Современный город как пространство диалога

Интеграционная многослойность содержит «ген коммуникативности», рождающий диалог, а архитектурно-художественный синтез становится его средством: архитектора-автора и адресата (реального или потенциального); архитекторов различных школ, направлений, убеждений; архитектурных объектов в городском пространстве. Разработана систематизация (структура) архитектурно-художественного синтеза как средства многомерного диалога.

1. Синтез на основе традиции (тектоника, ордерная система).

2. Синтез на основе знака (концепция театрализации, литературный контекст).

3. Синтез на основе концепции игры (социальная привлекательность архитектуры, создание позитивного эмоционального фона).

4. Синтез в аспекте архитектурной модернизации (актуализация функции, современные технологи строительства).

Концепция игры в пространстве города – одно из проявлений архитектурно-художественного синтеза, который работает на эмоциональное обогащение восприятия пространства. Спектр подходов в современном проектировании широк: от философской притчи или интеллектуального ребуса – до архитектурной шутки и иронии. Обращаясь к концепции игры, архитекторы ищут непосредственного контакта с потребителем, придавая дополнительную социальную привлекательность объекту и новый уровень демократичности, открытости и коммуникативности архитектурному пространству. Основной целью художественно-символической архитектуры является придание существующим улицам, районам и городам особого настроения, эмоционального поля, открытости диалогу.

Диалогическая концепция архитектурно-художественного синтеза перешагивает границы архитектурного объема, активно проявляясь в организации открытых рекреационных пространств города: парков, скверов, площадей, форумов, бульваров. Многочисленные примеры из мирового опыта дизайна городской среды ориентированы на игровую концепцию взаимодействия приемов ландшафтного дизайна, элементов монументального искусства и скульптуры, архитектуры временных павильонов, а также использование «городской игрушки» и тематических экспозиций (табл. 16).

Образно-символический архитектурно-художественный синтез раскрывается в многообразии взаимосвязанных подходов к формированию художественной концепции и образа архитектурного произведения. Коммуникативная функция данного вида синтеза осуществляется путем вовлечения адресата архитектуры в смысловое и символическое поле авторского замысла, наполненного концептами, метафорами, образами. Особое значение при этом имеет выявление интегрирующей роли объединяющего и ведущего образного начала (начал), в качестве которого (которых) может выступать культурный или исторический контекст, индивидуальный язык и стиль мастера, а также тот или иной вид искусства: музыка, театр, кино, фотография, живопись, графика, скульптура.

Выявлены отдельные способы архитектурно-художественного синтеза в аспекте многомерного диалога (полилога).

1. Способы диалога в пространстве города на основе архитектурно-художественного синтеза: историко-культурный; социальный; концептуальный; художественно-символический.

2. Способы использования пространственных и знаковых архетипов в индивидуальном творчестве современного архитектора.

3. Способы организации пространств для развития искусства (синтеза искусств) и творчества.

4. Способы социально ориентированного архитектурно-художественного синтеза на основе концепции «игры».

5. Способы социально ориентированного архитектурно-художественного синтеза на основе гуманизации архитектурной среды.

Интеграционный принципархитектурно-художественной целостностиархитектурного произведения развивается на основе многомерного синтеза в процессе создания архитектурного произведения и объединяет авторскую концепцию и социальные запросы, функциональные и художественные посылы, конструктивную и технологическую правду, дух места и ощущение времени. Архитектурно-художественный синтез позволяет выразить многомерность и целостность пространственно-временного восприятия современной архитектуры.

Наши рекомендации