Принципы построения светового образа объектов

При «конструировании» светового образа любого объекта возможны два принципиально разных способа: первый — ассоциативное подобие дневному образу как архетипу, а второй — создание нового, специфически ночного «аль­тернативного» образа («контробраза»), для которого природный архетип не существует (рисунок 1.7).

Принципы построения светового образа объектов - student2.ru

Рисуно 1.7 – Принципиальные основы создания светового образа объектов

Первый способ традиционен, а для многих архитекторов, светотехников и прочих «потребите­лей» образной информации стереотипен настоль­ко, что принимается как единственно возможный и правильный с целью «показать красоту объекта, но не создавать ее» вечером. При современных возможностях осветительной техники и тенденциях светового дизайна он, разумеется, приемлем, но органичен, в основном, только для существующих памятников архитектуры, произведений инженерного и монументального искусства, дневной художественный образ которых сложился в общественном сознании и его нецелесообразно радикально изменять. Например, достаточно создать на фасаде светлого здания распределение яркостей, подобное дневному — светлые стены с сохранением их цветности), темные окна и читаемые тени от пластических элементов с направлением света сверху, как оно легко узнается и впечатляет идентично дневному облику в солнечный день, поскольку сохранены основные зрительно воспринимае­мые признаки, особенности, качества архитектур­ной формы. Это наиболее легко осуществляется применением приема заливающего прожекторного освещения белым «солнечным» светом (рисунок 1.8). Однако речь идет об отдельных, как бы «вырван­ных» из контекста пространственного окружения объектах и не о буквальном, а лишь об относитель­ном, ассоциативном подобии создаваемого таким образом вечернего их облика дневному, поскольку буквального воспроизведения распределения яр­костей, яркостных и цветовых контрастов и свето­тени на поверхностях архитектурного, значитель­ного по габаритам объема в условиях темного ок­ружения и множества различных излучающих ис­точников искусственного света получить практи­чески невозможно.

Принципы построения светового образа объектов - student2.ru Принципы построения светового образа объектов - student2.ru

Рисунок 1.8 – Световой образ и «контробраз» храма: А – церковь Рождества в Путниках (светодизайн - В.В. Воронов), 1996 год. Световой образ ассоциируется с предзакатным солнечным освещением; Б - Миланский ка­федральный собор, 1997 год. Активное нолихромное освещение не имеет аналогов в природных условиях (контробраз)

Второй способ всецело основывается на выразительных возможностях современных средств освещения и на вышеуказанных особенностях зрительного восприятия в условиях ночного города. Он естественен для пространственных, ансамблевых архитектурных композиций с темным небом и окружением и пред­почтителен для большинства современных объем­но-пластических форм, на характер которых при их создании должен влиять выбор системы освеще­ния. Как говорят, «к ночной жизни архитектурное произведение должно специально готовиться», и об этом должен позаботиться автор этого произве­дения (рисунок 1.8)

Облик любого обитаемого здания с наступлением темноты претерпевает изменения, подобные изменениям на фотопленке: дневной «позитив» становится ночным «негативом». Утрачиваются или искажаются полностью или частично все признаки и качества архитектурной формы. Процесс ее оптического воссоздания освещением образно можно уподобить написанию древней иконы, как об этом свидетельствует П. Флоренский: «Иконописец идет от темного к светлому, от тьмы к свету... То, что наиболее существенно определяет форму, — то просветляется наиболее, менее значащее — и просветлено менее». Это — тект оничный тип освещения.

Для решения любых образно-художественных задач освещения могут применяться, во-первых, все традиционные средства художественной выра­зительности, использованные архитектором при создании архитектурной формы в расчете на днев­ное восприятие и избирательно выявляемые ис­кусственным освещением. — метр и ритм, нюанс и контраст, симметрия и асимметрия, соотношения и пропорции частей и целого, единство и соподчи- ненность форм, мопо- и полихромия, масштаб­ность и тектонические средства архитектуры — в особенности при «конструировании» светового об­раза по способу ассоциативного подобия образу дневному. Однако они должны быть переведены на язык светотехнических величин, что является спе­циальной и еще далеко не до конца решенной задачей. Это выявление осуществляется главным обра­зом системами архитектурного освещения, непос­редственно «обслуживающими» архитектурные объекты и ансамбли.

Во-вторых, могут эффективно использовать­ся сугубо специфические средства — создаваемые светом иллюзорные светоформы, позволяющие осуществлять:

· в градостроительных композициях — масштабные регулярные или иррегулярные, совпадаю­щие или несовпадающие с планировочной перво­основой световые модуляции пространства на ряд более мелких, «перетекающих», а также относи­тельно дискретных светопространств или визу­альное объединение разрозненных пространств в единое крупное светопространство разными при­емами и уровнями освещения. Эти модуляции, в основном, реализуются установками функцио­нального освещения, выполняющими роль про- странствоформирующих;

· цветовые модуляции светопространств разноспектральным светом, усиливающим их визу­альную дифференциацию с целью зонирования и (или) придания им различной эмоциональной «окраски» и масштаба. Они производятся, как и в предыдущем случае, системами функционального освещения, но в определенных ситуациях для этих целей могут использоваться и установки архитек­турного и светоинформационного освещения:

· зрительную трансформацию глубины, ши­рины, высоты пространства, а также размеров, формы, цвета, пластики архитектурных объектов и ландшафтных элементов. Основным «инстру­ментом» этой трансформации служат установки архитектурного освещения, изменяющие суще­ствующие днем, т.е. привычные, знакомые ярко- стные и цветовые соотношения фасадов объектов, и отчасти — установки функционального освеще­ния территории и «вписанные» в световой ан­самбль светоинформационные и светорекламные установки:

· в объемных композициях — изменение впечатления массивности, статичности архитектурных и природных форм вплоть до их визуальной дематериализации, достигаемое с помощью уста­новок архитектурного освещения, создающих нео­бычное, отличное от дневного распределение све­та и цвета на их поверхностях;

· зрительную театрализацию и драматизацию городской среды за счет повышенной контрастности и декоративности светоцветовой композиции, достижимых при различных сочетаниях систем архитектурного и функционального освещения;

· программируемую светоцветовую кинетику, позволяющую «оживить» объекты и «одушевить» общую атмосферу среды. Кинетика сегодня ха­рактерна прежде всего для светоинформационных установок, но се все чаще используют в уста­новках архитектурного освещения, она возможна и в будущем будет все более естественной и эффек­тивной и в системах функционального освещения пешеходных зон;

· повышенный эмоционально-психологнческий эффект за счет синтетического взаимодействия статичного и динамичного светоцвета, проекционных изображений, стереозвука, аэро­динамических эффектов и т.п. Этот комплекс вы­разительных средств эпизодически используется на временных установках в городской среде (ги­гантские свето-цвето-звуковые шоу Ж.-М. Жар- ра в Париже, Москве. Хьюстоне, Лионе; Лондоне, Х. Ямагато в Бильбао, Париже, Санкт-Петербурге; Г. Хофа в Пекине, Афинах, Берлине, Москве и др. по случаю знаменательных собы­тий) и в стационарных зрелищных установках типа спектаклей «Звук и Свет» во многих стра­нах па знаменитых памятниках зодчества.

Разработка проектов наружного архитектурного освещения объектов — жанр «светообъемного» проектирования. В этой области предусматривается последовательное решение ряда задач — от общих к частным:

· выявление объемной формы объекта, ее трехмерности, целостности, монолитности или, наобо­рот, расчлененности, дробности и, как частный случай, ее двухмсрности. Осуществляется, в основном, распределением света различной интенсивно­сти и (или) цветности на смежных фасадах или поверхностях, при этом выбираются (с учетом воз­можностей осветительной установки) определен­ные яркостные и цветовые соотношения фасадов — контрастные, средние или нюансные (см. п. 3.3);

· сохранение или иллюзорное изменение общей массы объекта, «весовых» характеристик его частей, придание ему большей тяжести или легкости, устойчивости или неустойчивости, статики или динамики, брутальности или нематериальности. Обеспечивается градиентным нарастанием или снижением яркости фасада снизу вверх или от периферии к центру с помощью объединяюще­го заливающего или более пятнистого локально­го, одноцветного или полихромного освещения. Точные количественные характеристики распре­деления яркостей и, тем более, распределения раз­личной цветности освещения для визуальной трансформации массы объектов наукой еще не установлены;

· «прорисовка» силуэта по требованиям гра­достроительной ситуации. Эффективными при­емами создания светового силуэта с положитель­ным яркостным контрастом служат заливающее освещение венчающих элементов объекта, контур­ный световой рисунок, самосвечение (если силуэтный элемент из свегопрозрачного материала, высвеченного изнутри) или их сочетания. В каче­стве характерных, активных по своему воздей­ствию элементов могут служить установки свето­вой информации и рекламы на крышах зданий. Существуют приемы формирования ночного си­луэта на основе отрицательного яркостного кон­траста для объектов относительно небольших размеров — скульптур, деревьев, ажурных оград, венчающих балюстрад, куполов и т.п. — при по­мощи контражурного освещения, если есть усло­вия более ярко засветить фон;

· выявление тектонической системы объекта – стеновой, ордерной, стоечно-балочной, каркасной, арочно-сводчато-купольной или другой, в том числе, современной пространственной системы. Тектоника архитектурных форм — главное (наряду с организацией архитектурного пространства), специфическое для зодчества средство его художественной выразительности. Выделяют два основных типа архитектурной формы: «архитектурная форма, совпадающая с конструктивно-необходимыми габаритами, обеспечивающая эффективное использование материала», и «архитектурная форма, в которой свойства конструкции выявлены опосредованно». Другие случаи относятся к нетектоничным, стилизованным, декоративным системам. Аналогично этому образно-световое решение архитектурного объекта может быть «тектоничным» или «атектоничным». Это два теоретических «по­люса», два художественных типа освещения, меж­ду которыми располагается обширный диапазон промежуточных вариантов, используемых в ре­альной практике. «Тектоничное» освещение вы­деляет повышенной яркостью, а нередко и особой цветностью и светотеневым рисунком, основные конструктивные элементы объекта как композиционно совершенную, гармоничную систему (рисунок 1.9). По кинетике оно обычно относительно статично и может ориентироваться на кинетику природного света. В этом качестве оно наиболее естественно при построении светового образа по способу ассоциативного подобия дневному. Понятие «световая тектоника» метафорично может применяться и по отношению к планировочным объектам, например, к световому плану города, на котором четко отражены основные архитектурно- градостроительные особенности — его иерархизированные «каркас» и «ткань». «Атектоничное» освещение создает светоцветовой рисунок, мало связанный с конструктивно-пластическим решением фасадов (рисунок 1.9). и нередко использует активные динамические режимы, несвойственные природному освещению (за исключением грозовых молний и всполохов северного сияния), поэтому оно более употребительно при создании «альтернативных» световых «контробразов», а также при освещении ландшафтных объектов, которые не имеют тектоники в привычном смысле этого термина:

Принципы построения светового образа объектов - student2.ru Принципы построения светового образа объектов - student2.ru

Рисунок 1.9 –Тектоника светового образа: А - центральный театр Российской армии (светодизайн - Н.И. Щепетков). 1996 год. Тектоника ордера выделена предельно четко, массы здания зрительно облегчаются кверху за счет повышения яркости венчающих объемов; Б — «Белые палаты XVII века» на Пречистенке, 2003 год. Тектоника монолитной стены разрушена яркими пятнами света и контрастной светотенью, центральный арочный проем тонет в темноте

· трактовка пластического решения фасада — его единства или расчлененности, рельефности или плоскостной гомогенности, пропорционально-ритмического строя по вертикали и горизонтали, его (а)симметрии, зрительного облегчения или утяжеления масс снизу вверх и т.п. Это связано, в частности, с выбором тектонического или декоративного типа освещения, с построением светового образа по принципу ассоциативного подобия или «альтернативного контробраза». Локальное, особенно разноспектральное освещение создает пятнистый световой рисунок, способный зрительно разрушить целостность фа­сада, заливающий свет объединяет его. Ярусное и частое расположение приборов локальной подсветки подчеркивает горизонтальные членения, редкая их расстановка может дать на фасаде световые пятна-вертикали, визуально девальвирующие текгонику стеновых поясов, скользящий свет выявляет фактуру стен и дефекты наружной от­делки, обратное, по сравнению с дневным, на­правление теней (снизу вверх) формирует «рамповый» эффект. Различная группировка световых пятен на фасаде может усилить впечатление его симметрии или уничтожить ее, прогрессивное увеличение или убывание освещенности (градиент яркости) на поверхности создает иллюзию се криволинейности или изменения «весовых» характеристик массы вплоть до зрительной ее деформации или дематериализации при многоцветном освещении и высоких яркостях;

· творческая интерпретация колористического решения фасадов объекта. Выбор цветности освещения хроматических объектов, в первую очередь памятников архитектуры и исторической застройки, осуществляется, как правило, по принципу относительно достоверной цветопередачи их фасадов с учетом свстоцвстовых характеристик окружения и требований единства светового ансамбля. Это возможно при использовании источников преимущественно белого света в установках архитектурного освещения определенных групп объектов, формирующих тот или иной ансамбль. Для других объектов, в особенности для монохромных современных сооружений и элементов ландшафта, предпочтителен поиск ориги­нальных декоративных решений освещения, в том числе с применением цветного света. Здесь особенно важно иметь концептуальные ансамблевые светоцветовые разработки в масштабе градостроительных фрагментов. Метод буквального воспроизведения полихромии застройки, т.е. освещения цветных фасадов соответствующими оттенками белого и хроматического света, в творческом плане обычно малопродуктивен или, по художественным, техническим и эксплуатационным соображениям, невозможен;

· виртуальное «оживление» объекта. Достигается применением многорежимного, динамического и цветодиначического освещения, усиливающе­го при необходимости его акцентирующую роль в застройке, в том числе в ритмах функциональной, сезонной, социальной «жизни» объекта, погодных изменений и т.п. Динамическое освещение рекомендуется применять для больших архитектурных и природных объектов, которые не обозреваются с одного взгляда и могут быть разделены на дискретные элементы, или для архитектурных комплексов, образованных разностильной заст­ройкой разных эпох. Специальное (динамическое, моно- или полихромнос) освещение каждого стиля может подчеркнуть его оригинальность, а освещение в целом будет более информативным.


Наши рекомендации