Реконструкция участка Диагональ-Бессос (Форум Барселона 2004)
Барселона считается самым удачным примером реконструкции города за последние четверть века. В 1999 году Королевский институт британских архитекторов присудил Барселоне Золотую медаль, создав новый прецедент: прежде этой награды удостаивались только лично архитекторы, но не целые города. Результаты преображения Барселоны действительно впечатляют: индустриальный город, пришедший в упадок за время правления Франко, превратился в культурный и туристический центр, и что еще важнее - в город, в котором приятно жить. Иностранцы говорят: бары и автобусные остановки здесь так же красивы, как и музеи. И хотя авторы реконструкции Барселоны стремились подчеркнуть ее средиземноморский характер и ее каталонское своеобразие, «барселонская модель» взята на вооружение и в Северной Европе. Ричард Роджерс [Richard Rogers], став в 1998 году главой правительственной комиссии по реконструкции британских городов, назвал Барселону лучшим примером того, что следует делать, чтобы создать качественную жилую среду1. Амстердам и Копенгаген, а в последнее время также Таллин и Вильнюс адаптируют барселонскую модель к своим реалиям. С точки зрения Роджерса, урок реконструкции Барселоны заключается в том, что города не становятся прекрасными сами по себе, но их можно сделать такими при целенаправленных объединенных усилиях городской администрации, архитекторов, планировщиков, инженерно-технических служб и населения. В Барселоне воля к преображению была необычайно сильна. При Франко Каталония, выступавшая против диктатора в гражданской войне, подвергалась дискриминации: Барселона была лишена столичного статуса, и самосознание горожан формировалось в сопротивлении фашистскому режиму. Политическая оппозиция находила выражение в борьбе за улучшение городской среды. В начале 70-х барселонцы устраивали баррикады, чтобы добиться установки светофоров. Когда в 1974 году был разработан план реконструкции города, ограничивающий возможности спекуляции землей, но отводящий слишком мало места под общественные нужды и предусматривающий пробивку разрушающих городскую ткань скоростных магистралей, общественное возмущение было столь бурным, что автору плана, инженеру Альбер1у Серратозе [Albert Serratosa], пришлось нанять телохранителей для своей семьи. Мэр, утвердивший план Серратозы, был вынужден подать в отставку после того, как ассоциации горожан не только заклеили улицы плакатами, требующими его ухода, но и подали соответствующие прошения королю, ми- нистру внутренних дел и губернатору Барселоны. Новый мэр, сыграв на исторической вине Мадрида перед Барселоной, смог получить из центрального бюджета 3 миллиона песет на покупку земли под общественные нужды: парки, школы, муниципальное жилье.
В 1979 году на местных выборах победили социалисты, и главным архитектором города был назначен директор Барселонской архитектурной школы Ориол Боигас [Oriol Bohigas], Перед ним стояли те же задачи, что и перед его предшественниками: привести в порядок деградировавший исторический центр и повысить качество городской среды в окраинных районах, но для достижения этих целей он предложил новую стратегию. Оставив до поры вопросы генерального плана (и на деле во многом придерживаясь непопулярного генплана Серратозы), он сосредоточился на регенерации отдельных фрагментов городской ткани, прилагая усилия там, где это острее всего необходимо, и там, где это позволяла ситуация. В начале 80-х была разработана серия локальных планов реконструкции, осуществлявшихся затем по мере возможности.
Прежде всего было сделано самое простое - в городе было выбрано 150 точек, где были разбиты небольшие парки и скверы, в которых со временем появилась скульптура. Так без особых затрат удалось создать привлекательные общественные пространства и приблизить к жителям города современное искусство (убежденный модернист, Боигас считает, что традиционное искусство обычно идет рука об руку с тоталитаризмом). Далее шаг за шагом началась перестройка промзон под жилые районы со своими школами, магазинами, развлекательными заведениями и обязательно - благоустроенными открытыми пространствами, которые люди должны сами обжить. Параллельно реконструировались кварталы неблагоустроенного массового жилья, выросшие на окраинах города с 1950-х годов.
Возможность для более масштабных работ помнилась в 1986 году, когда Барселона выиграла право принимать у себя Олимпиаду 1992 года. Помимо осуществления проектов, непосредственно рассчитанных на туристов (расширение аэропорта, строительство гостиниц, самих олимпийских сооружений), город смог реконструировать систему водоснабжения и канализации, отремонтировать старые и построить новые дорог и, наладить общественный транспорт и телекоммуникации, но главное - преобразить прибрежную полосу. В прошлом Барселона была портовым, но не приморским городом - берег моря был занят причалами, складами, рыбацкими деревушками и бараками. Перед Олимпиадой были расчищены пляжи, а идущая вдоль мо многополосная дорога забрана под навес, на шпором образовался огражденный балюстрадами променад Молл де ла Фуста, ставший любимым местом прогулок горожан.
Также с прицелом на Олимпиаду, в 1986 году была принята программа «Barcelona posa t'guapa - («Барселона, стань красивой»), в ходе которой пыли отреставрированы фасады 3 700 здании, чьи владельцы за это были на год порождены от уплаты налога на недвижимость,. Владельцам исторических зданий, готовым пойти на полную реставрацию, город предложил займы под низкий процент. В результате были отреставрированы шедевры Гауди и другие постройки фантасмагорического каталонского модерна. Чтобы вывести Барселону на международный уровень, в проектировании) олимпийских сооружений и «сопутствующих» иупыурных и коммуникационных объектов были привлечены как испанские архитекторы с мировыми именем (Сантьяго Калатрава, группа МВМ, объединяющая Ориола Боигаса, Хозепа Марторелла и Дэвида МакКея), так и зарубежные звезды. |Олимпийскую деревню построила барселонская группа МВМ, хотя ее «иконой» стала большая скульптура Фрэнка Гери «Безголовая рыба». Футуристический дворец спорта Сан Жорди был спрооктирован японцем Аратой Исодзаки, Мутизей современного искусства - американцем Ричардом Мейером, а телекоммуникационную башню Торре де Колсеролла спроектировал Норманн Фостер.
Олимпиада 1992 года закончилась с большими убытками, но инвестиции в преображение города в итоге себя оправдали. После Олимпиады многократно возрос поток туристов - до 20 миллионов в год. В результате туризм стал важнейшим источником дохода, с лихвой компенсировав уход промышленности.
Главной целью реконструкции Барселоны было создание благоприятной среды для всех жителей города, и привлечение туристов рассматривалось лишь как средство для осуществления этой задачи. Ориол Боигас и его преемники трудились над созданием «гомогенного» города, в котором не было бы сегрегации на богатые и бедные, престижные и запущенные районы. На пути к реализации этого идеала муниципалитету приходилось преодолевать немалые трудности. Например, первоначально предполагалось, что 50% жилой площади Олимпийской деревни будет отдано под социальное жилье. Впоследствии оказалось, что это экономически неосуществимо, и все квартиры ушли в частный сектор, однако после 1992 года в том же районе был выстроен новый жилой комплекс «Пять блоков» для людей с низким уровнем дохода. Малобюджетное социальное жилье достаточно равномерно распределено по городу и отличается высоким архитектурным качеством. Жители любого района имеют удобный доступ к культурным центрам, местам отдыха и развлечений - этому способствует не только хорошо отлаженная система общественного транспорта, но и создание в городе нескольких «новых центральных зон», снизивших нагрузку на исторический центр (рис. 2).
Кроме того, по замыслу Боигаса, в каждом районе города должно было появиться заметное архитектурное сооружение, которое могло бы стать катализатором преображения окружающего пространства. Одним из первых примеров такого рода стало восстановление в 1983 году в районе Монтжуик знаменитого «Барселонского павильона» Миса ван дер Роэ, построенного к Всемирной выставке 1929 года и разобранного год спустя. Роль локальных эстетических «магнитов» выполняют также скульптуры и мозаики на фасадах общественных зданий.