Формирование пространства для искусства в аспекте эволюции
В разные цивилизационные эпохи различные объекты выступали как центры творчества: древнегреческие акрополи и агоры, римские форумы и амфитеатры, культовые сооружения древности. С древних времен существовали как специализированные сооружения для творчества, так и примеры приспособления или временного использования пространств: городских улиц и площадей для ритуальных и праздничных шествий, карнавалов, цирковых представлений. Развивались творческие мастерские и объединения, включающие совместное творчество и обучение мастерству. В разные периоды сменялись типы творческих союзов: ботеги; «братства» художников, музыкантов, артистов; собрания деятелей искусств при дворах высокопоставленных особ.
Центр искусств (далее ЦИ) – комплекс пространств для разнородных видов искусства, созданный на основе синтетичности, универсальности и коммуникативности. Современные ЦИ формируются двумя путями: по принципу развития от существующего специализированного здания, предназначенного для монофункуции, к многофункциональному, синтетическому комплексу; и путем нового строительства на основе выбора функциональной программы. В процессе складывания архитектуры современного ЦИ в его структуру включались сложившиеся типы культурно-просветительских и зрелищных зданий: кинотеатры, концертные залы, клубы, театры, цирки, музеи, выставки; информационные комплексы (библиотеки и медиатеки); а также образовательные учреждения (школы искусств) и творческие мастерские (ателье, студии).
В ХХ веке ядром формирования пространства ЦИ стал музейно-выставочный комплекс, объединивший исторически сложившиеся типы зданий: художественный музей, галерею, салон.
Музей (лат. museum, от греч. museion – храм муз) – научно-исследовательское и просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение, экспонирование и популяризацию произведений искусства…, систематизированных определенным образом [6, С. 366-367]. Зарождение музеев восходит к древности (афинская пинакотека на Акрополе, Александрийская библиотека); произведения искусства показывались в термах Древнего Рима; хранились в ризницах церквей и монастырей средневековой Европы. История ныне существующих старейших художественных музеев восходит к концу 15-16 в. (музеи Ватикана, Уффици, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея, Оружейная палата в Московском кремле); в 18 веке заложена основа коллекций Кунсткамеры и Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Формирование основных музеев Европы и США относится к концу 19 в., что сопровождалось осознанием их общественно-воспитательной роли и открытием доступа к коллекциям монархов: Лувр был превращен в художественный музей в 1791 году, Прадо – в 1819, Эрмитаж – в 1891 г. Многие художественные музеи с самого начала своего формирования трактовались как общедоступные – Британский музей (основан в 1753 г.) и Национальная галерея (1824 г.) в Лондоне, Метрополитен-музей в Нью-Йорке (1872 г.), Третьяковская галерея (передана Москве в 1892 г.), Русский музей в Санкт-Петербурге (открыт в 1898 г.), музей изящных искусств в Москве (1912г.).
Галерея (ит. galleria) – специально устроенное помещение для обозрения произведений искусства; государственное, общественное или частное предприятие, постоянно занимающееся экспонированием, хранением, изучением и пропагандой искусства [6, С. 115-116].
Неслучайной представляется многозначность слов, обозначающих пространство для искусства. Так, «салон» (фр. salon; ит. salone, от sala зал) – первоначально, в 15-17 вв., большое парадное помещение в итальянском дворце (позднее также в особняках и дворцах других стран), предназначенное для приемов, собраний, концертов; литературно-художественный кружок, собирающийся в частном доме; зал, помещение для экспонирования и продажи произведений искусства; периодическая публичная выставка произведений современного искусства [6, С. 533].
Театр (от греч. théatron – место для зрелищ; зрелище), род искусстваили пространство для зрелищ.Античные открытые театры, театры с портальной глубинной сценой, родившиеся в эпоху Ренессанса, елизаветинский английский театр, различные формы народного театра служат истоками современных форм спектакля. Складывание системы театральных жанров привело к формированию драматических, оперно-балетных, детских, кукольных театров. Концертные залы не имеют давних традиций: концерты давались в дворцовых залах, в специальных залах ратуш и клубов; церковная музыка исполнялась в церквях и соборах. Основной композиционно-типологический признак театрально-концертного здания – наличие сценографического узла: сцены (ядро сценического комплекса) и зрительного зала (ядро зрительского комплекса). Здания кинотеатров, клубов, цирков, киноконцертные залы, имея специфические черты, развиваются на базе этого принципа [1, С. 218-219].
Школа (лат. schola, от греч. scholē) – длительное художественное единство, преемственность традиций, принципов и методов. В греческом языке и латыни термин «школа» обозначал как учебное заведение, так и философское направление последователей одной школы. Понятие школы традиционно ложится в основу систематизации искусства, обозначая концептуальные, стилистические, хронологические, географические, национальные границы творческих направлений [6, С. 691].
Школа искусств организует комплекс пространств для образовательной деятельности в сфере искусства: изучения истории и теории искусств; освоения творческих методов и приемов мастерства; а также смежных дисциплин для формирования полноценной творческой личности. Школы искусств существуют на всех ступенях образования и несут закономерное синтетическое начало.
Библиотека(греч. bibliothēkē, от biblíon – книга и thēkē – хранилище), культурно-просветительное и научно-вспомогательное учреждение, организующее общественное пользование произведениями печати. Библиотеки систематически занимаются сбором, хранением, пропагандой и выдачей читателям произведений печати, а также информационно-библиографической работой. Современный характер хранения и передачи информации несет синтезирующий потенциал, активно используемый для трансформации традиционных подходов и формирования информационных комплексов нового типа – медиатек.
Творческая мастерская (англ. studio, фр. atelier, нем. werkstatt) понимается в двух значениях. Во-первых, это помещение (ателье), предназначенное для работы живописца, скульптора или графика, с необходимым оборудованием (мольберт, скульптурный, печатный станок), стеллажами для хранения работ, специальным (желательно верхним) освещением. Во-вторых, это класс, состав учеников, занимающихся у одного художника-педагога, так или иначе развивающих в своем искусстве его творческие методы [6, С. 325-326]. В исследовании (применительно к ЦИ) приоритетно понимание мастерской (студии) как специализированного пространства для конкретного вида творчества (индивидуального или коллективного), а также процессов обучения в сфере искусства. Эти позиции нашли отражение в современной типологии архитектурных объектов для творчества: художественные, скульптурные, музыкальные, хореографические, театральные, дизайнерские, архитектурные, студии и мастерские.