Среда как объект проектирования, ее характеристики и слагаемые
ЛЕКЦИЯ 3
Основы формообразования.
Понятия «форма» и «формообразование» в дизайне основополагающие. Дизайнеры занимаются проектированием предметов, изделий, форма которых удобна, эргономична, красива и соответствует их назначению. В дизайне форму определяют как «выражение внешнего вида изделия исходя из его внутреннего содержания и предназначения», а формообразование как процесс создания целостных предметных форм, порождаемых различными факторами. Важны все зрительно воспринимаемые свойства или признаки формы: геометрия, размеры, масса, пропорции, положение в пространстве, фактура, цвет, текстура, светотень. Основой формы является конструкция. Это каркас , связывающий все элементы в одно целое. Работая над созданием новых форм, необходимо учитывать функциональное назначение изделия, предъявляемые эстетические и эргономические требования, условия эксплуатации, технологию изготовления.
Разные авторы по-разному классифицируют формообразующие факторы в художественном конструировании, но все выделяют функциональные, эстетические, социальные, конструкторско-технологические факторы. Исходя из этих факторов различают формы: функциональную, эстетическую, конструктивную, технологическую и др. Целостная дизайн-форма складывается из этих отдельных представлений.
Чтобы уметь правильно строить форму, надо, во-первых, знать, как влияют на неё различные факторы, которые извне определяют, каким должно быть изделие по содержанию и по форме, а во-вторых, знать и правильно использовать закономерности строения самой формы (закономерности композиции).
Рассматривая объект художественного конструирования как материально-пространственную структуру, а её форму как «границу, отделяющую эту структуру от внешней среды» , можно выделить основные характеристики объекта:
1. функция (связана с назначением предмета):
1.1. техническая (конструкция, материал),
1.2. социальные: адаптивная (удобство пользования предметом);
средовая (связь с другими предметами)
1.3. эстетическая (эмоциональное и художественное воздействие);
2. технология (способ получения формы из определенного материала опреде-ленными инструментами);
3. морфология (форма, организованная в соответствии со своей функцией);
4. семантика (психологическое воздействие формы предмета на человека).
Обозначая творчество как процесс создания чего-то нового, следует отметить, что в художественном конструировании (дизайне) новизну можно создавать по каждой характеристике в отдельности: функция, технология, морфология, художественный образ или по нескольким сразу. С учетом разных характеристик можно выделить различные творческие подходы при развитии замысла. Например, А.А. Белов с учетом технологии различает три творческих подхода:
ü максимальное выявление природы материала и способов его обработки (монотипия, гофрирование и т.п.);
ü ограниченное выявление естественных свойств материала (окрашенный пластилин, папье-маше и др.);
ü смешанный подход.
Возможность комбинирования в создании новизны позволяет говорить о ценности художественного конструирования для развития творческих способностей личности. Комбинаторика как целенаправленная разнообразная компоновка исходных элементов (конструктивных деталей, технических средств, математических и др. значений, научных идей, методов, художественных принципов и т.д.) является важным методологическим и отличительным свойством любой творческой деятельности. Для дизайна характерна комбинаторика предметного формообразования.
Конец формы
Понятие о среде
Среда как объект проектирования, ее характеристики и слагаемые.
Архитектурная среда, ее отличия от архитектуры. Роль дизайна среды среди других видов дизайна, архитектурная среда и интерьер
«Среда» — ключевое понятие происходящей сегодня кардинальной трансформации методов, результатов и целей творческой деятельности в проектной культуре. Некогда художники, архитекторы, ремесленники, изобретатели, работая над своими произведениями — картинами, постройками, приборами — решали преимущественно специальные, знакомые и интересные лично им задачи мироустройства, тогда как общая конструкция создаваемой их руками «второй природы» — сферы обитания человечества — получалась стихийно. Наше время, не умаляя важности улучшения частных сторон человеческого бытия, поставило принципиально новую задачу — проектирования среды обитания в целом, гармонично увязывая все ее параметры: материально-физические, функционально-прагматические, социальные и эмоционально-художественные.
В русском языке словом «среда» обозначаются:
— система набора природных (физических) условий, «внутри» которых протекает некая деятельность; социально-бытовое окружение, обстановка;
— совокупность людей и вещей, связанных с общностью этих условий, вещество, заполняющее средовое пространство.
Эти определения, с одной стороны, указывают, что среда есть нечто, окружающеечто-либо, с другой — то, что окружено,находится внутри чего-либо. Двойственность эта неслучайна — в целом понятие подразумевает единство условий существования объекта (процесса, явления) и самого этого объекта. В этой неразрывности — специфика категории «среда» вообще и феномена «архитектурная среда» — в частности.
Этим термином (в отличие от других видов среды — интеллектуальной, сценической, социальной и т. п.) мы обозначаем ту часть нашего окружения, которая образована архитектурно художественно обоснованными структурами, где комбинации пространств, объемов и систем оборудования и благоустройства для проходящих здесь процессов жизнедеятельности объединены в целостность по законам художественного единства, являются результатом реализации определенного архитектурно-дизайнерского замысла. Обычно эти средовые образования отличаются прямым участием в их формировании профессиональных проектировщиков, нацелены на получение комплексного утилитарно-художественного результата, что делает произведения дизайна архитектурной среды явлениями искусства.