Композиция в технике макетирования
Особенно наглядно проявляются преимущества макетного моделирования перед графическим в процессе поиска уравновешенности композиции.
В работе над композицией происходит постоянное зрительное соотнесение одного элемента с другим, происходит восприятие напряженности, возникающей между элементами: "...восприятие напряженности, внутренней напряженности не есть дополнительный результат воображения или рассудка. Она такая же неотъемлемая часть объекта как и размер и местоположение".
"Ни один рациональный метод..., не является более удобным, чем интуитивное чувство равновесия, которым обладает человеческий глаз". Визуальное равновесие при восприятии объемно-пространственных форм – это такое расположение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении, и наоборот, "несбалансированная композиция выглядит случайной, временной, и, следовательно, необоснованной. Ее элементы стремятся к изменению своего места и формы с тем, чтобы занять положение, лучше удовлетворяющее общей структуре".
Равновесие всегда определяется зрительной осью. Большое значение осям в архитектуре придавал Ле Корбюзье, считая их началом порядка. "Представление об оси является, может быть, первым проявлением человеческого сознания. Роль оси в архитектуре – организация системы"
Особенно наглядно понятие равновесия проявляется в упражнениях на построение видов композиции, где четко раскрывается отношение массы и пространства. Положение оси равновесия меняется в зависимости от изменения массы элементов и их взаимного расположения по трем координатам.
Разберем на ряде примеров фронтальной композиции, как меняется положение оси равновесия.
Первая позиция. Два одинаковых, подобных параллелепипеда, стоящих фронтом на одной линии, образуют симметричную и уравновешенную композицию – ось равновесия проходит через геометрический центр и совпадает с осью симметрии.
Вторая позиция. Один из элементов увеличен при сохранении взаимоположения. Элементы становятся различными по силуэту и массе, они сопоставляются, сравниваются. Больший объем подчиняет меньший. Так как внимание переключается на больший объем, ось равновесия сразу смещаются в его сторону. Композиция становится асимметричной.
Чем больше разница между элементами, тем активнее ось перемещается от центра, в результате может произойти нарушение равновесия. Во фронтальной асимметричной композиции обычно зрительное равновесие ее элементов определяется положением оси в пределах примерно средней трети поля композиции. Если зрительное равновесие окажется нарушенным, т.е. ось равновесия окажется вне этой зоны, необходимо его восстановить, возвратив ось в требуемые пределы.
Третья позиция. При этом же положении элементов (на одной линии по фронту) и некотором увеличении толщины меньшего элемента приведенная масса обоих элементов становится относительно равновеликой – ось равновесия перемещается к центру и композиция снова уравновешена.
Четвертая позиция. Если меньший параллелепипед из положения первой позиции выдвинуть вперед, он сразу занимает активное положение по отношению к большему. Ось равновесия снова в центральной части композиции.
Пятая позиция. Меньший элемент находится под углом к большему и одновременно выдвинут вперед.
В результате перемещения элементов и изменения их массы ось зрительного равновесия перемещается то влево, то вправо, происходит "колебание" оси равновесия.
Аналогично строится работа над объемной и глубинно-пространственной композициями.
В симметричной объемной композиции ось зрительного равновесия совпадает с геометрической осью, проходящей вертикально через центр. Увеличение массы одного из элементов приводит к перемещению оси в его сторону и преобразованию ее в асимметричную композицию, где ось равновесия проходит в воображаемом центре и не совпадает с геометрической. В объемной композиции ось равновесия перемещается в любом направлении, а не только во фронтальной плоскости, как во фронтальной композиции. В общем случае композиция будет казаться уравновешенной, когда проекции всех составляющих ее элементов на горизонтальную плоскость (подмакетник) вписываются или почти вписываются в круг или в квадрат. Это означает, что условие объемности соблюдено. Осмотр макета сверху и со всех сторон дает возможность проверить это условие уравновешенности.
В глубинно-пространственной композиции поиск равновесия происходит уже на всей организуемой территории. Уравновешенность композиции достигается поиском зрительной взаимосвязи элементов, расположенных слева и справа относительно оси (плоскости) равновесия, идущей вдоль главного луча зрения.
Необходимо учесть, что описание работы над композицией из двух элементов дано не потому, что это простая в решении задача, а лишь из соображений большей доходчивости. Построить выразительную и целостную композицию асимметричного характера из двух элементов довольно сложно – ось равновесия в этих композициях очень чутко реагирует на малейшее изменение их массы и положения в пространстве, поэтому в поиске решения таких задач чувство равновесия должно быть особенно обострено.
Цвет в макетировании
Цвет в дизайне играет важную роль. Для того чтобы избежать неправильных визуальных толкований, психологи советуют учитывать при разработке макетов социальное расположение, а также национальные особенности восприятия цвета будущих «зрителей». Воспринимаемое визуальное сообщение благодаря цвету оказывает сильное эмоциональное противодействие на зрителя. Таким образом, удачно подобранное цветовое решение в общем композиционном построении повышает его выразительность, образность, запоминаемость.
Цвет, как будто любой элемент композиции, должен быть тщательно продуман с позиции максимального соответствия создаваемому образу. Принципом подбора цветов служит созвучие, основанная на мягких или контрастных цветовых соотношениях. Это, в свою очередь, способствует творению около зрителя состояния спокойствия, уравновешенности или, наоборот, активности, динамики, броскости.
Особенности восприятия цвета, основанные на ассоциациях, имеют право учитываться при проектировании любого объекта дизайн-графики. При условии если, к примеру, объект рекламы рассчитан на зарубежного зрителя, в таком случае должны учитываться национальные особенности восприятия цветов, чтобы избежать неправильных визуальных толкований. Замечено существование связи между цветовыми предпочтениями покупателя, а также его социальным положением. Например, «яркие, «кричащие» цвета значительно больше нравятся людям с низким достатком, в то время как большая часть людей состоятельных, достигших успеха предпочитают «сдержанные» цвета.
Эмоционально-пространственные параметры самых распространенных цветов следующие:
– желтый – визуально удаляет, повышает, расширяет, раздражает; образует ощущение тепла, сухости, легкости, рыхлости; расположение духа бодрости, веселья;
– оранжевый – визуально приближает, утолщает; образует ощущение сухости, высокой температуры; расположение духа радости;
– фиолетовый – визуально снижает, сжимает; образует oщущeниe прохлады, прочности, массивности, густоты, эмоционально лишает воли; наводит грусть;
–синий – визуально снижает, укорачивает; образует ощущение xoлoдa, влажности, плотности; утешает, сосредотачивает, успокаивает; бездеятельный, антисептический, опрятный;
– зеленый – визуально мало сужает, объединяет; образует ощущение холода; эмоционально успокаивает, уравновешивает; приятный, здоровый, натуральный;
– красный – визуально приближает, ограничивает; образует ощущение тепла, тяжести; возбуждает;
– белый – визуально раздвигает, расширяет, повышает; образует ощущение легкости а также рыхлости; эмоционально oстaвляeт равнодушным;
– черный – визуально приближает, умeньшaeт; образует ощущение угнетения тяжестью, густотой; эмоционально мастерит устойчивым; отчаяние, кончина, оригинальность, благородство, изящество, классический «стильный» окрас;
– серый – визуально ничто никак не обновляет; образует ощущение безразличия; ощущение умеренности, солидности.
Глава 2. Характеристика и описание планировочного и дизайнерского замысла