Основные требования и правила по размещению элементов антуража и стаффажа
Элементы антуража и стаффажа в первую очередь предназначены для того, чтобы обогатить чертеж, подчеркнуть достоинства архитектурного объекта и выявить наиболее характерные его качества и свойства. По этой причине их роль дополняющая. По значимости и по степени графической проработки они не должны быть визуально приоритетными в общей графической композиции архитектурного чертежа. При изображении элементов предметной и природной среды используют особые приемы рисования, отличные от изображения подобных элементов в книжной и станковой графике или в живописной композиции.
В архитектурной графике важно не реалистическое натуралистическое изображение элементов окружающей среды, не точная их копия, а обобщенная художественная проекция, для которой характерным является условность и лаконизм изображения.
При начертании стилизованных изображений деревьев, деталей рельефа, элементов окружающей застройки, панорам и силуэтов важен контур и основные признаки образца. Чем лаконичнее изображение, тем оно острее и выразительнее, поскольку основное внимание уделено наиболее характерным и специфическим особенностям.
При изображении людей необходимо учитывать степень удаленности картин – планов. Этих планов обычно три: дальний, средний и ближний. На дальних планах люди, как правило, изображаются предельно просто и геометризированно. Визуальные характеристики здесь ограничиваются пропорциями и силуэтом. Средний план требует более подробного рисования. Здесь изображения дополняются крупными деталями, особенностями одежды, тоновыми и цветовыми характеристиками. На ближнем плане более тщательно моделируется фигура, черты лица, могут быть проработаны аксессуары .
При изображении деревьев также учитывается характер восприятия и мера удаленности. Рекомендации по изображению человека на ближнем, среднем и удаленном планах могут быть использованы и в изображениях деревьев. На дальних планах обычно рисуется лесной или парковый массив. Здесь доминирует изображение общих масс крон, часто без прорисовки стволов, с послойным упрощением удаляющихся к горизонту планов. Но даже условное и упрощенное рисование растительных форм позволяет обозначить их видовую принадлежность. Особенно это важно учитывать при рисовании деревьев переднего и дальнего планов.
Рисование деревьев можно значительно упростить, если провести простейший анализ строения их формы. Существуют «архетипические» обобщающие формы (фигуры), к которым можно отнести бесконечное многообразие деревьев и кустарников -квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, пирамида, конус, шар и др. Эти архетипические фигуры позволяют упростить процесс рисования и помогают выявить наиболее характерные видовые черты, а также сформировать графический образ разных растительных форм (ели, сосны, кипариса, пальмы, липы и др.)
3. ОПИСАНИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ-АНТУРАЖ РАСТИТЕЛЬНЫХ ФОРМ В РАЗНЫХ УРОВНЯХ НА ФАСАДЕ
На листе формата А3,намечаем поля. Отступаем от левого края листа 20 мм ,а справа, сверху и снизу по 5 мм. Выполняем элементы антуража растительных форм в разных уровнях на фасаде. На ближнем плане изображены кусты ,камни и дерево, крона выполнена штриховкой ,а ствол точками и линиями ,изображающими стилизованную кору. На среднем плане выполнены кусты. На дальнем плане схематично изображен лес с горами. Пример выполнения работы представлен на рисунке 8.
Рис.8 Антураж растительных форм в разных уровнях на фасаде.
4. ОПИСАНИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ-АНТУРАЖ РАСТИТЕЛЬНЫХ ФОРМ В ПЛАНЕ
На листе формата А3,намечаем поля. Отступаем от левого края листа 20 мм ,а справа, сверху и снизу по 5 мм. Выполняем элементы антуража растительных форм в плане. Работа состоит из дорожки, газона и из 23 стилизованных деревьев. Дорожка выложена из камней ,промежутки заполнены точками ,а газон выполнен штриховкой, которая представляет собой линии.Пример выполнения работы представлен на рисунке 9.
Рис.9 Антураж растительных форм в плане.