Озеленение территорий больниц
Больницы относятся к учреждениям здравоохранения. Такие учреждения включают сами больницы, поликлиники, амбулатории врачей общей практики, диспансеры, родильные дома, раздаточные пункты молочной кухни и т. п. Площадь зелёных насаждений, включая газоны, цветники, дорожки и площадки отдыха, должна составлять не менее 50 % от общей площади участка больницы.
Больницы могут быть общегородскими многопрофильными и районными специализированными, для детей и взрослых. К специализированным общегородским относятся больницы психоневрологические, туберкулёзные, наркологические с особым режимом пользования территорией.
Существующие больницы насчитывают много типов, различающихся в зависимости от медицинского профиля, возраста больных, вместимости.
Различают четыре системы застройки больниц: централизованную, павильонную, блокированную и смешанную.
При централизованной системе все помещения и отделы больницы, за исключением морга и хозяйственных помещений, находятся в одном здании.
При павильонной системе отделения больниц - детское, инфекционное, родильный дом, поликлиника и др. - расположены в отдельных корпусах.Такая система может быть обеспечена, если позволяют условия города, обширной парковой зоной.
Для блокированной системы застройки характерно то, что корпуса отделений больницы непосредственно примыкают друг к другу или соединяются отапливаемыми переходами. Блокированная система застройки по использованию территории близка к централизованной, только с большим количеством входов.
В практике чаще всего распространена смешанная система застройки
Строительство больниц, ландшафтная организация и благоустройство их территорий производятся согласно существующим правилам и нормам. Размеры земельных участков нервных, туберкулезных и инфекционных детских больниц должны быть на 15 % больше по сравнению с обычными нормами, что объясняется длительностью лечения - до нескольких месяцев - и проведением трудотерапии. На территориях больниц данного профиля планируются плодовые сады, огороды, цветники, парковые павильоны, навесы для занятий по народному творчеству - вышивка, вязание, макраме.
Территории родильных домов, костнотуберкулезных больниц, как правило, меньше на 10... 15 (30)%. В первом случае ввиду ограниченных сроков пребывания, в другом - учитывая малую подвижность больных.
В задачи ландшафтной организации территории входят:
-улучшение санитарно-гигиенических условий в отношении чистоты воздуха и участка, хорошей инсоляции и проветривания, защиты от ветра, шума и пыли;
-создание благоприятных условий для лечебного воздействия на больных и выздоравливающих, обогащение архитектурного облика зданий.
Больничные территории не следует размещать по соседству с промышленной площадкой, на шумных магистралях, близ остановок транспорта.
Для проезжих частей улиц, непосредственно примыкающих к территории больницы, не рекомендуется использовать организацию шумного транспортного движения - трамвай, грузовой транспорт.
Вокруг территории больницы создают защитную зеленую полосу шириной не менее 10 м. Деревья размещают на расстоянии не менее 10 м от окон палат.
Территория больницы разделяется на следующие функциональные зоны:
— зона главного корпуса больницы со сквером у входа;
— парковая зона, разделенная на мужской, женский, детский, общий секторы с лечебными процедурами или в зависимости от типа больницы с отдельными участками у больничных корпусов определенного медицинского профиля — детская, психиатрическая и т.д.;
— хозяйственная зона — кухня, подсобное хозяйство, склад, прачечная, котельная, автостоянка и т. д.;
— зона патологоанатомического корпуса.
Вход в больницу, как правило, оформляют цветниками, фонтаном, скульптурой, вазами, плиточным покрытием.
Планировка и озеленение двора должны предусматривать удобный въезд и кратковременные остановки автомобилей с больными.
Парковая зона, расчлененная на функциональные участки, определяемые системой застройки и профилем медицинского учреждения, решается в виде серии пейзажей, построенных с учетом использования их для лечебных процедур и полноценного отдыха. На территории зоны размещают площадки для лечебной физкультуры, аэрарии, солярии, дороги дозированной ходьбы (терренкуры), площадки ионотерапии, физкультурных игр - волейбол, городки, теннис, бадминтон, настольный теннис, крокет.
Для детей проектируют игровые комплексы с учетом возрастных групп.
Площадки для повседневного проведения лечебных процедур размещают ближе к больничному корпусу- с минимальным радиусом доступности, а эпизодического и периодического - на большем расстоянии. Дороги больничного сада должны представлять кольцевые прогулочные маршруты, объединяющие площадки, отдельные уголки парка и кратчайшие тропы, ведущие к площадкам, сооружениям с лечебными процедурами.
На больничной территории для лечебных целей необходимо предусмотреть:
1) защитную зону шириной 10...30 м;
2) зону для лечебных целей, из расчета на одного человека
Необходимо учитывать вредные воздействия пыльцы растений, являющейся причиной поллиноза — пыльцевой болезни, поражающей носоглотку, вызывающей насморк, кашель, головную боль, сопровождающуюся повышением температуры.
Сады для слепых. Особое место занимают сады для слепых, где отдыхают, работают, знакомятся с окружающей природой, укрепляют свое здоровье люди с частичной или полной потерей зрения. Озелененные территории для слепых создаются при больницах, школах, мастерских, учреждениях с номенклатурой сооружений и устройств, необходимых для занятий, тренировок, лечения и отдыха.
На школьной территории предусматриваются спортивные площадки, раздел для работы кабинета биологии с плодовым садом, огородом; участком лекарственных растений; вольерами для животных, птиц; классами на воздухе, лекториями; рекреациями с цветниками, фонтанами, площадками для отдыха, дорожками для прогулок среди насаждения.
В больничном саду должны быть спортивные площадки, площадки для лечебной физкультуры и аэрогелиотерапии, а также уголки для отдыха, разнообразные по композиции и назначению - для лекций, концертов, игр, тихого отдыха среди природы.
Сады для слепых имеют свои особенности, которые необходимо учитывать при проектировании. Предпочтение отдается регулярной планировке, но может быть и пейзажная. Оптимальным типом объёмно-пространственной структуры является чередование открытых и закрытых участков сада. Необходимо предусмотреть:
-высокие поребрики у дорог и площадок;
-декоративные и подпорные стенки;
- водную систему в виде журчащих ручьев, каналов с каскадами, звучащие фонтаны; вода, падающая на звучащие пластины, чаши.
Рекомендуются разнообразные приемы цветочного оформления -каменистые сады, сады длительного цветения, модульные композиции, размещение цветочных растений группами, в виде бордюров, рабаток; крупных цветников - для людей с частичной потерей зрения необходимы яркие по окраске цветы; композиции из цветущих или просто ароматных -листва, хвоя - деревьев и кустарников, посадка кустарников для привлечения птиц.
При подборе ассортимента древесных пород определяющими признаками являются такие свойства, как высота растения, форма ствола. Важное значение имеют форма и структура кроны; форма листовой пластинки; размер, форма и окраска цветков, их аромат; аромат растения в целом, а также звуковые качества - шелест листьев, поскрипывание ветвей — у ив - и т. д.
Ассортимент древесных и травянистых растений может быть разнообразным, но растения необходимо размещать чистыми по составу группами с различными интервалами, разделять по декоративным свойствам, не смешивать их ароматы и пр. Растения рекомендуется этикетировать на коде слепых с выпукло-точечным шрифтом.
На территории предусматривают самостоятельно выделенные участки — сад ароматов, сад осязаний - со специальным подбором растений и расположением экспозиции, с учетом непосредственного общения с природными элементами - растения, камни и т. д.
Учебные заведения
В состав сети учебно-воспитательных учреждений входят университеты и политехнические институты, высшие технические и гуманитарные учебные заведения, сельскохозяйственные и лесотехнические институты, институты физической культуры, техникумы и профессионально-технические училища.
В нормы площади участков средних специальных и высших учебных заведений не входят полигоны, учебные поля, ботанические сады и пр. На территориях средних специальных учебных заведений площадью от 1,35 до 4,0 га предусматривается размещение спортивного ядра и спортивных площадок, гимнастического городка и небольшой сквер для кратковременного отдыха. При объединении учебных заведений в единые комплексы со смежными территориями проектируют одно спортивное ядро на два учреждения.
Вход в здание обычно фиксируется осевой композицией сквера, площадкой с декоративным покрытием из плит, фонтаном, скульптурой, цветником. Предусматривают кратчайшие и деловые транзиты от остановок транспорта к учебному заведению. Хозяйственную зону размещают вблизи пищеблока и максимально изолируют древесными насаждениями.
Участки для высших учебных заведений лучше отводить на периферии города или в пригородной зоне, с учетом возможности комплексного размещения учебных заведений, лабораторий, опытных цехов, физкультурных и спортивных сооружений, а также жилых домов, общежитий и культурно-бытовых учреждений для профессорско-преподавательского состава и студентов. В тех случаях, когда в городе находится несколько высших учебных заведений, их иногда территориально объединяют в так называемые вузовские центры. Их архитектурно-планировочным центром является площадь с дворцами науки, гостиницами, общежитиями, библиотекой, рестораном, магазинами, домами быта. В целом необходимо создать эстетически полноценную среду социально-психологического комфорта.
При разработке проекта озеленения высшего учебного заведения у доминирующего здания главного учебного корпуса с ректоратом часто разбивают парадно решенный сквер, с учетом архитектуры здания и его окружения. В проекте акцентируют деловые транзиты, ведущие к главному входу здания, который часто оформляют цветниками, фонтанами, скульптурой. Все здания института объединяют удобными и кратчайшими дорогами. Ландшафтная организация территории должна предусматривать мемориальную зону с включением памятных аллей, исторических посадок, площади ученых, художников и других, работавших в институте.
Мемориальная зона может быть центром композиции парка, решенным в едином ключе с парадным сквером у главного учебного корпуса или зоной, выделенной среди парковых насаждений, или представлена рядом памятных знаков на различных участках парковой территории; Сельскохозяйственные и лесотехнические вузы на территории парка располагают экспериментальной базой, включающей станции механизации, дендрарии, питомники, учебно-опытные поля, оранжерейно-цветочное хозяйство, цветочное хозяйство открытого грунта, парковую территорию как предмет изучения ландшафтного искусства.
Творческие вузы, типа университетов и академий искусств, архитектурных, строительных, театральных, киноискусства и др., помимо учебных зданий на своей территории имеют мастерские- мозаичные, скульптурные, живописно-монументального искусства, макетные, учебные театры летнего типа и другие, которые объединяются в единую композицию парковой системой
Парковая территория при вузах часто используется для общего пользования. В этих случаях на территории парка, в дополнение к учебной, размещают спортивную зону - площадки для тенниса, волейбола, баскетбола, детские игровые зоны, зоны тихого отдыха.