Ю.И. Кармазин. Интегративная методология современного архитектора
Ю.И. Кармазин в уже затронутом в первой главе исследовании «Творческий метод архитектора. Введение в теоретические и методологические основы» высказывает ценную идею последовательных стадий синтеза в процессе восхождения от конкретного к абстрактному, в котором особую роль отводит теоретическому синтезу, теоретический синтез второго этапа можно охарактеризовать как «легитимный, торжествующий теоретический синтез». Происходит окончательное восхождение от конкретного к абстрактному. Автор рассматривает свой метод как совокупную принципиальную модель работы архитектора, открытую индивидуальным трансформациям, в чем изначально заложена основа его гибкой интегральности (табл. 2).
Ю.И. Кармазин подчеркивает необходимую целостность и идентичность метода, связанную с личностью архитектора: индивидуальный творческий метод невозможно в полной мере заимствовать или применять как некую унифицированную схему – метод рождается согласованно с процессами становления мировоззрения личности. Именно поэтому следует поддержать мнение ученого о необходимости акцентирования персонально-личностного измерения в вопросе развития профессиональной методики.
За отправную точку обращения к методу ученый призывает считать, в первую очередь, реальные потребности социума в данный период, что находит отражение в утверждении принципа «исходного импульса». Ученый утверждает, что «в методе архитектора должны быть синтетически реализованы основные созидательные задачи множества методов», используемых в науке. В работе предлагается модель творческого метода, включающая совокупность следующих «константных единиц метода архитектора»: среда, социально-экономические условия, идеология и мировоззрение, личностная характеристика архитектора, «метод», культура проектного мышления, проектная модель, профессионализм, аксиология культуры, «архив», практика, теория, рефлексия. При этом под «методом» автор понимает сами механизмы и организующие связи проектного моделирования, его алгоритмическую основу и эвристические возможности.
С позиции нашей темы художественной интеграции среди перечисленных позиций важно выделить аксиологию культуры и рефлексию как возможности межкультурных связей. Действительно, аксиологический аспект Кармазин рассматривает как своего рода интеграционный фактор «трансляции ценностей культуры в творческую деятельность», открывающий возможности ассоциативно-символического поля на основе ноосферного подхода. Вопрос рефлексии, как и культурной аксиологии, автор тесно связывает с возможностями человека в созидании духовно наполненной среды. «Рефлексия – это работа мышления на всех уровнях: аналитическом, обобщающем, синтезирующем, творящем», – пишет ученый, отмечая также и значимость интуитивного мышления.
Ю.И. Кармазин выстраивает свой метод, отталкиваясь от утвердившегося в архитектурной науке подхода Б.Г. Бархина: «Творческий метод архитектора представляет собой своеобразный синтез методов художника, ученого и инженера» [120]. Действительно, работа зодчего интегрирует все эти три направления творческого сознания. Художественное здесь выражено субъективными факторами автора-творца, его предвидениями и интуитивными озарениями; инженерная позиция опирается на логику и расчет, а метод ученого всегда выявляет концептуальную позицию, используя анализ, синтез и обобщение. Критически анализируя заявленную опорную триаду с позиций диалектики авторских понятий «архива» и «арсенала» как накопительного и деятельного начал метода архитектора соответственно, Ю.И. Кармазин приходит к выводу о необходимости введения четвертого ориентира – философско-мировоззренческого аспекта.
Именно мировоззренческий аспект, по мнению ученого, выступает основным синтетическим началом, позволяющим обозначить главный вектор творчества в каждой заданной ситуации проблемного поля, и становится опорой согласованности художественного, научного и инженерного начал [120, с. 78]. Другими словами, в теории Ю.И. Кармазина философско-мировоззренческий аппарат (позиция архитектора) является ведущей синтезирующей силой, соединяющей «разнохарактерные компоненты в осмысленную и целенаправленную целостность». Таким образом, Ю.И. Кармазин выстраивает методологию, близкую синергетическому мировоззрению в своей метасистемности.