Архитектура беларуси перв половины 20 в.
Архитектура второй половины XIX — начала XX века[править | править код]
Новые архитектурно-художественные взгляды, которые охватили Западную Европу, в Белоруссии приобрели свою специфику. Переход от классицизма к новым направлениям в архитектуре был длительным и сложным. Для 1860—1890-х годов характерна эклектика с широким использованием историзма — подражанием историческим стилям прошлого (архитекторы И. Бельтраши, А. Рандивид, М. Чехович, К. Хрщанович и другие). Готические формы, а иногда и конструкции, воплотились в проектах загородных усадеб, культовых построек: дворец в Косово (архитекторы Ф. Ящолд, В. Маркони), костёлы Троицкий Золотогорский (святого Роха) в Минске, в деревнях Раубичи Минского района, Сарья Верхнедвинского районов.
Косовский дворец
Золотогорский костёл Пресвятой Троицы в Минске
Костел Святого Матвея Апостола в Раубичах
Сарьянский храм
Наибольшее распространение эклектика получила в малых городах и периферийных районах средних и крупных городов. Её представители ориентировались преимущественно на древне-русскую архитектуру (могилевские архитекторы В. Мильяновский, И. Вотчин, П. Камбуров, М. Мироненко, В. Сазонов, Я. Торлин). Стилизации на темы русского классицизма характерны для творчества витебских архитекторов А. Полонского, А. Ракова, А. Клементьева.
С середины XIX века распространился так называемый русско-византийский стиль, который был социальным заказом российских властей, освященный авторитетом православной церкви. Среди его примеров: церкви Казанской Божьей Матери в Минске, Александра Невского в Гродно, Николаевская в Петрикове, Ильинская в Бешенковичах, Крестовоздвиженский собор в Полоцке, церковь в деревне Мильковщина Гродненского района. Стиль наиболее проявился в работах архитекторов Д. Грима, В. Коршикова, М. Прозорова.
Свято-Ильинская церковь в Бешенковичах
Церковь Казанской Божьей Матери (железнодорожная) в Минске
Крестовоздвиженский собор в Полоцке
На рубеже XIX и XX века развивались неоготика, неоклассицизм, неорусский стиль. Подавляющее большинство костёлов с 1890-х годов строилось в стиле неоготики (в деревнях Гервяты Островецкого, посёлке Видзы Браславского районов, посёлке Логишин Пинского района, городах Миоры, Позы и других). Постройки в неоклассицизме отличались высокими эстетическими достоинствами: ряд банковских учреждений в Гомеле, Барановичах, Бресте, доходные дома в Минске (архитекторы С. Гайдукевич, Т. Гай). В духе необарокко построн дворец в посёлке Желудок Щучинского района (1908), Андреевский костел в посёлке Лынтупы Поставского района (1908—1814).
Церковь Святой Троицы в Гервятах
Костёл Святого Антония Падуанского в Поставах
Здание Русско-Азиатского банка в Гомеле
Костёл святого Андрея в Лынтупах
В 1910-е годы во всех регионах Белоруссии распространился стиль модерн, который затрагивал преимущественно внешние атрибуты определенного стиля, что не влиял на общую объемно-пространственную структуру здания (творчество В. Вукалова, С. Гейдукевича, В. Коршикова, Ц. Кибарзина, М. Прозорова и других). Приверженцы модерна отрицали эклектизм и стилизацию. Ведущая роль в развитии стиля принадлежала О. Краснопольскому. Его программой стало установление четкой связи между формой и функцией (дом Костровицкой, на первом этаже — управление Либаво-Роменской железной дороги). В творчестве некоторых архитекторов преобладало чисто декоративное начало (банк в Могилеве, архитектор А. Друкер, П. Кальнин; гостиница «Савой» в Гомеле, архитектор С. Шабуневский).
Дом Костровицкой в Минске
Здание Поземельно-крестьянского банка в Могилеве
Гостиница «Савой» в Гомеле
Выделялись два пути конструктивности модерна: через освоение архитектурного наследия готики (усадьба в деревне Красный Берег Жлобинского района, архитектор К. Шретер) и раннего русского средневековья (Поземельно-крестьянский банк в Витебске, инженер К. Тарасов; мемориальная часовня в деревне Лесная Славгородского района, архитектор А. Гоген).
Дворцово-парковый комплекс Козел-Поклевских в Красном Береге
Здание Поземельно-крестьянского банка в Витебске
Петропавловская часовня в Лесной
Ранний модерн (1890—1907) отличался демонстративным отказом от механического копирования исторических архитектурных форм. В этот период значительные сдвиги произошли в области синтеза архитектуры и других видов пластических искусств (часовни-усыпальницы Паскевичей в Гомеле, Святополк-Мирских в Мире), который способствовал[21] возникновению творческих тандемов архитекторов и скульпторов С. Шабуневского и П. Яцыны, Г. Гая и Я. Тишинскога и других. На этом этапе ощутимое влияние эклектики с её склонностью к декоративным деталям, самовыражением формы, плоскости, линии (Поземельно-крестьянский банк и дома купца Косовского в Гродно, Грошикова в Гомеле). Декор был тесно связан с конструкцией (дверные и оконные обрамлении, металлические решетки балконов, лестничных клеток, козырьков входов), в виде рельефного орнамента, мозаики или живописного панно (жилой дом Чалакаева в Гродно, доходный дом в Могилеве, коммерческий банк в Слониме)[22].
Часовня-усыпальница Паскевичей в Гомеле
Часовня-усыпальница Святополк-Мирских в Мире
Дом купца Косовского в Гродно
Дом купца Грошыкава в Гомеле
На втором этапе (1907—1917) происходило дальнейшее развитие модерна. В 1910-е годы под влиянием западно-европейской (польской) художественной культуры распространились тенденции рационалистического направления. В северо-восточных районах, например, в городах Витебской губернии, архитектурные традиции сохраняли приверженность классицизму, ввиду того, что большинство губернских, городских и епархиальных архитекторов были выпускниками Петербургской академии художеств (В. Вукалов, К. Творец, Ц. Кибардин, Ф. Фурман). Освоение национальной архитектуры происходило менее выражено. Идейно-художественная и мировоззренческая концепция прошлого в развитии архитектуры была предложена В. Струевым, который в 1898—1914 годах был главным архитектором Минской епархии. Среди его работ: церкви Троицкая в деревне Белоуша Столинского (1905), деревне Хотово Столбцовского (1908) районов, Петропавловская в городе Узда, на железнодорожной станции Городея (обе 1910), Рождества Богородицы в деревне Поречье Пинского района (1912), Народный дом в Минске (1912). Одним из региональных проявлений в архитектуре было использование камня-валуна (костёлы в деревнях Слободка Браславского района, 1903; Липнишки Ивьевского района, 1908). Позже целые камни в строительной практике заменяли колотыми, промежутки-швы между камнями заполняли мелким щебнем или галькой. Такую технику часто сочетали с кирпичной кладкой, гладкой или фактурной штукатуркой, достигая этим фактурного разнообразия. Этапы художественных веяний в белорусском зодчестве от эклектики (исторического романтизма) через модерн к рационализму и конструктивизму прослеживаются в творчестве С. Шабуневского (здания Общества сельско-хозяйственного страхования в Минске, женской гинекологической больницы в Гомеле)[22].