – для удаления воды с палуб, мостиков и др.
Группа кондиционирования воздухадля поддержания зимой и летом в помещениях заданных параметров воздуха: температуры, относительной влажности. Зимой подаваемый наружный воздух нагревается и увлажняется, а летом – охлаждается и осушается при автоматическом регулировании. К этой группе относятся системы:– электрического отопления;– вентиляции – для обмена воздуха в помещениях;– аэрорефрижерации – для поддержания в помещениях заданной температуры путем отвода теплого и подачи охлажденного воздуха;– рефрижераторная – для охлаждения провизионных камер и рефрижераторных трюмов.
Группа сжатого воздухасостоит из воздушных систем низкого, среднего и высокого давления, подающих воздух для работы судовых устройств или механизмов, для работы пневмоприводов, не имеющих собственных компрессоров.
Специальная группа систем для наливных судов:– грузовой, производящей погрузочно-разгрузочные операции с жидкими грузами в танках наливных судов;– зачисткой, обеспечивающей зачистку танков наливных судов от остатка груза, отстоя и грязи;– газоотводной, отводящей через предохранительные клапаны в атмосферу газы, выделяемые грузом в танках;– подогрева вязких грузов – для подогрева грузов в танках при выдаче их с судна или при перегрузке между танками или цистернами;– мойки танков – для подачи пара или горячей воды в танки после их разгрузки для мытья и газобезопасной обработки.
Рис.108. Супертанкер Knock Nevis (прошлые названия Seawise Giant, Happy Giant и Jahre Viking).
Длина: 458,4 м. Ширина: 68,8 м Осадка: 24,6 м. Водоизмещение: 646642 т.
Вопросы и задания для самопроверки:
Назначение осушительной системы?
Назначение балластной системы?
Назначение системы водотушения?
Назначение системы забортной воды?
Назначение сточной системы?
Назначение фановой системы?
Назначение системы водяного отопления?
Назначение системы СО2?
Назначение системы сжатого воздуха?
Назначение санитарной системы?
Назначение специальной системы?
Какими видами пожаротушения оборудованы суда?