Архитектура беларуси втор половины 20 в.
Архитектура 1960 — начала 1990-х годов[править | править код]
После 1960 года в архитектуре Белоруссии наибольшее развитие получило типовое проектирование, которое осуществлялось в рамках господствующего направления функционализма. Вторым направлением стало обращение к национальному наследию и достижениям мирового зодчества. Закреплению новаторских черт способствовало техника, с помощью которой вырабатывались новые архитектурно-строительные приёмы. Одной из характерных черт архитектуры 1960—1970-х годов стала её направленность на комплексное ансамблевое строительство. Художественная выразительность новых архитектурных композиций обеспечивалась соответствующим расположением общественных зданий, которые акцентировали градостроительное значение конкретного района, стилистическим единством и объёмно-пространственным решением ансамблей, благоустройством главных площадей, магистралей и других городских узлов. Начался отход от традиционных градостроительных решений, в основе которых лежало противопоставление центров окраинам[23].
При проектировании и строительстве архитекторы начали обращаться к национальным традициям, что обогатило образную выразительность построек. Народные традиции с наибольшей полнотой сохранились в сельской архитектуре. Небольшие размеры сельских населённых пунктов, удалённость от городов стали условием сохранения и развития народных особенностей зодчества. Этому способствовали культурно-бытовые традиции и специфика жизнедеятельности населения. Близость к природе как специфическая особенность белорусского села повлияла на решение объёмно-пространственных композиций построек, более органичной стала связь с окрестностями. Поднимались проблемы связи архитектуры и природно-ландшафтного окружения, благоустройства и озеленения территорий. В результате основным подходом к организации градостроительных комплексов стало ансамблевое строительство, которое осуществлялось разнообразными архитектурными методами: гибкостью и динамичностью композиций, синтезом архитектурной и природной среды, связью со зданиями исторического центра, контрастом форм и композиций построек, разнообразием типов зданий и так далее[23].
Одним из факторов формирования архитектурно-художественного образа стал цвет и связанный с ним художественный синтез, а в качестве средств организации архитектурно-художественных композиций — масштаб, пропорции и ритм. В ряде случаев роль структурных единиц, формирующих архитектурно-художественный облик, взяли на себя функциональные и конструкционные элементы: балконы, лоджии, галереи, эркеры и тому подобное. Всё указанное во взаимодействии способствовало становлению специфического художественного облика архитектуры 1960 — начала 1990-х годов[23].
В градостроительстве 1960—1970-х годов особое внимание обращалось на систему развития общественных центров. В больших городах формировалась полицентричным линейно-осевая[23] композиция со звёздчатой структурой, которая складывалась на основе планировки радиально-кольцевой (Минск, Витебск, Гомель) или веерной, которая развивалась на базе существующей асимметричной композиции центра (Брест, Пинск). В 1980-е годы в крупных городах складывалась разветвленная многоузловая полицентричная структура общественных центров. Например, в Витебске центр развивался за счёт освоения пешеходных прибрежных территорий Западной Двины, центр Могилева формировался вдоль второго композиционного диаметра — проспекта Мира[24].
Общественный центр являлся ядром в формировании композиций белорусских посёлков и в концентрированном виде отражал архитектурную специфику населенного пункта. Облик сельского общественного центра основан на творческом развитии традиций народного зодчества в сочетании с новаторскими поисками. Композиция общественного центра, которая обычно состояла из нескольких элементов, располагалась на озеленённых территории или у водоема, решалась многофасадно и стилистически продолжалось в застройке прилегающих территорий общественными и жилыми зданиями (деревни Октябрьская Витебского района, Вертелишки Гродненского района, Заширье Ельского района, Новый Двор Щучинского района и другие)[24].
В исторических районах городов формировались пешеходные зоны. Впервые пешеходная зона создана в Лиде, позже — в Гродно и Бресте; в Минске такая зона сформирована вдоль проспекта Машерова. Внимание при организации таких зон отдавалось при развитии общегородских центров в Барановичах, Борисове, Бобруйске, Молодечно, Мозыре, Орше. Художественная выразительность достигалась в результате благоустройства и озеленения территории с включением архитектуры малых форм и декоративных скульптурных композиций[24].
Планировочная структура городов укрупнялась путем формирования новых районов, продолжалась застройка и микрорайонами. Новые районы формировались около водно-зелёных зон или крупных городских магистралей. Композиционным диаметром стали водно-зелёные зоны в отдельных районах Минска (Серебрянка, Чижовка), Гомеля (Волотова), Могилева, Витебска, Гродно, Бреста. В рамках крупных городских магистралей создавались районы Восток, Серебрянка, Чижовка, Запад в Минске. Застройка новых районов велась с максимальным использованием рельефа и окружающих лесных массивов. Их художественная и декоративная выразительность достигается при помощи зданий различного типа (прямоугольных и криволинейных в плане, высотных башенного типа и так далее), которые контрастируют между собой и образуют ритмичное чередование, динамические ансамблевые композиции[24].
Разные конструкционные решения получили жилые дома. Застройка велась с использованием монолитных, крупнопанельных, кирпичных и объёмно-блочных зданий. В 1980 — начале 1990-х годов города развивались за счёт освоения прилегающих территорий. На принципах строительства сказался учёт природно-ландшафтного фактора. Холмистый рельеф с перепадами отводили под высотное строительство, территории с равнинным рельефом застраивали горизонтально вытянутыми домами. Новые районы горордской застройки нередко формировались вдоль крупных магистральных улиц с учетом транспортных связей[24].
Постепенно укрупнялся масштаб застройки. В разных районах Минска возводили жилые дома на 9—20 этажей: в жилых районах Восток I (архитекторы Г. Сысоев, И. Журавлёв, И. Попова), Восток II (архитекторы Г. Сысоев, А. Белоконь, Н. Грачёва ), общежитие РТИ по улице Первомайской (архитекторы А. Березовский, Ю. Григорьев), дома с магазинами «Трикотаж» по улице Первомайской (архитекторы Э. Светлова), «Нестерка» по ул. М. Богдановича (архитекторы Л. Москалевич, Г. Ласковая), в микрорайоне Серова I (архитекторы К. Соколова, Л. Мартынов, В. Кривошеев, А. Соболевский и другие)[24].
Иногда они представляют собой каскады объемов различных высот: комплекс жилых зданий в микрорайоне Восток III в Бресте (архитекторы В. Арсеньев, В. Гапиенка, А. Ляшук). Жилые дома со встроенным выставочным залом по проспекту Ленина в Гомеле (архитектор С. Певный), по улице Первомайской в Могилеве (архитекторы Е. Брянцев, Ю. Ивжанка), 300-квартирный дом в Борисове (архитектры А. Никитин, А. Федоренков) и другие[24].
Значительное расширение получили классическая прямоугольная в плане композиция, строгость, симметрия в объемно-пространственном решении (здания обкомов КПБ в Могилеве, Бресте, Гомеле; горкома КПБ, Дворца культуры железнодорожников в Минске, Театра драмы и комедии в Бобруйске, жилые дома по улице Ленина в Витебске, по улице Первомайской в Могилеве)[24].
В отдельных случаях используется пирамидальная или сложная асимметричная композиция: корпус № 15 БПИ (архитекторы И. Есьман, В. Аникин), институт мелиорации и водного хозяйства по улице М. Богдановича (архитектор П. Крахалёв) в Минске; жилые дома по бульвару Космонавтов в Бресте (архитекторы А. Казюки, Г. Будько, И. Карват, Р. Шилай); комплекс жилых домов на набережной Западной Двины в Новополоцке (архитектор Л. Кравчиня)[24].
Строительство культурно-просветительских учреждений велось преимущественно по типовым проектам. Художественная выразительность зданий достигалась за счёт отделки фасадов. При возведении общественных построек часто использовались классицистические порталы: Дворец культуры Минпромстроя Белоруссии (архитекторы А. Тен, С. Невмывакин, С. Кожар), Дворец Республики (руководитель проекта М. Пирогов, архитекторы В. Даклов, Л. Зданевич, А. Шабалин , конструкторы Е. Власов, А. Ершова) в Минске[24]. Использовались также скульптурные композиции (Областной драматический театр в Гродно, архитектор Г. Мачульский), декоративные ниши (информационно-вычислительный центр Минжилкомхоза в Могилёве, архитектор М. Янчик), орнаментальные декоративные пояса (столовая завода «Калибр» в Минске, архитектор А. Круговая), различные виды отделки стеклом с рельефной и гладкой поверхностью (школа по обучению иностранных специалистов в Минске, архитектор А. Зензин)[25].
Однако в большинстве случаев художественно-эстетический акцент делается на средства объёмно-пространственной композиции и конструкционных особенностях. Блокировка объёмов различных высот, отсутствие чисто декоративных элементов в отделке, правильные геометрические формы свидетельствуют о наличии черт конструктивизма в гражданском зодчестве: здание концертного зала «Минск» (архитекторы Л. Потапов, Ю. Кустов, Л. Кустова, А. Чадович), Республиканский дом технического творчества (архитекторы В. Даниленко, A. Зензин, М. Наумов) в Минске, гостиницы «Гродно» в Гродно (архитекторы Ю. Потапов, В. Попов, В. Евдокимов, Ю. Романов) и «Молодечно» в Молодечно (архитектор В. Кривошеев) и другие[25].
В торговых, гостиничных и спортивных сооружениях художественная выразительность достигалась конструкционным решением: в Минске — Дворец тенниса (архитекторы С. Ботковский, Л. Гельфанд), крытый каток в детском парке имени М. Горького (архитекторы Ю. Григорьев, В. Бабашкин, В. Грезцов), гостиница «Турист» (архитектор Л. Погорелов), выставочный центр «БелЭкспо» на проспекте Машерова (архитекторы Л. Москалевич, Г. Ласковая, Г. Федосенко , В. Копылов), крытый рынок «Комаровский» (архитекторы В. Аладов, А. Жалдак, М. Ткачук, В. Кривошеев), универсамы «Рига» (архитекторы Е. Дятлов, А. Жалдак), «Таллин» (архитекторы А. Жалдак, Р. Явменов, Ф. Пархимович), комплекс автовокзала «Восточный» (архитекторы Л. Погорелов, Л. Кустова, В. Ягодники); комплекс международного молодёжного центра «Юность» на Заславском водохранилище (архитекторы Ю. Шпит, Э. Вишневская), аэровокзалы в Гродно (архитекторы В. Евдокимов, Л. Москалевич, М. Кунявская, В. Василюк, В. Чубич) и Бресте (архитекторы B. Арсеньев, А. Ляшук, В. Кескевич, Р. Шило, В. Гапиенка)[25].
В жилищном строительстве индивидуальное решение приобрели отдельные архитектурные элементы: балконы, лоджии, парапеты, а также отделка панелей (комплекс Дома быта и института «Белбыттехпроект» в Минске, жилые дома по улице Мичурина в Бресте, улице Первомайской в Могилеве). Архитектурная выразительность достигалась за счёт включения произведений монументального и декоративного характера (мозаичные композиции в торцовых частях высотных зданий в жилом районе Восток I в Минске, декоративные композиции монументальной живописи на жилых домах на набережной Западной Двины в Новополоцке). В отделке использовались также витражи (Театр драмы и комедии в Бобруйске)[25].
В жилищном строительстве распространение получил цвет в оформлении торцов, элементов балконов, лоджий (общежитие РТИ по улице Я. Коласа, жилые дома в микрорайоне Серова I в Минске, на бульваре Космонавтов в Бресте). На процесс формы стилеобразования повлиял исторический фактор. Переосмысление исторических и народных традиций выразилось в застройке новых городских районов. Современную интерпретацию получили формы и принципы функционализма и конструктивизма[25].
В начале 1990-х годов архитектура находилась под влиянием постмодернизма; распространилась пирамидальная или асимметричная планировка объемов, использование в конструкциях зданий общественного и жилищного назначения башенных форм, отсутствие чисто декоративной отделки фасадов[25].
Национальные черты воплотились преимущественно в сельской архитектуре. Облик сельских построек во многом определили традиционные строительные материалы (дерево, природный камень, кирпич): комплекс предприятия бытового обслуживания в деревне Блонь Пуховичского района, одноквартирные жилые дома в посёлке Жемчужный Барановичского района, деревня Сухари Могилевского района. Разнообразие типов и конструкций построек позволило создать индивидуальный художественный облик архитектуры поселков. Поддержанию единой стилистической линии при сохранении национального колорита способствовала декоративная отделка фасадов с использованием традиционного орнамента (жилые дома по улице Юбилейной в деревне Вертелишки Гродненского района, блокированные с квартирами в двух уровнях в деревне Снов Несвижского района, усадьбы мансардного типа в деревне Невеличи Дзержинского района). Преобладание народных и национальных традиций над новаторскими поисками стало характерной особенностью сельского строительства[25].
43. Архитектура перв половины 19 в. Дворцовые ансамбли, принципы их планировочной структуры и убранства.
Дворцовое строительство[править | править код]
В дворцово-усадебном строительстве Белоруссии классицизм обусловил геометричность планировки территории. Появился новый тип дворца — центричное компактное сооружение с куполом, в композиции с которым часто построены галереи-колоннады, расположенные полукругом или фронтально. Главным композиционным акцентом приусадебного дома был монументальный портик. Среди выдающихся памятников этого типа — Гомельский дворец графа М. Румянцева, дворец витебского генерал-губернатора и вице-губернатора в Гродно