Субстанционально-функциональное понимание прекрасного.
Любой объект объективно находится в двояком положении, в отношении к мере своего и мере человеческого рода. Поэтому эстетическое значение – это не характеристика объекта и не характеристика человека, это характеристика их отношений, их единства в системе «предмет-человек».
Основу такого понимания заложил К. Маркс. Он писал: «практическое создание предметного мира, переработка неорганической природы есть самоутверждение человека… Животное строит только сообразно мерке и потребностям того вида, к которому оно принадлежит, тогда как человек умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету присущую мерку[1], в силу этого человек строит так же и по законам красоты»[2]
Ссылки на некие объективные «законы красоты» мы постоянно встречаем как в эстетической так и в «архитектурной литературе». Однако, понимание глубинного смысла этих законов, вытекающее из предыдущего текста, широко не осознается. Значение этого марксистского положения в области теории архитектуры отмечалось Г. Б. Минервиным /93/, к нему подходят и другие исследователи.
В эстетике идея Маркса получила дальнейшее развитие. «Деятельность общественного человека…, с необходимостью оказывается так же творчеством по законам красоты. Эти законы объективно даны человеку, так как совпадения его меры с мерой вещей, его единство с деятельность не порождено сознанием, а дано как внешнее. Поэтому прекрасное – это не то, что соответствует сознанию человека, его представлению о прекрасном…Прекрасное – любое творение человека, в котором вскрываются и высшие возможности природного материала, его мера, и со всей полнотой выявляются потенции человека-творца и человеческое творение вещи. И, наоборот, объективно безобразно то, в чем мы видим несоответствие человеческой и предметной меры»/98-131-132/.
Отношение меры предмета и меры человека не зависит от сознания, существует объективно, оно не сводится к симметричности, пропорциональности, ритму, соразмерности, гармоничности и пр., а является функцией отношения предмета к своему и человеческому роду.
Идея о единстве различных сторон архитектуры в процессе формирования ее эстетических качеств развивалась с развитием архитектуры. Однако, анализируя рассуждения и теоретиков и практиков в большинстве текстов встречаем ссылку на единство утилитарного, технического и эстетического в архитектуре, само же эстетическое в большинстве случаев связывается с композицией, гармонией, соразмерностью и т.д. Вне достаточно ясного понимания того, что композиция выступает средством гармонизации именно «меры предмета» и «меры человека».
Используя принцип поляризации попытаемся и дальше расчленить на составляющие эти категории.
Самое общее, что характеризует все, что связано с предметной стороной архитектуры, имеет две противоположные стороны.
Вторую природу, созданную человеком и естественную природу, которую архитектор не может не учитывать на разных этапах творческого процесса, начиная, скажем от концепции «органической архитектуры» Райта и кончая учетом конкретного рельефа, инсоляции и т.д. в проектном процессе.
Более коротко эти противоположности можно обозначить как искусственные и естественные системы.
Искусственные системы связаны с эксплуатацией и строительством архитектурных объектов и определяют инженерный принцип архитектуры.
В свою очередь, естественные системы связаны с факторами живой и неживой природы и определяют экологический принцип архитектуры.
Мера человека поляризуется на психофизические факторы и определяет эргономический принцип архитектуры и социальные факторы.
Социальные, в свою очередь, представлены системой потребностей - социальный принцип и системой возможностей – экономический. Эти же принципы органично вытекают при рассмотрении социальных требований, которые предъявляет архитектуре общество.
Собственно полезность – т.е. удовлетворение утилитарных потребностей человека – определяет социальный принцип. Функциональное совершенство т.е., соответствие инженерно – технологическим условиям строительства и пользования архитектурных объектов – определяет инженерный принцип. Удобство – соответствие сооружения анатомическим, физиологическим и психологическим характеристикам человека – определяет эргономический принцип.
Экономическая целесообразность как сбережение живого овеществленного труда – экономический принцип. Красота как соответствие сооружения эстетическим закономерностям определяет эстетический принцип.