Озеленение территорий больниц

Больницы относятся к учреждениям здравоохранения. Такие учреж­дения включают сами больницы, поликлиники, амбулатории врачей общей практики, диспансеры, родильные дома, раздаточные пункты молочной кухни и т. п. Площадь зелёных насаждений, включая газоны, цветники, дорожки и площадки отдыха, должна составлять не менее 50 % от общей площади участка больницы.

Больницы могут быть общегородскими многопрофильными и рай­онными специализированными, для детей и взрослых. К специализирован­ным общегородским относятся больницы психоневрологические, туберку­лёзные, наркологические с особым режимом пользования территорией.

Существующие больницы насчитывают много типов, различающих­ся в зависимости от медицинского профиля, возраста больных, вместимости.

Различают четыре системы застройки больниц: централизованную, павильонную, блокированную и смешанную.

При централизованной системе все помещения и отделы больницы, за исключением морга и хозяйственных помещений, находятся в одном здании.

При павильонной системе отделения больниц - детское, инфекцион­ное, родильный дом, поликлиника и др. - расположены в отдельных кор­пусах.Такая система может быть обеспечена, если позволяют условия го­рода, обширной парковой зоной.

Для блокированной системы застройки характерно то, что корпуса отделений больницы непосредственно примыкают друг к другу или соеди­няются отапливаемыми переходами. Блокированная система застройки по использованию территории близка к централизованной, только с большим количеством входов.

В практике чаще всего распространена смешанная система застрой­ки

Строительство больниц, ландшафтная организация и благоустройст­во их территорий производятся согласно существующим правилам и нор­мам. Размеры земельных участков нервных, туберкулезных и инфекцион­ных детских больниц должны быть на 15 % больше по сравнению с обыч­ными нормами, что объясняется длительностью лечения - до нескольких месяцев - и проведением трудотерапии. На территориях больниц данного профиля планируются плодовые сады, огороды, цветники, парковые па­вильоны, навесы для занятий по народному творчеству - вышивка, вяза­ние, макраме.

Территории родильных домов, костнотуберкулезных больниц, как правило, меньше на 10... 15 (30)%. В первом случае ввиду ограниченных сроков пребывания, в другом - учитывая малую подвижность больных.

В задачи ландшафтной организации территории входят:

-улучшение санитарно-гигиенических условий в отношении чисто­ты воздуха и участка, хорошей инсоляции и проветривания, защиты от ветра, шума и пыли;

-создание благоприятных условий для лечебного воздействия на больных и выздоравливающих, обогащение архитектурного облика зданий.

Больничные территории не следует размещать по соседству с про­мышленной площадкой, на шумных магистралях, близ остановок транс­порта.

Для проезжих частей улиц, непосредственно примыкающих к терри­тории больницы, не рекомендуется использовать организацию шумного транспортного движения - трамвай, грузовой транспорт.

Вокруг территории больницы создают за­щитную зеленую полосу шириной не менее 10 м. Деревья размещают на расстоянии не менее 10 м от окон палат.

Территория больницы разделяется на следующие функциональные зоны:

— зона главного корпуса больницы со сквером у входа;

— парковая зона, разделенная на мужской, женский, детский, общий секторы с лечебными процедурами или в зависимости от типа больницы с отдельными участками у больничных корпусов определенного медицинско­го профиля — детская, психиатрическая и т.д.;

— хозяйственная зона — кухня, подсобное хозяйство, склад, прачеч­ная, котельная, автостоянка и т. д.;

— зона патологоанатомического корпуса.

Вход в больницу, как правило, оформляют цветниками, фонтаном, скульптурой, вазами, плиточным покрытием.

Планировка и озеленение двора должны предусматривать удобный въезд и кратковременные остановки автомобилей с больными.

Парковая зона, расчлененная на функциональные участки, опреде­ляемые системой застройки и профилем медицинского учреждения, реша­ется в виде серии пейзажей, построенных с учетом использования их для лечебных процедур и полноценного отдыха. На территории зоны разме­щают площадки для лечебной физкультуры, аэрарии, солярии, дороги до­зированной ходьбы (терренкуры), площадки ионотерапии, физкультурных игр - волейбол, городки, теннис, бадминтон, настольный теннис, крокет.

Для детей проектируют игровые комплексы с учетом возрастных групп.

Площадки для повседневного проведения лечебных процедур раз­мещают ближе к больничному корпусу- с минимальным радиусом дос­тупности, а эпизодического и периодического - на большем расстоянии. Дороги больничного сада должны представлять кольцевые прогу­лочные маршруты, объединяющие площадки, отдельные уголки парка и кратчайшие тропы, ведущие к площадкам, сооружениям с лечебными про­цедурами.

На больничной территории для лечебных целей необходимо преду­смотреть:

1) защитную зону шириной 10...30 м;

2) зону для лечебных целей, из расчета на одного человека

Необходимо учитывать вредные воздействия пыльцы растений, яв­ляющейся причиной поллиноза — пыльцевой болезни, поражающей носо­глотку, вызывающей насморк, кашель, головную боль, сопровождающую­ся повышением температуры.

Сады для слепых. Особое место занимают сады для слепых, где от­дыхают, работают, знакомятся с окружающей природой, укрепляют свое здоровье люди с частичной или полной потерей зрения. Озелененные тер­ритории для слепых создаются при больницах, школах, мастерских, учре­ждениях с номенклатурой сооружений и устройств, необходимых для за­нятий, тренировок, лечения и отдыха.

На школьной территории предусматриваются спортивные площадки, раздел для работы кабинета биологии с плодовым садом, огородом; участ­ком лекарственных растений; вольерами для животных, птиц; классами на воздухе, лекториями; рекреациями с цветниками, фонтанами, площадками для отдыха, дорожками для прогулок среди насаждения.

В больничном саду должны быть спортивные площадки, площадки для лечебной физкультуры и аэрогелиотерапии, а также уголки для отды­ха, разнообразные по композиции и назначению - для лекций, концертов, игр, тихого отдыха среди природы.

Сады для слепых имеют свои особенности, которые необходимо учи­тывать при проектировании. Предпочте­ние отдается регулярной планировке, но может быть и пейзажная. Опти­мальным типом объёмно-пространственной структуры является чередова­ние открытых и закрытых участков сада. Необходимо предусмотреть:

-высокие поребрики у дорог и площадок;

-декоративные и подпорные стенки;

- водную систему в виде журчащих ручьев, каналов с каскадами, звучащие фонтаны; вода, падающая на звучащие пластины, чаши.

Рекомендуются разнообразные приемы цветочного оформления -каменистые сады, сады длительного цветения, модульные композиции, размещение цветочных растений группами, в виде бордюров, рабаток; крупных цветников - для людей с частичной потерей зрения необходимы яркие по окраске цветы; композиции из цветущих или просто ароматных -листва, хвоя - деревьев и кустарников, посадка кустарников для привлече­ния птиц.

При подборе ассортимента древесных пород определяющими при­знаками являются такие свойства, как высота растения, форма ствола. Важное значение имеют форма и структура кроны; форма листовой пластинки; размер, фор­ма и окраска цветков, их аромат; аромат растения в целом, а также звуко­вые качества - шелест листьев, поскрипывание ветвей — у ив - и т. д.

Ассортимент древесных и травянистых растений может быть разно­образным, но растения необходимо размещать чистыми по составу груп­пами с различными интервалами, разделять по декоративным свойствам, не смешивать их ароматы и пр. Растения рекомендуется этикетировать на коде слепых с выпукло-точечным шрифтом.

На территории предусматривают самостоятельно выделенные участ­ки — сад ароматов, сад осязаний - со специальным подбором растений и расположением экспозиции, с учетом непосредственного общения с при­родными элементами - растения, камни и т. д.

Учебные заведения

В состав сети учебно-воспитательных учреждений входят универси­теты и политехнические институты, высшие технические и гуманитарные учебные заведения, сельскохозяйственные и лесотехнические институты, институты физической культуры, техникумы и профессионально-технические училища.

В нормы площади участков средних специальных и высших учебных заведений не входят полигоны, учебные поля, ботанические сады и пр. На территориях средних специальных учебных заведений площадью от 1,35 до 4,0 га предусматривается размещение спортивного ядра и спортив­ных площадок, гимнастического городка и небольшой сквер для кратко­временного отдыха. При объединении учебных заведений в единые ком­плексы со смежными территориями проектируют одно спортивное ядро на два учреждения.

Вход в здание обычно фиксируется осевой композицией сквера, площадкой с декоративным покрытием из плит, фонтаном, скульптурой, цветником. Предусматривают кратчайшие и деловые транзиты от остано­вок транспорта к учебному заведению. Хозяйственную зону размещают вблизи пищеблока и максимально изолируют древесными насаждениями.

Участки для высших учебных заведений лучше отводить на перифе­рии города или в пригородной зоне, с учетом возможности комплексного размещения учебных заведений, лабораторий, опытных цехов, физкуль­турных и спортивных сооружений, а также жилых домов, общежитий и культурно-бытовых учреждений для профессорско-преподавательского состава и студентов. В тех случаях, когда в городе находится несколько высших учебных заведений, их иногда территориально объединяют в так называемые вузовские центры. Их архитектурно-планировочным центром является площадь с дворцами науки, гостиницами, общежитиями, библио­текой, рестораном, магазинами, домами быта. В целом необходимо создать эстетически полноценную среду социально-психологического комфорта.

При разработке проекта озеленения высшего учебного заведения у доминирующего здания главного учебного корпуса с ректоратом часто разбивают парадно решенный сквер, с учетом архитектуры здания и его окружения. В проекте акцентируют деловые транзиты, ведущие к главно­му входу здания, который часто оформляют цветниками, фонтанами, скульптурой. Все здания института объединяют удобными и кратчайшими дорогами. Ландшафтная организация территории должна предусматривать мемориальную зону с включением памятных аллей, исторических посадок, площади ученых, художников и других, работавших в институте.

Мемориальная зона может быть центром композиции парка, решен­ным в едином ключе с парадным сквером у главного учебного корпуса или зоной, выделенной среди парковых насаждений, или представлена ря­дом памятных знаков на различных участках парковой территории; Сельскохозяйственные и лесотехнические вузы на территории парка располагают экспериментальной базой, включающей станции механиза­ции, дендрарии, питомники, учебно-опытные поля, оранжерейно-цветочное хозяйство, цветочное хозяйство открытого грунта, парковую территорию как предмет изучения ландшафтного искусства.

Творческие вузы, типа университетов и академий искусств, архитек­турных, строительных, театральных, киноискусства и др., помимо учебных зданий на своей территории имеют мастерские- мозаичные, скульптур­ные, живописно-монументального искусства, макетные, учебные театры летнего типа и другие, которые объединяются в единую композицию пар­ковой системой

Парковая территория при вузах часто используется для общего поль­зования. В этих случаях на территории парка, в дополнение к учебной, размещают спортивную зону - площадки для тенниса, волейбола, баскет­бола, детские игровые зоны, зоны тихого отдыха.

Наши рекомендации