Технологические особенности работы в технике граттаж
Для создания декоративного панно в технике граттаж для начала необходимо подготовить картон или лист плотной бумаги (можно ватман). Перед тем, как работать, нужно проверить поверхность картона. Она должна быть абсолютно сухой (это - очень важный аспект, если вы собираетесь нанести гуашь на белый картон), поскольку влажный картон будет крошиться и разрушаться в процессе снятия краски, и вы не сможете создать ясную, отчетливую линию. Обязательно нужно предусмотреть плоское расположение листа картона, так как при сгибании он может переламываться и образовывать трещины. Для удобства лучше укрепить лист с помощью клейкой ленты на листе фанеры или другого подобного материала (например, ДСП). Картон изготавливается промышленным способом и обладает гладкой поверхностью на меловой основе, которая стимулирует образование очень ярких белых тонов. Поверхность белого цвета — отличная основа для работы пером или кистью, она обладает необходимой степенью твердости для создания четких и плавных линий.
Далее на картон наносят равномерный слой воска, парафина или натирают свечой. Сделать это можно различными способами:
Вариант первый – втереть в основу восковую свечу.
Вариант второй – натереть свечу на терке в емкость и поставить её на водяную баню. После того как воск расплавится, нанести его на подготовленный картон с помощью небольшой кисточки.
Вариант третий – зажечь чайную свечу (это маленькая свеча-таблетка) и набирать воск на кисть прямо из свечи, перенося его на картон.
Важно проверить, чтобы не было пропусков (нужно пройти круговыми движениями каждый миллиметр поверхности),от покрытия воском зависит качество работы (профессиональные мастера вместо воска используют мел, белую глину или яичный желток ).
Сверху губкой или тампоном из ваты наносят тушь, также можно использовать и гуашь – но такой вид гравюры менее долговечен, кроме того, она смазывается и пачкает руки при выцарапывании рисунка. Лучше всего использовать плоскую кисть с мягким пучком для того, чтобы нанести черный пигмент на поверхность белого картона и создать тонкое, ровное покрытие. Для того, чтобы пигмент не скатывался со слоя, обработанного свечой, рекомендуется слегка разводить и тушь и гуашь мыльным раствором (или раствором с шампунем), размешав до нужной консистенции. Можно обезжирить основу тальком, посыпая его сверху и растирая ваткой. Если тушь ложится неравномерно, нужно накладывать её в несколько приемов, просушивая каждый слой. Не следует чрезмерно работать кистью - в противном случае, основа набухнет. Не рекомендуется работать вблизи отопительных приборов (воск растает и ваша работа не будет процарапываться).
После высыхания туши, карандашом наносится рисунок. В том случае, если у вас уже есть готовый эскиз, лучше перевести его на загрунтованный картон через кальку.
Изображение создается путем удаления (соскабливания) линий и пятен с основы черного цвета или участков черной краски, нанесенной на белый картон. В результате этого приоткрывается нижний слой на основе белой глины или мела и в итоге образуется эффектное черно-белое изображение.
Перед началом удаления краски рекомендуется подложить под руку, которая опирается на лист, кусочек чистой бумаги. Для удаления черной краски с поверхности картона, в работе используются острые инструменты. Начинающие вполне могут обойтись гвоздиком, заостренной палочкой, непишущей ручкой, пером или другими подручными инструментами. Профессиональные художники, работая в технике граттажа, используют наборы специальных резцов (резаков). При их помощи всего одним движением не просто удаляется краска, а создается разный эффект линии, в зависимости от вида резака.
Например, с помощью ромбовидного резака можно наносить прямые и волнистые контуры, вырезы в форме клина, а так же создавать эффект точек. Для этого нужно держать инструмент подобно лопатке, совершая быстрые копающие движения. Используя резак в виде ножа, можно добиться линии с постепенным утолщением. Для этого в процессе выполнения надреза, нужно уменьшить угол наклона резака к плоскости доски. Резак - зубило создает надрезы в виде конуса. В зависимости от величины прилагаемого давления, можно добиться большего или меньшего размера надреза.
Для создания тонального рисунка, независимо от цвета поверхности картона - белого или черного, необходимо использовать стандартный подход: в первую очередь, определить крупные участки белого или черного цвета, затем сформировать массив средних тонов, используя различные техники перекрестного штрихования, тонирования или нанесения точек. Применяя эту методику, возможно прорабатывать даже мелкие, детализированные участки.
Самый частыйвид гравюры в технике граттаж – белый картон с нанесением черной туши (гуаши). Но вариантов может быть несколько:
- сам картон может быть цветным, после чего покрыт тушью (гуашью) любого цвета.
- можно сделать основу цветной, в произвольном творческом порядке нанеся на нее акварель, цветные мелки или гуашь любого цвета (набросать разноцветные пятна или полоски, не оставляя пустых мест).
- некоторые художники предпочитают обратный вариант: выполнение гравюры на картоне черного цвета, покрытого светлой краской.
И наконец, ещё один вариант - техника рисования граттаж подразумевает и применение акриловой краски. Правда, и здесь есть тонкости – как правило, акрил застывает пленкой, и, возможно процарапывание с небольшими неровностями, подобно тому, как процарапывается полиэтилен. С таким покрытием нужно быть предельно осторожным.