Ричард Мейер. Геометрическая концепция пропорциональной синтетической среды ЦИ
В творчестве признанного мастера неомодернизма Р. Мейера концептуальное освоение темы ЦИ закономерно связано с практическим воплощением. Р. Мейер проектирует и строит музеи современного искусства, библиотеки, информационно-образовательные, зрелищные и универсальные Центры искусств.
Истоки поэтики его произведений – авторская трансформация принципов формообразования модернизма Ле Корбюзье в закономерной взаимосвязи с супрематическими поисками мастеров авангарда. Р. Мейер овеществляет модернистскую утопию (Корбюзианскую мечту о «белом мире»), делая ее равноправным членом взаимодействия в градостроительном контексте. Жестко упорядоченное геометрическое пропорционирование взято автором за основу синтеза всех элементов комплекса ЦИ и факторов среды (таблица 26).
Многие объекты запроектированы в исторических центрах городов. При этом композиция сооружения формируется на основе выявления и анализа градостроительных решеток и внимания к контексту. В музее декоративных искусств во Франкфурте на Майне (1980-1984 гг.) архитектор включил историческое здание в структуру комплекса; пропорциональное решение фасадов новых блоков выполнено по аналогии с его архитектурой. Природное окружение органично вошло в структуру комплекса-квартала путем раскрытия внутреннего пространства: зеленые патио, организация визуальных взаимосвязей через квадратные «окна». В этом проявилась еще одна особенность архитектуры ЦИ Р. Мейера – внимание к освоению природного контекста. В свою очередь, архитектура также активно внедряется в парковое окружение, упорядочивая его: открытые галереи, террасы, колоннады.
В творчестве автора сформировалось несколько типологических моделей ЦИ на различных уровнях градостроительного масштаба. Развитый в пространстве комплекс от квартала до мини-города искусств представлен музеем декоративных искусств во Франкфурте на Майне и Гетти-центром. В рамках этой модели новые объекты частично воспринимают характер окружающей застройки и гармонируют с природным окружением. Искусство в гармонии со средой – среда искусства – искусственная среда – подход, характерный для архитектуры второй половины ХХ века (средовой подход постмодернистов, региональная архитектура – природа в творчестве японских архитекторов).
Отдельный скульптурный объем,сформированный на основе идеализированной «модернистской коробки» воплощен в музее современного искусства в Барселоне (1995 г.) и в центре творчества «Атенеум» (США, 1975-1979 гг.). Рационально организованное внутреннее пространство определяет лаконизм объемно-планировочного решения. При этом введение контрастных по геометрическим характеристикам объемов и деликатная модернистская аранжировка фасадов определяют облик законченного художественного произведения. Этот подход можно трактовать как продолжение традиции модернизма в авторской обработке.
Лаконичная циркульная форма как основной элемент комплекса явилось определенным типологическим открытием Мейера, имеющим при этом целый ряд предшественников и аналогий – начиная от амфитеатров Древней Греции и Рима до новаторской спирали Райта. Идеальная и завершенная форма сразу определяет доминирующую роль сооружения в среде. Более того – наличие зафиксированного композиционного центра позволяет Центру искусств быть организующим элементом в градостроительном, архитектурно-художественном и социальном аспектах – здание-магнит, здание-ориентир, здание-центр (музей «высокого» искусства в Атланте, 1983 г., здание центра истории искусств в комплексе Гетти).
Образный строй ЦИ Р. Мейера – удачное соединение авторского стиля и специфики произведения. «Белая архитектура»стала визитной карточкой авторскогостиля. В обращении к теме Центров искусств форма и содержание достигли максимального синтеза в рамках этого подхода. Нетронутый белый лист, ожидание вдохновения, иллюзия всеобъемлющей пустоты, в которой звучит произведение или первые поиски в макетировании – вполне подходящие метафоры для центра творчества. Кроме того, прочитывается обращение к супрематическим поискам начала ХХ века и следованиям постулатам Корбюзье, что вполне самоценно для современного искусства. Метод геометрического пропорционирования на основе ортогональной решетки применяется на всех уровнях: от организации схемы объемно-пространственной композиции до аранжировки плоскости фасада здания.
В обобщенном виде геометрическая концепция пропорциональной среды ЦИ представляет систему подходов:
- синтетический подход к организации архитектурной среды на основе геометрического пропорционирования;
- организация комплекса ЦИ на разных уровнях градостроительного масштаба: объект, квартал, мини-город;
- использованиеидеальной и завершеннойциркульной формы ЦИ, определяющей доминирующую роль сооружения в градостроительном, архитектурно-художественном и социальном аспектах: здание-центр, здание-магнит, здание-ориентир;
- синтез рациональнойорганизации пространства и концепции образного решения в русле модернистской традиции Ле Корбюзье;
- супрематический подход к композиционному построению, определяющий философию скульптурного формообразования;
- использование универсального языка чистой геометрии;
- «белая архитектура»как воплощение синтеза формы и содержания Центра искусств на уровне образных метафор;
- Центры искусств как творческая лаборатория стиля.