Фернандо Ромеро. Концепция дизайна скульптурной формы
Формотворческая концепция Ф. Ромеро занимает пограничное положение с линией архитектурного дизайна (табл. 44). Она основана на репрезентации крупной скульптурной формы, как правило, нелинейной геометрии, созданной с использованием параметрических методов моделирования в русле актуальной «вычислительной парадигмы»[225 , с. 418-426].
Эмоционально-образная сторона авторского творчества ярко воплотилась в музейных зданиях, среди которых наиболее показательным примером служит новый музей «Сумайя» в Мехико (2005-2007 гг.). В музее разместилась одна из наиболее значительных частных коллекции О. Родена, а также более двадцати частных коллекций произведений искусств XI-XX веков латиноамериканских и европейских авторов, что стало смысловой и метафорической основой архитектурно-художественной интеграции. Сложная пластичная форма обладает многомерной символичностью, с одной стороны продолжая актуальные бионические и цифровые стратегии архитектурного формообразования, а с другой отсылая к композиционным методам и праосновам скульптуры: круговому движению; динамическому равновесию масс; приемам сдвига, вращения, скручивания. Биомимметические структура «чешуйчатой» оболочки воспринимается далеким, но существенным, отголоском антропометрическим принципам работы великого скульптора.
Бюро «YUNAYA». Междисциплинарная интеграция информационной культуры, технического творчества и городского активизма
Отечественное архитектурное бюро «YUNAYA» представляет актуальную версию художественной интеграции в реалиях информационной культуры и технического творчества. На базе мастерской сформирована мультидисциплинарная группа архитекторов, дизайнеров, скульпторов, медиа- и видеохудожников, разработчиков интерфейсов, программистов, которые совместно работают над создании обновленного художественного образа архитектурной среды, художественных инсталляций, интерактивных скульптур, приложений дополненной и виртуальной реальности.
Своей первоочередной миссией молодые архитекторы считают гуманизацию пространства с помощью концепции света, представленной световыми инсталляциями – световые проекции и световые облака в интерьерах и экстерьерах, светящиеся скульптуры и принты, дизайнерские светильники и детали интерьера. В дизайнерской реновации силосной башни на «Городах» паттерн светильников рождает ассоциации со звездным небом. Неслучайно, что творчество группы коснулось проекта возрождения Космической галереи, отсылающей к легендарному прошлому павильона «Космос» на ВДНХ. Для одного из общественных интерьеров ребята предложили своеобразный световой косяк стилизованных китов, «проплывающих» сквозь пространство атриума. Интересен концептуальный дизайн светильника на основе структуры атома водорода, взятой из художественного прочтения ныне доступной человеку фотографии атома.
Еще одной областью самореализации и эксперимента являются для группы популярные фестивали под открытым небом, такие как «Города», «Архферма» или прошедший в 2013 г. Конкурс «Микродом». Имея прозрачные стены из поликарбоната, их объект открыт в окружение и свету. «YUNAYA» участвует в оформлении праздничных мероприятий – по их проекту была создана феерическая и иллюзорная среда модного карнавала-маскарада на тему «Сон в летнюю ночь».
Линия социальной архитектурной активации уже имеет значительную популярность и плотно соприкасается со сферами управления, экономического планирования и медиа. Так, архитектор Олег Дроздовиз Харькова свою лекцию «Обстоятельства» строит на том, что сегодня проектировщик участвует в формировании гражданского общества. Деятельность архитектора основана на том, что он должен формировать социальную задачу на грани вызовов различных общественных групп и выражать социальные цели общества. Поэтому для современной архитектурной практики важно понимание (социального) процесса и стиля жизни (социальной группы, семьи и т.д.) – «lifestyle». Архитектор интегрирован в социальные стратегии, он человек, который видит идентичность в гибкости жизненных сценариев.
Линию социально ориентированного дизайна в новейшей архитектуре можно воспринимать как «облегченную» составляющую более крупной архитектурно-социальной стратегии, опирающейся на исследования и урбанистическое планирование. Закономерно, что оба эти направления имеют общий круг последователей и единую основу интеграционных полей.