Интегративные направления новейшей архитектуры
Из проведенного анализа и обобщения профессиональных методов мастеров новейшей архитектуры следует вывод, что в индивидуальном творчестве происходит соединение разнородных контекстов на основе личностных качеств и художественного мира архитектора. Поле творческой индивидуальности автора определяется системой персонального мировоззрения, творческой концепции, стиля и художественного языка. При этом художественное начало выступает фундаментальным критерием, определяющим качества среды, жизнеспособность авторской концепции и ценность произведения. Художественная интеграция осуществляется в процессе творчества архитектора и воплощается в завершенном целостном произведении архитектурного искусства.
Архитектурно-художественная интеграция сопутствует полиинтеграционным тенденциям, которые формируют актуальные направления: социальная активация и адаптация, интерактивность и сценарность, медийность и виртуальность, «игра» и провокативность, художественная символичность и зрелищность, иллюзорность и театральность, экологичность и устойчивая архитектура, концептуальность и междисциплинарность. Все перечисленные тенденции имеют свою специфическую направленность и, вместе с этим, пограничный метапотенциал, проникая в пространственно-временное, художественное и персонально-личностное «поля» на всех уровнях коммуникации: автор – (произведение – среда) – адресат.
Для рассмотрения персонального творчества архитекторов в ситуации постоянно меняющегося многополярного мира мы обратились к метафоре поля контекстуальных факторов, информационных потоков, междисциплинарных взаимодействий, художественных откликов, эмоциональных и смысловых взаимосвязей. Проведенный анализ показал особую роль персонально-личностного поля, которое формирует условия для творческого импульса рождения произведения, объединяет разноликие контексты и художественные начала в систему авторской архитектурно-художественной интеграции. Таким образом, разработка концепции художественной интеграции является актуальной для авторского творчества современных архитекторов и для новейшей архитектуры в целом как путь решения проблемы художественной, теоретической и средовой разобщенности.
Обобщая ряд современных концепций, можно сделать вывод, что объекты культурной сферы наиболее часто становятся яркими проявлениями индивидуального авторского языка архитектора, творческого стиля мастера. Современный город наполняют различные архитектурные пространства для искусства: музеи, галереи, выставочные залы, центры искусств, театры, концертные залы, медиатеки, центры творчества, школы искусств, мастерские художников, открытые городские пространства – форумы и амфитеатры [91]. Состав и количество пространств для развития искусства постоянно меняется и обновляется. Помимо функционального синтеза интеграционные взаимодействия, как правило, охватывают их концептуальное ядро, технологическую начинку, образный и символический строй, находят выход в окружающую пространственную среду. Широкое распространение получили «градостроительные» концепции, трактующие произведение как художественный и средовой ансамбль, который объединяет систему функциональных зон по видам искусства, систему коммуникаций и сценариев пространственного восприятия, символическую структуру пространства, систему рекреации и озеленения и систему взаимосвязей с внешним контекстом.
Диалогическая концепция архитектурно-художественного синтеза перешагивает границы архитектурного объема, активно проявляясь в организации открытых рекреационных пространств города: парков, скверов, площадей, форумов, бульваров. Так, многочисленные европейские примеры ориентированы на игровую концепцию взаимодействия приемов ландшафтного дизайна, скульптуры, элементов монументального искусства, архитектуры временных павильонов, дизайна городской среды (знаковая городская мебель, «городская игрушка», тематические экспозиции). Спектр подходов в современном проектировании широк: от философской притчи или интеллектуального ребуса до архитектурной шутки, иронии. Показательно, что концепция красных павильонов «фоли», организующих пространство в парижском парке Ля Виллет, архитектора Б. Чуми стал классикой архитектурной философии. Обращаясь к концепции игры, архитекторы ищут непосредственного контакта с потребителем, придавая дополнительную социальную привлекательность объекту и новый уровень демократичности и открытости и коммуникативности архитектурного пространства.