Глава 8. Приходские традиции села Саминский погост.
В выходные дни и по праздникам шли люди со всех близлежащих деревень в село Саминский погост, в церковь, чтобы помолиться, причаститься, исповедаться.
А.В. Камкин в своей книге «Православная церковь на Русском Севере» пишет: «Смыслом приходского существования, его назначением были общественные богослужения, проводимые, как в храме, так и вне его. С позиции православного сознания молитвенно – литургическое общение являлось важнейшим проявлением приходской общности. Богослужение укрепляло веру и обогащало эмоциональную и эстетическую жизнь человека».
Богослужения всегда проходили торжественно и отношение к ним, у простого Саминского крестьянства было окрашено искренней верой и надеждой. И в горе, и в радости люди обращались к Богу.
В Богослужебной практике Саминского прихода присутствовали проповеди, которые разъясняли прихожанам основы христианской веры, катехизация (систематическое внегослужебное собеседование по основам веры и богослужения).
Обязательными были «молебны» по случаю различных общественно – политических и военных событий. Это были так называемые «высокоторжественные дни: именины членов царствующего дома, годовщины побед русского оружия, дни вступления на престол правящего императора.
В храме прочитывались императорские указы, и это тоже было одной из приходских традиций. Архиреи 18 века напутствовали: «Не токмо в городах и в знатных местах, но и в сёлах, и в деревнях, в которых большое людей собрание бывает, везде публиковать ради общенародного известия, и для того по приходским церквям в воскресные дни, и в господские праздники после литургии оныя священникам читать…., дабы о том везде было всем ведомо».
Широкое распространение в Саминском приходе имела традиция организованных денежных пожертвований - на устройство своих церквей: Ильинской и Тихвинской, часовен, а так же на больных и раненых воинов.
На сельском сходе, крестьяне деревни Слобода, « Постановили ходатайствовать приговоромь предь Г.Земским Начальником 1 участка Вытегорскаго уезда разрешить из нашего лесного капитала пожертвовать на нужды войны 100 рублей, направить их вь склад Имени Ея Императорскаго Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны». («Олонецкие Епархиальные Ведомости, стр. 59–60) В «Олонецких епархиальных ведомостях 1915г» (стр.8) сохранились сведения о благотворительности жителей села Саминский погост: «В Саминском приходе, Вытегорского уезда, усердием местных прихожан сооружены два дома: один для священника, другой – псаломщика, переделанный из сторожки, на что употреблено: 500 деревь леса и израсходовано до 860 рублей денегь» («За означенные пожертвования Олонецким епархиальным начальством жертвователям выражается благодарность»).
«В Саминскую Ильинскую церковь прислано от неизвестного благодетеля выносная плащаница и священническое и диаконское облачение стоимостью в 150 рублей. За вышеуказанные пожертвования Епархиальное начальство выражает благодарность». («Олонецкие Епархиальные ведомости 1915 г», стр.582).
Одной из самых значимых традиций Саминского прихода, было всенародное празднование престольного дня – дня памяти святого, во имя которого был освящён престол храма – Ильи Пророка.
Богослужение в престольный день завершалось торжественным молебном. В храме было особенно многолюдно, так как крестьяне приезжали из всех деревень прихода. Многие из них оставались ночевать в тот день в селе или ближних деревнях. Днём, неподалёку от храма устраивались торги, а во второй половине дня – гулянье, «званые обеды», чай, разговоры. На другой день гости разъезжались и принимали тех, у кого гостили накануне. Праздник как бы делился на две части – молитвенно - литургическую, происходящую в храме, и празднично – народную.
Существовал обычай приглашать священника служить молебен в домах зажиточных крестьян. Иконы святого Ильи Пророка особо украшались, в лампады вливалось новое масло.
Из воспоминаний жителей села Саминский погост:
· Софронова Мария Михайловна – уроженка деревни Лахново: «Ильин день – самый главный праздник, отмечали 2 августа. Со всех мест приезжали гости. Не работали. Привозили карусели, была ярмарка. На лошадях катались. В обеих церквях шла служба. В июле отмечали праздник Тихвинской Божьей матери. Против Тихвинской церкви был Иордан, ходили купаться. В Самино отмечали Святки. В Крещение купались по Заветам в проруби».
Для складывания приходских и межприходских традиций имели значение своего рода «малые круги храмоименований». Так, например, в непосредственной близости от Саминского погоста располагались 2 приписных прихода Саминского храма: Георгиевская Слободская церковь (престольный праздник отмечался 19 мая) и Преображенская Куржекская церковь (престольный праздник – 19 августа), а так же часовни Саминского прихода и церкви, расположенные в других близлежащих приходах: Свято – Троицкая Куржинская церковь (престольный праздник – День святой Троицы в июне), Никольская Андомская (престольный праздник - 19 декабря). Престольный праздник, посвящённый Илии Пророку - в селе Саминский погост – 2 августа, а так же почитаемый жителями села праздник Тихвинской Иконы Божьей Матери – 23 июля.
Храмоименования дополняли друг друга. Во-первых, они составляли полный круг, включавший все группы именований–Господский, Богородичный, апостольский и святых великомучеников. Одним словом, все важнейшие православные ориентиры были представлены на этом малом пространстве. Во- вторых, календарь престольных праздников Саминской округи полно и ритмично охватывал весь годовой цикл. Если иметь в виду, что на каждый праздник приезжали гости из соседних приходов, то станет ясно, что приходские традиции к хозяйственным, соседским и иным житейским связям добавляли совершенно особую форму общения: празднично–литургическую, религиозную. Такое единение разрывало бытовую замкнутость деревенской жизни, формировало ощущение единства округи.
Многие века в Саминском приходе существовала традиция «канунов» - общественных трапез – пиров, посвящённых особо чтимым святым или праздникам. Готовились такие трапезы вскладчину, всем миром. Вместе варили пиво и стряпали кушанья для пиршества. Из храма Ильи Пророка приносили иконы, священник окроплял дома и скот, поле и пожни, т.е. совершался крестный ход. Причт приглашался к столу. Сюда же звали бедных и нищих. Канун превращался в братскую трапезу, где на время стирались грани между мирянином и пастырем, богатым и бедным.
В приходе бытовало хождение «со славою» в праздники Рождества Христова и в Пасху. В эти дни духовенство обходило весь приход, совершало молебны во всех деревнях погоста. Народ ожидал этого «славления» и готовил к его началу соответствующее торжество.
Из воспоминаний жителей села Саминский погост:
· Александра Яковлевна Запольская: «Накануне праздника в церкви служили вечерню, утром - заутреню, затем обедню. Весь день били колокола. Праздновали 3 - 4 дня. На тарантасах, пролётках, парах лошадей, с коврами на сиденьях приезжали гости из других деревень. У хозяина нога свисала с пролётки в блестящем хромовом сапоге. К обедне весь народ шёл в церковь. Затем подходили к реке, к иордани, больные купались в ней по заветам – излечиться от болезни. Женщины заходили в Иордань в вышитых сорочках, мужчины в портах и рубахах, окунались два раза и выходили. После этого расходились по домам, где начиналось застолье. Молодёжь гуляла по деревне с гармошками. Вырастали палатки, торговали семечками, пряниками. Привозили обязательно карусель. Каждому ребёнку шили новое платье к празднику. Приходили коробейники, продавали ленты, гребёнки, брошки. В декабре, с Рождественской ярмарки из Вытегры привозили большие яблоки, пряники медовые, большие кочаны капусты, хомуты, платки гарусные».
И в наши дни сохранилась традиция посещать деревни в их храмовые праздники. Так, жители близлежащих сёл, деревень едут на 19 августа, в праздник Преображения Господня, в деревню Куржекса. В Андому едут отмечать праздник Николая Угодника и Святой Троицы, а к жителям села Саминский погост на Ильин день – 2 августа, и, хотя храм не функционирует, там, один раз в год, в престольный праздник проходит служба. Из Вытегорского храма Сретения Господня приезжает священник Матфей. В этом году в церкви проходило Таинство венчания, а после службы было устроено общее чаепитие.