Динамическая коммуникативность как общая закономерность архитектуры Центра искусств
Коммуникативность заложена в самой основе концептуальной модели ЦИ как одна из функций искусства в целом, осуществляющего социально-культурологическую связь во времени и пространстве. Искусство, преобразуясь в систему массовой коммуникации, связывает индивидов и культурные общности в единое целое, соединяет различные поколения людей и служит передачи культурных приобретений из рода в род, из прошедших эпох в будущее, из мест локальных проявлений искусства на все культурное пространство [127, С. 123-124]. Таким образом, можно выделить особую роль искусства в развитии межкультурных связей, коммуникаций, обмена информацией и технологиями, поддерживающих творчество и трансляцию в обществе его продуктов, что является постоянной основой диалога культур.
Коммуникативность как общая закономерность архитектуры ЦИ обусловливает наличие определенной типологии универсальных коммуникационных пространств: холлы-фойе, галереи-переходы, атриумы, рекреационные зоны, «полу-интерьерные» буферные зоны.
Динамическая коммуникативность как закономерность функциональных взаимодействий в системе ЦИ описывается схемой: «Автор (А) – Произведение Искусства (ПИ) – Потребитель (П)». Эта схема характеризует процесс творчества в создании и восприятии произведения искусства – основные функциональные взаимодействия в системе ЦИ (таблица 33).
В традиционном понимании применительно к пространству для искусства схема представлена двумя типами взаимодействий. Во-первых, это связь «Потребитель – Произведение», где за Автора представительствует его творение. На ее воплощение ориентированы все исторически сложившиеся типы ЦИ: музеи, выставки, концертные залы, театры, кино, библиотеки. Во-вторых, распространено взаимодействие «Автор – Произведение», в котором Зритель участвует эпизодически. Это творческие мастерские художников, студии, «дома творчества».
В концептуальной модели универсального ЦИ осуществляются все возможные взаимодействия внутри представленной цепочки, включая взаимную смену ролей её участниками. Именно универсальность в этом аспекте порождает характерную черту современного ЦИ – наличие «пустого» пространства, предполагающего возможные будущие взаимодействия.
Рассмотрим подробнее основополагающие взаимосвязи в аспекте функционирования ЦИ. При этом для ЦИ как синтетического содружества разных видов и жанров искусства будет характерно одновременное наличие ряда подобных схем.
Традиционные связи «Автор – Произведение» и «Потребитель – Произведение» осуществляются одновременно, вступают в синергетическое взаимодействие, меняясь ролями относительно разных видов искусства. При этом их смысловая нагрузка значительно возрастает, поскольку происходит сотворчество «Потребителя», усиливается творческая коммуникация. Наряду с этим, возрастает научная и образовательная роль ЦИ, налаживаются междисциплинарные связи. Эти связи могут осуществляться на разных уровнях традиционными по типологии функциональными блоками: мастерскими и экспериментальными классами в составе ЦИ, музейными и выставочными помещениями, зрительными залами, открытыми отделами фондов и научных архивов, мультимедийными комплексами. Особое значение имеет введение универсальных пространств свободной творческой активности.
Взаимодействие «Автор – Потребитель» дополняется в ЦИ связями «Автор – Автор» и «Потребитель – Потребитель». Все они осуществляются в непосредственном общении во всей системе ЦИ – это лекции, мастер-классы, обмен мнениями, критика, совместная работа. Целесообразно выявить пространства лекционных залов, холлов, рекреационных зон, предназначенных для такого общения. Его общая направленность – творческий поиск, стимулирующий развитие искусства.
В достаточно динамичной и подвижной концепции ЦИ, где «Автор» и «Потребитель» периодически меняются ролями, относительно постоянным понятием остается «Произведение». Это обусловлено признанием абсолютной ценности произведения искусства (правда, и произведение может подвергаться экспериментальному изменению и трансформации в виртуальной реальности). «Произведение» выступает в роли коммутатора, в котором изначально заложен ген общения (автор посредством произведения общается со зрителем). При этом взаимодействие «Произведение – Произведение» осуществляется как сумма впечатлений в пространстве, времени, движении, что связано с выбором ведущего вида синтеза искусств: пространственного, временного или динамического. На объемно-планировочном уровне решение фиксируется типом композиционного взаимодействия разнопрофильных функциональных блоков, построением «сценария восприятия», организацией экспозиции с выделением ключевых экспонатов. Предельный синтез на этом уровне характеризуется созданием мега-произведения – архитектурно-пространственной среды ЦИ.