Город как место пространственно-временной интеграции
Пространство современного города предстает в сложном переплетении различных культурных, исторических и социально детерминированных слоев – это подвижное многомерное единство времени и места; места и события; события и человеческой личности. Периодическое влияние интеграционных и аналитических тенденций в среде города многообразно, что отражает вечную пульсацию социальной, нравственной и духовной жизни человека. Традиционно за многообразными явлениями синтеза закрепилось явное созидательное значение, выраженное в ряде терминов и понятий: объединение (единство), обобщение (общее), целое (цельность), сумма и пр.
Интеграционные взаимодействия с древних времен являются одними из базовых законов и методов формирования архитектуры: это единство классических составляющих триады Витрувия; сложные процессы «накопления» и обобщения в зарождении и развитии архитектурных стилей; синтез идентичностей места и времени; синтез искусств в архитектуре; сумма метафор и исторических цитат в формировании образа; междисциплинарные связи в концептуальном проектировании. Произведение архитектуры достигает наибольшей цельности, когда выстраивается путем многомерного синтеза, объединяющего авторскую концепцию и социальные запросы, функциональные и художественные посылы, конструктивную и технологическую правду, дух места и ощущение времени.
Научно-теоретический ракурс проблемы взаимодействия архитектуры и искусства в целом связан, в первую очередь, с поиском «места» архитектурного творчества в системе искусства. Как известно, разные исследователи выстраивают классификации видов искусства по различным критериям: по первичному выразительному языку (Э. Сурио), по способу бытования художественной формы (М.С. Каган), по степени прикладного значения. Архитектура трактуется и как пространственный, и как пространственно-временной вид искусства; искусство, возвышенное в своем духовном поиске, и прикладное, созидающее материальную среду жизни человека. При этом одно утверждение незыблемо: архитектура – искусство синтетическое по своей природе. Наиболее наглядно тема единства архитектуры и искусства раскрывается через идею синтеза, глубоко укорененную в истории культуры.
Обратимся к архитектурно-художественному синтезу как к актуальной концепции понимания городского пространства, которая представлена целым рядом авторских проектных методов. В этом ракурсе творческая концепция становится синтезирующим ядром в междисциплинарном культурном и научном пространстве, а также в контексте среды города. С определенной долей условности будем понимать термин «художественное» как совокупность личностного мироощущения и способов его воплощения в материальной действительности, как меру духовного наполнения, авторской идентичности архитектурного творчества, возводящего его в ранг искусства.
Концепция архитектурно-художественного синтеза раскрывается в городском пространстве по различным взаимосвязанным направлениям: средовому, функциональному и образно-символическому. Важно отметить, что интеграционная многослойность содержит «ген коммуникативности», рождающий диалог, а архитектурно-художественный синтез становится его средством: архитектора-автора и адресата (реального или потенциального); архитекторов различных школ, направлений, убеждений; архитектурных объектов в городском пространстве (современных и исторических) [93].
Таким образом, в структуре городского контекста архитектурно-художественный синтез проявляется, прежде всего, эволюционно – как сложное целое следов прошлого и современности – и как программное использование вещественных памятников старины, воспоминаний и исторических мотивов в концепции, структуре, образе нового архитектурного произведения. Наслоения времени, эпох и стилей воспринимаются на примере города как разновременного «живого» образования. Возможность считывать эти «коды» определяет глубину понимания места, его традиций, являясь показателем культуры социума. Это процесс культурно-исторической идентификации, связанный с поиском архетипизированных знаков и символов, определенного «генотипа» обитаемого пространства. В этом аспекте архитектура вплотную взаимодействует с категорией времени, а архетип выступает как форма архитектурной памяти. Архитектор, проживающий историю места, интерпретирующий время в своем произведении, вступает в диалог не только с современником или потомком, но и с предшественником, не нарушая вечную связь времен.
В типологическом плане пространство современного города наполняют различные объекты сферы культуры и искусства: музеи, галереи, выставочные залы, центры искусств, театры, концертные залы, медиатеки, центры творчества, школы искусств, мастерские художников, открытые городские пространства – форумы и амфитеатры. Состав и количество пространств для развития искусства постоянно меняется и обновляется. Помимо синтеза функционального интеграционные взаимодействия, как правило, охватывают их концептуальное ядро, технологическую начинку, образный и символический строй, находят выход в окружающую пространственную среду. Объекты культурной сферы наиболее часто становятся яркими проявлениями индивидуального авторского языка архитектора, творческого стиля мастера.
Образно-символический синтез раскрывается в многообразии взаимосвязанных подходов к формированию художественной концепции и образа архитектурного произведения. Коммуникативная функция данного вида архитектурно-художественного синтеза осуществляется путем вовлечения адресата архитектуры в смысловое и символическое поле авторского замысла, наполненного авторскими концептами, метафорами, образами. Особое значение при этом имеет выявление интегрирующей роли объединяющего и ведущего образного начала (начал), в качестве которого (которых) может выступать культурный или исторический контекст, индивидуальный язык и стиль мастера, а также тот или иной вид искусства: музыка, театр, кино, фотография, живопись, графика, скульптура. Распространение получили приемы «театрализации» архитектуры, ориентированные на современное «общество спектакля» (по определению Ги Дебора) [40, с. 130].
Попытаемся проследить на современных европейских примерах, насколько «ген синтетичности», интегративные качества охватывают произведение архитектуры от концепции до реализации, связывая средовые, функциональные и художественные посылы в единое архитектурно-художественное целое.
Здание форума в Мадриде архитекторов Ж. Херцога и П. де Мерона выстраивается по принципу многомерного интегрального синтеза, который объединяет деятельностный, средовой, культурно-исторический и образно-символический. Как отмечалось выше, объект интегрирует различные городские идентичности в единую образно-символическую систему. Пространственная структура объекта театральна – сценарий внутреннего пространства разворачивается вокруг скульптурной лестницы, объединяющей все залы.
Совокупная граница формы, интегрированная поверхность архитектурного объекта, как это часто встречается у данных авторов, представляет игровую сборку разнохарактерных фактур и приемов (традиционная кирпичная кладка, гладкая металлическая облицовка, сетчатая оболочка и «ковер» вертикального озеленения), что подчеркивает «коллажный» принцип организации объекта. Архитектура в единстве функциональных, пространственных, технологических и выразительных составляющих раскрывает свою «театральную» природу, демонстрируя «коллажную технику» архитектурно-художественного синтеза; становится архитектурным «спектаклем», ориентированным на своего зрителя.
Многомерное интеграционное «поле» взаимодействия пространств, времен, людей, концепций, художественных явлений и технологий структурируется по базовым слоям интеграции: средовому, деятельностному, концептуальному и универсальному. Сантропоцентрической точки зрения городской организм развивается как организованное пространство жизнедеятельности – среда. В свою очередь среда складывается во взаимопроникновении природного и искусственного начал, в постоянном диалоге культур, искусств и профессиональных интересов, в сосуществовании разной архитектуры. Художественное начало задействовано в каждом элементе многополярной системы, рождая целостный художественный образ города в творчестве архитектора, в сознании адресата, в произведении архитектурного искусства. Течение времени определяет вечную диалектику традиций и новаторства, что находит отражение в пространственно-временных концепциях архитектурно-художественной интеграции и коммуникации.
Диалогическая концепция архитектурно-художественного синтеза своеобразно проявляется в организации открытых рекреационных пространств города: парков, скверов, площадей, форумов, бульваров. Так, многочисленные европейские примеры ориентированы на игровую концепцию взаимодействия приемов ландшафтного дизайна, скульптуры, элементов монументального искусства, архитектуры временных павильонов, дизайна городской среды (знаковая городская мебель, «городская игрушка», тематические экспозиции). Обращаясь к концепции игры, архитекторы ищут непосредственного контакта с потребителем, придавая дополнительную социальную привлекательность объекту и новый уровень демократичности и открытости. Показательны современные рекреационные пространства Барселоны: парки Диагональ Мар и Пабл Ноу, отдельные фрагменты городского благоустройства.
Принципы протофункционализма играют далеко не главную роль в коммуникативном аспекте. Широко применяемый образно-символический подход к формообразованию (часто индивидуальный авторский) в своей предельной форме рождает архитектуру на уровне знака, символа без развернутой функциональной программы. Вероятно, в этой связи уместно говорить о граничной форме бытования архитектуры, в которой она сродни концептуальному искусству. Спектр обозначенных подходов в современном проектировании широк: от философской притчи или интеллектуального ребуса до архитектурной шутки, иронии, «игрушки».
Концертный зал города Порто (CasadaMusica, 2005 г.) по роекту Р. Кулхаса (табл. 16) ведет многомерный диалог со средовым окружением и с человеком. Архитектурный образ программно лишен узнаваемых исторических и стилевых аллюзий, а масштаб и форма объекта делают его одновременно доминантой-символом и выросшим до масштаба дома элементом городского дизайна. Структурная организация объекта подчинена характерному для Р. Кулхаса принципу «траекта» – непрерывной системы общественных коммуникаций в виде лестниц, платформ, террас и эскалаторов, связывающих все функции в единый организм [192, с. 364]. Этот замкнутый снаружи каменный «кристалл» внутри оказывается дружелюбным собеседником, не обделенным музыкальными данными.
Национальный музей искусства XXI века в Риме «MAXXI» (конкурс 1998 г., строительство: 1999–2010 гг.) ярко воплотил авторскую концепцию архитектурно-художественного синтеза З. Хадид. Функционально здание является интегрированным Центром искусств: оно объединяет постоянную экспозицию, выставочные площадки, концертные и театральные залы, кинотеатр, архивы (фото, видео и архитектурный), библиотеку, комплекс учебных аудиторий, а также книжный магазин. Активно применяются современные приемы трансформации, с помощью которых можно разделять единое пространство на небольшие галереи. Общая объемная композиция комплекса тонко реагирует на окружение: в ее изгибе прочитывается влияние реки, остроумно завершается геометрия прилегающих улиц. Экспрессия образного решения усиливается по мере погружения в ткань объекта. Так, внутреннее пространство музея изначально приобрело черты произведения искусства, став самодостаточным зрелищем, спектаклем, архитектурным шоу, гипнотизирующим зрителя. Он погружается в пульсирующее силовое поле, «пространство сна», как будто окутанное материализованными потоками подсознания – убедительная метафора искусства XXI века в современном представлении. Энергетический накал заряжает окружение, проявляясь в ярких, игровых элементах дизайна среды.
Скульптурность объекта, характерная для творческого почерка мастера, в этом произведении дополняется выявленной графичностью. Эстетика интерьера построена на контрастном взаимодействии черных и белых поверхностей, световых прорезей, которые струятся и переплетаются, визуально искривляя пространство. Черно-белая гамма интерьера дополнена красными штрихами подвесных элементов. Массив необработанной бетонной поверхности нейтрального тона помогает посетителю хотя бы частично сохранить привычные пространственные координаты.
Таким образом, одним из основных средств архитектурной выразительности здания музея становится ожившая в пространстве линия, дополненная ахроматическим колористическим решением. Образно-символический аспект архитектурно-художественного синтеза рождается на стыке скульптурной пластики и пространственной графики.
Архитектурно-художественный синтез – составляющая актуальной концепции понимания городского пространства, которая представлена целым рядом авторских проектных методов. Концепция архитектурно-художественного синтеза раскрывается в городском пространстве по различным взаимосвязанным направлениям: средовому, функциональному и образно-символическому, задающим параметры пространственно-временной художественной интеграции в архитектуре. На основе обобщения ведущих концептуальных подходов выявлены теоретические основы архитектурно-художественного синтеза в пространстве города.
1. Деятельностная (типологическая):
- музеи, галереи, выставочные залы;
- театры, концертные залы;
- центры творчества, школы искусств, мастерские художников;
- центры искусств, медиа-комплексы, медиа-пространства;
- открытые городские пространства – форумы, амфитеатры.
2. Контекстуальная:
- эволюционная (историческая);
- средовая (пространственно-временная);
- феноменологическая;
- интегрирующей роли искусства.
3. Образно-символическая:
- синтеза искусств в архитектуре;
- игры и социальной привлекательности пространства;
- выразительности цвета и света;
- знаково-семантическая;
- индивидуальная художественная концепция архитектора.
4. Диалогическая (коммуникативная):
- объектов в городском пространстве (современных и исторических);
- архитектора-автора и адресата (реального или потенциального);
- архитектурных концепций, школ, направлений.