Тренировочные упражнения к заданию 3
1. Укажите предложение, в котором содержится сравнение.
1) Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия.
2) Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана белоснежный душистый платок, встряхнул им, и из платка вдруг выпала большая белая роза.
3) Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.
4) Потом я задремал под елкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту увидел Андерсена, когда он обронил белую розу.
2. Укажите предложение, в котором содержится эпитет.
1) Через несколько месяцев увлечение фотографией стало для меня настолько важным и поглощающим занятием, что оно вступило в конкуренцию со школой, и школа, где мои успехи и без того, особенно по мнению родителей, были неблестящими, стала проигрывать.
2) Мы ходили с нашим учителем по городу и фотографировали все подряд при разном освещении.
3) Тогда я пошел в кружок современного авиасудомоделирования.
4) Их самолеты летали, подхваченные ветром, корабли плавали.
3. В каком предложении средством выразительности речи является метафора?
1) Горе людское собралось сюда и слушает мою песню.
2) Очень мне жаль, что ни с улыбкой, ни без улыбки не провожала меня мать.
3) Вот так штука!
4) Рюрик, по-моему, человек неистребимый.
4. Укажите предложение, в котором содержится фразеологизм.
1) Все дни он просиживал на палубе и смотрел на берега – искал места для этюдов.
2) То подслеповатая старуха, приняв Левитана за нищего, положит ему на ящик с красками стертый пятак.
3) Тишину нарушали только колокольный звон и мычание стада, а по ночам – колотушки сторожей.
4) То дети, подталкивая друг друга в спину, попросят, чтобы их нарисовали, потом прыснут от смеха и разбегутся в мгновение ока.
5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являются разговорные слова.
1) У Татьяны Львовны заболел внук, она не может от него отойти, а сегодня для библиотеки привезут дрова.
2) Она просто смотрела на нас как на взрослых, и улыбка всё отчётливее проступала на лице.
3) На двери по-прежнему висел замок, а во дворе валялись брёвна, сброшенные, видно, с машины как попало.
4) А через пятнадцать минут во двор, придерживая платок, ворвалась Татьяна Львовна.
6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Вода тёплая, точно подогретая.
2) Плетёные кресла удобны, в комнате тихо, уютно.
3) Особенно мне нравилось, как барон сам себя за косу из болота тащит.
4) Всё небо усеяно плевками зениток.
7. В каком предложении средством выразительности речи является инверсия?
1) Потому что навстречу динозаврам сразу же храбро выйдет кто?..
2) Выяснилось, что он уже подобрал в подъезде бездомного котёнка, принёс его к себе и теперь воспитывает.
3) Коржиков – это новенький в нашем классе, – объяснила Таня.
4) Вечером, когда Танюшка уже уснула, я вышел прогулять нашего пса.
С2К4 | Композиционная стройность | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | ||
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, нодопущена одна ошибка в построении текста | ||
В работе допущено две и более ошибки в построении текста | ||
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1–С2К4 |
Клише для написания сочинения 15.2
1. Вступление | ||
Цитирование автора | Объяснение слов автора, поступка, проблемы текста | Переходное предложение |
Цитирование. Автор текста (писатель, известный публицист и т.д.) ФИО писал: «…» | Автор (рассказывает, сообщает, концентрирует внимание читателя на, подчёркивает, обращает наше внимание, выделяет, замечает, указывает, размышляет над, высказывает интересное предположение по поводу, особо останавливается на, неоднократно возвращается к, ссылается на…) Он поднимает проблему (называется проблема), заставляет читателя задуматься ... | Приведу примеры из текста писателя (публициста, автора текста) |
2. Примеры из текста (2!!!) | ||
Например, (во-первых,) в предложении № ____ автор говорит (размышляет, приводит пример )…, чтобы показать (чтобы читатель мог понять)….. А в предложении № ___, (во-вторых)… автор говорит (размышляет, приводит пример )…, чтобы показать (чтобы читатель мог понять)….. | ||
3. Вывод (ваше мнение) | ||
Автор прав в том, что… Нельзя не согласиться с автором в том, что…Кажется спорной мысль автора о том, что…Текст (ФИО автора) вызвал во мне противоречивые чувства. С одной стороны, … с другой стороны, … С автором рассказа трудно не согласиться. Действительно, …Хочу поддержать точку зрения автора в том, что… |
№ | Критерии оценивания сочинения 15.2 | баллы |
С2К1 | Понимание смысла фрагмента текста | |
Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет. | ||
Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, нодопустил одну ошибку в его интерпретации | ||
Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста, илиэкзаменуемый допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста, илиобъяснение содержания | ||
С2К2 | Наличие примеров-аргументов | |
Экзаменуемый привёл из текста два примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента | ||
Экзаменуемый привёл из текста один пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента | ||
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из прочитанного текста | ||
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента, илиэкзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или её часть | ||
С2К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | ||
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, нодопущена одна логическая ошибка, и/илив работе имеется одно нарушение абзацного членениятекста | ||
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, нодопущено более одной логической ошибки, и/илиимеется два случая нарушения абзацного членения текста |
8. Укажите предложение, в котором содержится олицетворение.
1) Студент ушёл огорчённый.
2) Пожалуй, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил
этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги – в их колеях, налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, – этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты.
3) Недавно в Петербурге восторженный студент спросил его, в чем тайна его музыкального гения.
4) Я сажусь за рояль, как сапожник садится тачать сапоги.