Геодезические работы при производстве земляных работ
Разбивка контура котлована или траншеи для производства земляных работ выполняется согласно разбивочному чертежу, на котором указываются размеры фундаментов, глубина их заложения, разбивочные оси здания. От основных осей на обноске производится разбивка контура котлована в основании и границы верхней бровки, а также контур фундамента. Натянув соответствующие проволочные оси с помощью отвесов на земле производится закрепление контура котлована колышками. Снимают проволочные оси и приступают к рытью котлована.
При выполнении земляных работ постоянно контролируют глубину котлована, не допуская перебора земли. За 100 мм до проектной отметки дна котлована производят зачистку и разбивку сетки квадратов, вершины которых закрепляют колышками в соответствии с проектной отметкой дна. Передача проектной отметки на дно котлована выполняется с помощью рулетки и двух нивелиров (рис.13.1) .Для этого между исходным рабочим репером или обноской и подвешенной на кронштейне рулеткой с натяжением 10 н посередине устанавливают первый нивелир, приводят в рабочее положение и берут отсчет по рейке, установленной на репере или обноске, а затем по рулетке. При значительном удалении рулетки отсчет берут непосредственно на рулетке, используя подвижную марку - движок, наверхний срез которой наводится средняя нить нивелира. Одновременно по рулетке выполняется отсчет вторым нивелиром, установленным на дне котлована. Отсчет по рейке, установленной на колышке в котловане, соответствующий проектной отметке дна, вычисляется по формуле: , где- отчеты по рулетке, -проектная отметка дна. Для контроля передачи проектной отметки нивелирование производится при двух горизонтах инструмента. Для нивелирования больших котлованов на дне закрепляют не менее трех рабочих реперов, отметки на которые передают рассмотренным способом. После зачистки дна котлована и его откосов выполняют исполнительную съемку котлована.
Рис. 13.1. Схема передачи проектной отметки на дно глубокого котлована |
При разбивке дорожного полотна используются следующие документы
1. Разбивочный чертеж, на котором показаны габариты и оси дорог со всеми проектными данными их плана и профиля (координаты точек поворота, перекрестков, длины прямых и кривых, их проектные отметки и уклоны, привязки осей к опорной сети или сооружениям).
2. Продольный профиль дороги.
3. Поперечные профили и чертежи деталей .
Разбивка дорожного полотна в плане осуществляется в первую очередь на основных пикетах. Используя поперечники перпендикулярно продольной оси, разбивают по линейным промерам габариты полотна, кюветы, колышками закрепляют проектные отметки полотна. Обязательно закрепляют точки нулевых работ, которые являются контрольными пикетами при отсыпке дорожного полотна. Для удобства проведения земляных работ забивают на проектных отметках колья по тем же осям и поперечникам через 20 - 40 м . Промежуточные колья устанавливаются с помощью визирок или методом наклонного визирования теодолитом или нивелиром. Для контроля дорожного полотна по высоте, кроме точек нулевых работ, сбоку от трассы могут закрепляться через 100 - 200 м рабочие репера, отметки на которые передаются техническим нивелированием с реперов или основных пикетов.
Для прокладки подземных коммуникаций границы траншей разбиваются по обе стороны от продольной оси трассы. По оси трубопровода для производства земляных работ через 5 - 20 м дополнительно забиваются колья. Над центрами колодцев и камер, а также в местах изменения уклонов оси трубопровода устраивают деревянные обноски и выносят ось, а также отметку, которая необходима для контроля укладки трубопровода в проектное положение. Проектные отметки или уклоны дна траншеи контролируются с помощью нивелира одним из рассмотренных ранее способов. Для облегчения контроля проектных отметок дна траншеи вблизи могут закрепляться рабочие репера. По завершении земляных работ производится исполнительная съемка.