Глава 5. иконопись храма илии пророка.
Словно цветы, вырастали на северной земле деревянные храмы, украшенные резьбой и живописью, помнивших давно минувшие столетия в этих местах. Были среди них и привезённые спасавшимися в здешних скитах сторонниками « древнего благочестия» из других уголков России. Иконы располагались в иконостасах, киотах, нередко висели прямо на стене. В настоящее время на территории Вытегорского района относительно полно (т.е. имеется возможность судить о живописи всех «чинов», которых обычно в северных иконостасах 17 -18 веков было три или четыре), сохранился иконостас Саминского храма Илии Пророка.
« Интерьер храма Илии Пророка был приспособлен под клуб и сохранился плохо. При этом приспособлении иконостас был оставлен на месте, но закрашен голубой масляной краской. Храм перекрыт подвесным потолком – « небом». Через небольшие окна южного и северного фасадов, света поступает мало, поэтому внутри храма всегда темновато: но тем эффективнее выглядело первоначальное убранство интерьера, когда зажигались свечи и лампады» (А.А. Рыбаков) Из воспоминаний старожилов села узнала, что иконостас в храме был красивый, особенно иконы, посвящённые Илье Пророку. «При обследовании Ильинского храма Вологодскими реставраторами в 1976 г. на примыкающей к алтарю стене храма под голубой масляной покраской были обнаружены иконы иконостаса в полном составе. Иконы были перевезены в Вологду, где в условиях стационарной реставрационной мастерской на протяжении 15 лет раскрыты и после реставрации возвращены в фонды Вытегорского краеведческого музея. В процессе реставрации установлено, что иконы местного ряда иконостаса отличаются по исполнению от икон верхнего ряда и написаны разными мастерами. Из них, местный образ «Огненное восхождение Пророка Илии» с клеймами жития, и икона «Единородней Сыне»; вышедшие, по видимому, из одной иконописной мастерской, по стилистическим и технико – технологическим признакам, могут быть датированы первой половиной - серединой 17 века, и, следовательно, перешли в состав иконостаса, вновь возведённого в 1692 – 1702 г. шатрового Ильинского храма из старой церкви. Они отличаются строгой размеренностью и выдержанностью традиционной иконографии, тёплым колоритом с преобладанием охряных тонов, повышенным вниманием к разработке повествовательных и аллегорических сюжетов. По характеру письма эти иконы близки к иконам 17 века иконостаса Ильинской церкви в г. Белозерске.
Иной характер носят иконы верхних чинов иконостаса. Прежде всего, необходимо отметить, что Пророческий чин написан на тех же досках, что и праздники: над ковчегом с изображением праздника расположен на доске ковчег с поколенным изображением Пророка. При перестройке иконостаса, по-видимому, во второй половине 18 века, боковые поля у этих икон были стёсаны, а сами они были соединены попарно. Персонажи этих чинов представлены в динамичных выразительных позах, фон (свет) выполнен золотом двойником. В колорите примечательно отсутствие ярких красок, вместо киновари используется охра красная, красочный слой прозрачен и слабо моделирован. При этом в разработке преобладает дробное, линейное письмо, выполненное в графической манере. Все эти особенности исполнения икон верхних регистров Саминского иконостаса свидетельствуют о работе местных прионежских мастеров, особенно тех из них, которые были связаны с расколом и закладывали основы Выговского иконописания.
Из той же Саминской Ильинской церкви происходит большая икона «Распятие» с 50 клеймами страстей, написанная в 1751 г. Суздальскими иконописцами Иваном Дудниковым, Андреем и Иваном Малиниными, которыми были в том же году выполнены привратные иконы «Архангел Гавриил» и «Архангел Михаил». Произведения Суздальских живописцев выделяются изысканным колоритом, в котором преобладают созвучия киновари с голубцом и празеленью, в композиции они придерживаются традиционных иконографических образцов. Иконы «Распятие» с клеймами страстей, «Архангел Михаил» имеют авторские надписи об их исполнении в сентябре – октябре 1751 г. тщанием мирских людей и старост Саминского погоста Варфоломея Самылина и Родиона Кириллова» (с сайта «Музей–заповедник «Кижи»). В книге А.А. Рыбакова «Устюжна. Череповец. Вытегра» отмечается: « На высоком, художественном уровне были исполнены в конце 17 века иконы для иконостаса Саминской церкви Ильи Пророка. Особенно отличается храмовая икона «Огненное восхождение Ильи» с житейскими клеймами». (Приложение № 9).
Сложность композиции иконы, где изображены сцены восхождения Ильи на небо, явления ему ангела в пустыне, разделение вод Иордана и принесение пищи Илье вороном, вполне соответствует духу творческих поисков мастеров конца 17 столетия. В двадцати четырёх клейма повествуется об основных эпизодах жития Пророка и его борьбы с язычниками. Некоторые из представленных сцен жития встречаются относительно редко. Так два клейма посвящены истории о «нечестивой» царице Иезавели. В первом клейме показано бегство Ильи от Иезавели в пустыню и его предсказание о том, что тело царицы будет отдано псам на съедение. Во втором клейме, которое названо иконописцем кратко: «Сбысться Илино пророчество», изображены фантастические звери, терзающие тело Иезавели. В сцене убиения жрецов Ваала проявляется крестьянская обстоятельность и деловитость иконописца: Илья у него хладнокровно перерезает ножом шеи волхвов и аккуратно укладывает их тела в ряд, кругом всё забрызгано кровью.
Икона написана в светлой гамме, в которой преобладают сочетания жёлтых охр и празелени. Своеобразно изображаются горки, это скорее волнистые холмы, на которых вместо лещадок мелкие белильные отметки – галочки. С явным удовольствием насаждает автор в пустыне, где развёртывается действие, красивые деревья с большими кронами, представленными в виде стилизованного пальмового листа.
В колорите этой иконы и в особенностях изображения пейзажа есть некоторое созвучие с произведениями живописи 17 века работы вологодских мастеров. Возможно, она была написана кем – то из иконописцев, нередко ходивших на отхожий промысел, не исключается так же и вероятность авторства белозерских изографов, которые по характеру творческой манеры в этот период сблизились с вологжанами».
Описание иконы «Единородный сыне» я нашла у художника – реставратора Вологодской научно – реставрационной производственной мастерской: «В результате полного раскрытия иконы от записи и закрасок открылась композиция, именуемая «Единородный Сыне». В верхней части иконы в небесной сфере, поддерживаемой двумя ангелами, изображён Спас Эммануил. Нижняя половина сферы по обе стороны от Спаса заполнена изображениями херувимов, написанных киноварью с белильной моделировкой. Верхняя часть сферы выполнена зеленовато – жёлтой краской с золотым ассистом. Санкирь лика оливкого цвета, вохрение - с подрумянкой. Руки и ноги Спаса написаны в другой цветовой гамме: санкирь – коричневого цвета, вохрение - более светлый коричневый цвет, моделированный белилами. Ризы Спаса написаны золотом. По обе стороны от головы Спаса - два круга коричневого цвета с надписями серебром: «Еммануиль» - «Спась». В правой руке Спаса - красная, моделированная белилами сфера с изображением четырёх евангелистов в символических образах и с надписями чёрного цвета. В левой руке у него – свиток белого цвета с текстом чёрного цвета и заглавной киноварной буквой. Текст, написанный характерной для 17 века вязью, гласит: « Отрыгну сердце моё слово благо глаголю азь дела, моя цареви, язык мои просто книжника скорописца красень добротою паче сыновь…»
Над головой Спаса в сфере изображён Святой Дух в виде белого голубя, взмахнувшего крыльями. Фон внутри сферы тождествен фону сферы со Спасом. Над Спасом и Святым Духом, в сфере же, изображён Саваоф, руками придерживающий медальон с изображением Эммануила. Лик Саваофа окружён восьмиконечным нимбом зелёного и красного цвета, белые одежды моделированы светло – зелёными складками. Вокруг этих трёх сфер расположены девять пересекающихся овальных клейм – зелёных, охристо - зелёных и красных. В них изображены различные ангельские чины: власти, начала, силы, архангелы, серафимы, херувимы и т.д. По сторонам этой сложной композиции написаны два ангела, несущие небесное светило. Один из них несёт киноварное солнце, лик которого прописан белилами, второй – коричневую луну. Оба ангела парят на фоне зелёных и коричневато – розовых облаков, которые являются фоном верхней части иконы.
Сюжетом верхней части иконы противопоставлены сцены её нижней части. С правой стороны внизу на апокалипсическом звере, похожем на льва, восседает Смерть с косой в руках и берестяным пестерем за спиной. Тут же изображены дикие звери и вороны, которые терзают тела грешников. Слева внизу на перекладине креста, который попирает поверженного сатану, восседает Иисус Христос в одеждах воина и с мечом в руках. В самом углу иконы написана киноварью распахнутая пасть, олицетворяющая геену огненную, в которую проваливается нечистая сила. Правее изображён карающий нечистую силу архангел с поднятой булавой. В средней части иконы слева изображена сцена «Благовещение», которая олицетворяет начало земной жизни Иисуса Христа, с правой стороны – «Распятие Иисуса Христа», завершение его земной жизни. Центральную часть композиции занимает сюжет «Не рыдай мене Мати», где изображена Богоматерь, оплакивающая сына».
Сохранилась и была отреставрирована ещё одна икона из храма Ильи Пророка, её описание я нашла в работе А.А. Рыбакова: « Из истории Архитектуры города Вытегры» - «Два Пророка и два праздника»
«Иконы с изображением праздников и Пророков из Саминского иконостаса отличаются от Храмовой иконы настолько резко, что есть основания сомневаться в их одновременном исполнении с иконами местного и деисусными рядов. Измельченностью композиции, тусклыми красками с плохими белилами, они более напоминают иконы, создававшиеся на Вологодско – Архангельском Севере в 20 – 30 годах 18 века. Первоначально на каждой, удлинённого формата доске было по одному изображению Пророка и по одному Празднику. Позднее, у икон обрезали вертикальные поля и соединили их попарно. В изображении праздников и полуфигур Пророков заметно проявились черты, характерные для искусства русского барокко – пышные развивающиеся плащи с бесчисленным колличеством мелких складок, «нутряные» палаты, колонны и фронтоны в изображении архитектуры, определённая эмоциональная аффектация образов. Примечательно также включение в состав праздничного чина ранее редких или даже совсем неизвестных композиций, в частности, сцены проповеди Христа в Иерусалимском Храме, в окружении учеников и народов». ( Приложение №10).
Глава 6. Освящение храма
Итак, храм в селе Саминский погост, возведён. Однако служить в нём было ещё нельзя. Требовалось его освящение, которое превратилось в большой праздник, собравший всю округу, старого и малого. Освящало храм по указу архиерея духовенство из уездного города Вытегра: соборный протопоп, священники, пели певчие.
«На Руси престолы православных храмов освящалось во имя священного лица или события. От этого получал название храм и весь приход. Преображенские и Троицкие, Ильинские и Никольские, Воздвиженские и Петропавловские, Покровские и Успенские - они со временем переиначили прежнюю языческую топонимику, наполнили быт северянина новым звучанием, внесли ежедневное напоминание о возвышенном и вечном. Храмоименования становились неразрывной частью историко - культурного пространства края.
«Православные храмоименования Русского Севера можно свести к пяти группам:
1) Господские, т.е. освящённые во имя Господа, они могли носить имя Живоначальной Троицы, напоминать о важнейших событиях в жизни Христа (Вознесенские, Воскресенские, Преображенские, Рождественские).
2) Архангельские, т.е. освящённые во имя ангельских чинов, чаще всего во имя Архангела Михаила.
3) Богородичные, т.е. освящённые во имя Богородицы или каких - то событий из её жизни (Богородицерождественские, Успенские, Введенские, Покровские).
4) Пророческие и апостольские.
5). Храмы, освящённые во имя различных святых и святынь, икон Животворящего креста)». ( А.А. Камкин)
Вновь построенный храм в селе Саминский погост (как и первый, построенный в 1652 г.) был освящён в честь Святого Пророка Илии.