Выставочная галерея Клор в Лондоне
1985 г. Арх. Дж. Стирлинг. Архитектор не следует прямому обращению к классической архитектуре старого здания, а подхватывает его масштаб, ритмику и разрабатывает свою импровизацию. При этом он создает крупную клетку фасадов, которая заполнена красным кирпичом и желтыми оштукатуренными плоскостями. Вход пародирует классический портик. Автор делает заглубленный проем, завершающийся треугольником. В фасады он вводит современные ярко-зеленые металлические детали, а путь ко входу подчеркивается упрощенной по формам оранжевого цвета колоннадой.
Жилой комплекс Byker Wall в Ньюкасле
1970-е гг. Арх. Ральф Эрскин. Дом-«экран», построенный с целью защитить внутриквартальное пространство от шума магистрали.
5. Метафора — направление в архитектуре постмодернизма, заимствующее образы из круга природы, техники, иной архитектуры. Усиливает впечатление от архитектуры.
Лыжная хижина в Аспене
1977 г. Арх. Р.Вентури.
Жилой «Дом-лицо» в Киото
1970-1974 гг. Арх. К.Ямашита.
Поп-архитектура, или «архитектура для масс», использует и перерабатывает образы массовой культуры. Она рассчитана на вкусы среднестатистического потребителя и часто определяется словом «китч» (нем. «Kitsch» - старая вещь, продаваемая за новую), которое имеет пренебрежительный оттенок, характеризующий фальшивое произведение. Для китча характерны сентиментальность, патетика, крикливость цвета, избыток декора, нарочитый эклектизм, подделки под дорогие материалы. Китч создается в расчете на низкий уровень культуры потребителя. В нём преобладает бессодержательная зрелищность. Китч — средство манипулирования массами, их сознанием и поведением. К достижению этих целей и направляются в данном случае средства архитектуры.
Развлекательный центр «Диснейленд» в Париже
Развлекательный комплекс «Диснейленд» в окрестностях Лос-Анжелеса
Воплощение мира грез, сформированного Голливудом для американцев. Созданный архитекторами-режиссерами, он подчинен яркой зрелищности, удовольствиям и насыщен китчем. Среди построек в стиле поп-архитектуры выделяется здание банка У.Диснея(арх. М.Грейвз, 1986-1991 гг. Постмодернистская классика этого архитектора претерпевает здесь трансформацию под влиянием популярных диснеевских сказок и мультфильмов. Необычность образа делового здания определяется фантазией автора. Симметричный фасад здания увенчан пологим фронтоном, который поддерживают шесть скульптур «атлантов» в виде мультяшных фигурок сказочных гномиков. Активное использование цвета в решении фасадов создает праздничное мажорное настроение.
Комплекс гостиниц «Лебедь» и «Дельфин» в Орландо
1987 г. Арх. М.Грейвз, 1987 г. Является вариацией постмодернизма в духе коммерческого китча, который оказался востребованным миром У.Диснея. Комплекс отелей украшен гигантскими скульптурами. Это ироническая декорация в виде 16-метровых лебедей и рыб, трехэтажных раковин, гигантских голубых волн, изображенных на фоне розовых стен 12-этажных зданий с арочным силуэтом. В интерьерах также отмечается наличие бутафории: картонные пальмы, гипсовые попугаи на стенах. Здесь прочитывается явный отказ от «серьезной» архитектуры.
Здание корпорации У.Диснея в культурно-развлекательном комплексе «Мир Уолта Диснея» во Флориде
1990 г. Арх. А. Исодзаки, 1990 г. Административное здание длиной 246 м. Центром композиции становится абстрактная группа из геометрических объемов, раскрашенных в яркие цвета. Среди них выделяется объем в виде усеченного конуса, в котором размещается пространство зала, а над ним — стрелка гигантских солнечных часов, рисунок которых находится на внутренней поверхности конуса. Здесь используются высоко технологичные материалы, насыщенные цвета и находит отражение ирония, идущая от героев мультфильмов.
Кастинг-центр в культурно-развлекательном комплексе «Мир Уолта Диснея» во Флориде
1987-1989 гг. Арх. Р.Стерн. Симметричный фасад решен подчеркнуто плоскостным. Эта картонность нарочито выявляется яркой покраской в виде геометрического ромбовидного рисунка (так называемой суперграфикой), который покрывает всю плоскость фасадов. Кричащая яркость издали привлекает внимание и к этому сооружению. Силуэт определяется двумя высокими шатрами из зеленого стекла, венчающими угловые ризалиты здания.