Л.А. Зеленов. «Художественное как интегратор архитектурного»
Философ Л.А. Зеленов отмечает, что обшей методологической закономерностью развития многих наук в XX веке является стремление комплексно, системно, интегративно представить сущность и содержание совокупности ряда своих проблем, которые выступают как аспекты, грани некой целостности(табл. 4):
- социальное как интегратор образования, науки, медицины, спорта, искусства и т.д. (социальная политика, социальное развитие и пр.);
- экологическое как интегратор литосферы, гидросферы, атмосферы; биосферы (экосфера, экологическая сфера, экологическая деятельность);
- культура как интегратор всего социума (Ю.В. Ананьев): искусства, религии, науки, медицины; образования, спорта, морали; политики, права и т.д. (художественной, религиозной, научной, медицинской и т.д. культуры);
- эстетическое как интегратор технического; экологического, экономического, эргономического, социологического совершенства дизайн-продукции;
- новации и инновации как интеграторы всех аспектов модернизации общества (новации в медицине, экономике, технике, образовании и т.д.);
- ноосфера как интегратор всех видов разумного преобразования человеком природы (В.И. Вернадский);
- социализации личности как интегратор всех процессов образования, обучения, воспитания и самообразования, самообучения, самовоспитания (Л.В. Филиппова).
По Зеленову, этот процесс интеграции можно рассматривать как проявление стремления к упорядочению качественно многообразных явлений. Процесс упорядочения состоит в постепенном движении от суммирования к типологизации; затем к классификации и, наконец, к систематизации. В процессе интеграции можно обнаружить уже способ преодоления простого суммирования и даже типологизации как движение к систематизации, так как система – структурированный (интегрированный) состав компонентов множества.
Архитектуру традиционно относят к комплексу пользы, прочности и красоты (Витрувий), а также к искусству (С.Л. Агафонов), к образному познанию, или к строительству, к архитектонике (С.В. Норенков), к утилитарной деятельности. При этом во всех этих трактовках отражаются разные стороны одного и того же родового явления – архитектуры. К любому архитектурному произведению можно подойти с разными оценками: ландшафтными, градостроительными; экологическими, экономическими, гуманитарными, художественными, техническими, эргономическими, санитарными, аксиологическими. Л.А. Зеленов задается необходимостью поиска основания для интеграции разных граней архитектурного.
Согласно философу, ключом к интеграции выступает единовременный учет меры предмета и меры человека, в чем он выступает последователем К. Маркса
в его «Философско-экономических рукописях». Суть ответа: человек способен формировать материю по законам красоты, т.е. в соответствии с мерой человека и мерой предметов. Прекрасное – это гармония мер. Художественный (шире – эстетический) показатель включает в себя; содержит в себе все другие показатели; ненадежное не может быть прекрасным; неудобное не может быть прекрасным; непрочное не может быть прекрасным, бесполезное не может быть прекрасным и т.д. Подтверждение своей позиция Зеленов находит в высказываниях классиков: «Эстетика – это этика будущего» (М. Горький); «прекрасное – это совершенное в своем роде» (Гегель); если произведение не художественно, то оно не заслуживает никакой другой оценки (политической; нравственной и пр.) (В.Г. Белинский).
Л.А. Зеленов приходит к выводу, что дизайнеров, архитекторов, художников необходимо обучать чувству меры человекаи меры предметов, а законы композиции – это, прежде всего, законы гармонизации мер, т.е. законы построения прекрасного в дизайне, архитектуре, музыке. Мера предмета представлена экологическим принципом дизайна и архитектуры (меры естественных предметов: лито-, гидро-, атмо-, биосферы) и инженерно-техническим принципом дизайна и архитектуры (меры искусственных предметов: техника-, 36 типов технических систем- Щуров В.А.).Мера человека представлена социологическим принципом (полезность, назначение, потребность);эргономическим принципом (удобство, безопасность, гигиеничность); экономическим принципом (рентабельность, дешевизна, экономичность). Эстетический принцип интегрирует все требования 5 принципов в целях создания целостного произведения как прекрасного, красивого, совершенного.