Предмет и место физики в творчестве дизайнера
Л.И. Кутепова, А.А. Абрамов, А.А. Толстенева
Физика для дизайнеров
Нижний Новгород
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно- педагогический
университет»
Л.И. Кутепова, А.А. Абрамов, А.А. Толстенева
«Физика для дизайнеров»
Учебное пособие
Нижний Новгород
ББК – 22.3 : 85.128
К-75
А-16
Т- 52
Кутепова Л.И., Абрамов А.А., Толстенева А.А. Основы физики для дизайнеров: Учебное пособие. Н. Новгород: ВГИПУ, 2009. (издание второе переработанное и дополненное) – 91 с.
Рецензенты:
Лагунова М.В., д.п.н., проф. Нижегородского государственного архитектурно – строительного университета
Ларцов С.В., д.т.н., проф. Волжского государственного инженерно- педагогического университета
Пособие содержит сведения о физических основах проектирования дизайна интерьера и предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030500.04 – «Профессиональное обучение», специализация «Дизайн интерьера». Пособие является методическим обеспечением курса «Основы физики для дизайнеров» и включает: сведения из теории, примеры выполнения заданий, индивидуальные задания для выполнения расчетно-графических работ.
© Кутепова Л.И. © Абрамов А.А. © Толстенева А.А. © ВГИПУ, 2009 |
ВВЕДЕНИЕ
В данном учебном пособии рассматриваются теоретические основы и практические методы формирования дизайнерской среды под воздействием солнечного и искусственного света, цвета, тепла, движения воздуха и звука, а также природа их восприятия человеком с оценкой социологических, гигиенических и экономических факторов.
Кроме того, физика — фундамент, на котором базируются важнейшие положения основных строительных документов — СНиПов, — регламентирующих комфортность, плотность и экономичность проектируемых помещений. Знание основ физики дизайна помогает определить качество проекта на всех стадиях (а следовательно, и качество дизайнерских разработок) по нескольким основным группам критериев: 1) комфортность и функциональность интерьеров; 2) надежность (долговечность) сооружений; 3) выразительность (композиция, светоцветовой образ, масштабность, пластика и т.п.); 4) экономическая эффективность (особенно при индустриальном дизайне).
Актуальность проблемы экологизации современного дизайна ныне признана во всем мире, а поскольку свет, цвет, климат и звук являются основными факторами, формирующими комфортность искусственной окружающей среды (архитектуры и дизайна), вписываемой в естественную среду (природу), эта проблема имеет огромное значение для развития качественно нового этапа в капитальном строительстве и массовой урбанизации.
Содержание пособия отвечает современному уровню развития строительных технологий. Курс состоит из вводной части «Предмет и место физики в творчестве дизайнера» и трех основных частей: «Климатология и теплотехника», «Светология» и «Акустика».
В каждой из основных частей пособия приводятся примеры проектирования комфортной среды.
Изучение курса сопровождается выполнением студентами расчетно-графических работ, связанных с архитектурным проектированием. Для адаптации расчетных работ к реальным условиям творческой работы дизайнера в пособии приведены графические, табличные и справочные материалы.
Второе издание дополнено некоторыми новыми темами и расчетно-графическими работами, а именно: расчет естественного освещения помещений, размещение современного экранного и проекционного оборудования.
В пособии использованы действующие нормативные документы и результаты новейших исследований отечественных и зарубежных ученых в области архитектуры, дизайна и экологии.
Предмет и место физики в творчестве дизайнера
От того, насколько комфортно и гармонично в широком смысле этого слова проработан дизайн того или иного здания, зависит жизнь человека. Основа рационального, с точки зрения комфортности, и экономичного решения будущего здания закладывается архитекторами и дизайнерами в самом начале проектирования, когда определяются композиционный замысел и образ будущего сооружения, его ориентация по сторонам горизонта, размеры и пропорции светопроемов и т.п. Было бы грубой ошибкой считать, что современная техника и новые материалы позволяют дизайнеру реализовать любой его проект (к сожалению, с этим мнением приходится сталкиваться в практике реального и учебного проектирования).
Среди дизайнеров бытует еще и такое суждение: дизайнеру не обязательно владеть основными методами проектирования микроклимата, освещения, инсоляции, солнцезащиты, акустики и т.п., так как при необходимости он может обратиться к соответствующему специалисту. Между тем круг таких специалистов весьма ограничен. Следует отметить, что все выдающиеся архитекторы прошлого: Витрувий, Альберти, Аалто, Кан — не только профессионально владели этими методами, но еще и совершенствовали и развивали их. Крупнейшие мастера архитектуры и дизайна хорошо понимали формообразующие и гигиенические свойства солнечного света, этого своеобразного инструмента и материала в руках архитектора.
Не менее важны тепловой и акустический комфорт, в ряде случаев они являются определяющими в поисках архитектурной композиции, формы и пространства. Например, в экстремальных климатических районах планировка города и особенно архитектура зданий и их дизайнерская композиция прежде всего определяются климатическими и ландшафтными условиями места строительства. А для театра или концертного зала акустические требования, так же как и визуальные, — основа выбора формы и образа сооружения.