Ренесансные черты в культовой архитектуре беларуси.

Во второй половине XVI в. в белорусской архитектуре все более начинают проявляться черты ренессанса. Примером сочетания готической и ренессансной архитектуры является Троицкий костел в Чернавчицах(*) Брестского района.

Культовая архитектура

3.1. XVI – первой половины XVII в.

3.1.1.Православные храмы.

В первой половине XVI в. сформировался самобытный 4-х башенный тип православного храма с защитной функцией (Мураванкавская, Сынкавицкая, Супрасльский церкви-крепости, Николаевский собор в Бресте). Их стиль определяется как "белорусский готика". Активно строились католические готические храмы - с аднанефными, аднаапсидными объемно-пространственными композициями (костелы в Ишкальди, Ивье). С реформацией появились новые культовые постройки - сборы, которые сочетали готические черты в форме построения и ренессансный ордерной декор (сборы в Дзержинске, Заславле, Замостье, Новым Свержене). ( Доўнар-Запольскі М.В. Гісторыя Беларусі / Доўнар-Запольскі М.В.- Мінск, 1994.)

Иезуиты принесли на Беларусь новый архитектурный стиль - барокко. Первый образец архитектуры барокко на территории Речи Посполитой - это Несвижский иезуитский костел, который в 1587-1593 гг. строил выдающийся архитектор Джованни Бернардони. Для барокко характерны постройки в форме базилики с плоским фасадом. Постройки отличались плавностью линий и богатым внешним и внутренним декором.

Для этого периода, на территории Беларуси, характерны, укреплённые храмы с мощными стенами, башнями, бойницами или обнесённые крепостным валом и стеной.

Самостоятельную группу храмов оборонного типа составляет церкви в Сынковичах, Супрасле и Мураванке (Маломожейкове).

Для них характерны черты: прямоугольные в плане постройки с одной или тремя апсидами и четырьмя крепостными башнями, выступающими по углам. [4, 104-105.]

Сынковическая церковь (Гродненская церковь) является древнейшим оборонным храмом на территории Беларуси. Наиболее вероятным временем её строительства можно считать конец XV- начало XVI века. Автор утверждает, что система оборонных устройств церкви в основном повторяет подобные приспособления в крепостном зодчестве того времени. Автор имеет в виду сравнение её с небольшими замками. [10, 144.]

План церкви представлял собой слегка вытянутый перекошенный прямоугольник с трёхнефным членением, все нефы имеют почти одинаковую ширину.

Интерьер церкви носит зальный характер. Крыша - двухскатная. Оригинальный приём использован при перекрытии апсид (конструкционно самостоятельный объём, который выступает за границы основной постройки; аналогичная по форме и характеру перекрытий часть христианского храма, для алтаря, пресбитерия, каплиц и др.). Он превращает крышу постройки с трёхапсидным планом в одноапсидный её вариант. Существует гипотеза о единстве многих характеристик архитектуры православных храмов в ВКЛ. [4, 280.]

В.А Чантурия, пишет: « Наряду с чертами, близкими русским культовым постройкам, наблюдаются формы, распространённые в архитектуре западноевропейских стран». И в пример приводит фронтоны церкви, составляющие большую часть торцовых фасадов, которые изрезаны многочисленными декоративными нишами, снимающими впечатления тяжеловесности стены. Это деталь, относящаяся, как к древнерусскому, так и готическому зодчеству. [2, 87-88.]

Церковь оборонного типа в Мурованке (Маломожейкове). Начало XVI. Представляет собой четырёхстолпную одноапсидную постройку. Звёздчатые своды состоят из гуртов, расходящихся от середины по всем направлениям. Сплетение гуртов (профилеванное ребро готических склепениев (несущая объёмная конструкция для перекрытия или покрытия построек, которые имеет криволинейную поверхность) разных типов) или нервюр (стрельчатая арка из обтёсанных камней или кирпичей, пространственная система которых образует ребристый каркас готических склепениев разных типов с лёгким заполнением) образует ромбы и треугольники разнообразных очертаний и величины. [4, 282-285.]

Кстати, такая же система готического свода отмечается в одной из апсид церкви в Сынковичах.

Автор отмечает сходство обработки фасадов в Сынковичах и Мурованке: многочисленные неглубокие ниши разнообразного рисунка украшают плоскости стен, фронтона и башен. [5, 102-107.]

В мурованке прослеживается мотив московской архитектуры: спаренные полуциркулярные ниши с небольшим замком на башне и боковых фасадах. Также своеобразным является круглое окно в центре западной стены.

Как отмечает А.И. Локотко: «Такой приём [круглое окно] характерен для культовых памятников романской и готической архитектуры». [6, 122-123.]

Отличительные свойства: чёткое построение плана и более пышная декорация; оборонная система слабее, чем в Сынковическом храме. [24, 52.]

Церковь Благовещенского монастыря в Супрасле (XVI век). Также имеет много элементов готической архитектуры. Высокий барабан центрального купола и стройные угловые башни украшают благовещенский монастырь. Объёмная целостность, чёткость архитектурных членений и богатый декор наделяют памятник большой художественной силой.

Во всех рассмотренных церквях крутые крыши вызвали необходимость возведения высоких щипцов - фронтонов. Кушнеревич А.М. предполагает, что этот приём послужил источником для ренессансного аттика грядущих столетий. [24, 48-50.]

Борисоглебская церковь в Новогрудке. Начало XVI века. Реконструкция в первой половине XVII века.

После реконструкции храм стал больше. Восточная его часть (древнейшая) – выложена из большемерного кирпича, а западная (более поздняя) – из кирпича, близкого к современному. Церковь представляла собой небольшой четырёхстолпный храм. Широкая и сильно выступающая пятигранная апсида являлась как бы продолжением основного объёма постройки. Углы храма укреплены почти на всю высоту гранёными контрфорсами (поперечная вертикальная стенка, которая укрепляет основную стену постройки, принимает на себя распор склепения в конструкционных узлах). Есть элементы готики. Оригинально выполнено декоративное оформление стен древней части церкви: Тонкие вертикальные лопатки под карнизом завершаются своеобразным трёхрядным поясом из стрельчатых арочек. По мнению Кулагина А.М., «башни сильно выдающиеся за пределы основного объёма храма – это композиционный приём церквей XV - XVI веков». Такие башни были характерны для Борисоглебской церкви[4, 283.]

Из оборонительной составляющей храма представлены лишь башни с бойницами, наверху заканчивающиеся зубцами. [2, 94-95.]

Церковь в Кодне (около 1530 года). Западный берег Буга. Трёхнефная бескупольная постройка с одной сильно выступающей апсидой. Окна узкие, высокие с полуциркулярным завершением. Объём храма компактен и лаконичен. Ступенчатые контрфорсы имеются на всех фасадах. На главном, где собранно наибольшее количество декоративных элементов, контрфорсы сильно вытянуты и объединяют основную часть храма со щипцовой стелой. Этот приём в других постройках этого типа не встречается.

Стены сложены из красного кирпича. Узор из пережжённого кирпича, а фигурные украшения фасадов из лекального кирпича.

В.А. Чантурия отмечает творческую переработку унаследованных приёмов древнерусской архитектуры, использование доступных и передовых конструктивных и художественных достижений готики, высокое искусство местных мастеров в компоновке декоративных украшений. [2, 95-98.]

3.1.2. Реформаторские храмы, или « кальвиниские сборы»

Реформаторские храмы также были приспособлены к оборонным нуждам. Они подобно маленьким крепостям обносились каменными стенами с башенками или земляными валами с бастионами. Иногда использовались старые укрепления, обычно насыпные, в которых вписывали новую культовую постройку. Церкви такого типа известны в Дзержинске, Осташине, Деревне и Заславле.

Архитектуре храма Сморгони свойственны качества названных построек, но вместе с этим он характеризуется и другими чертами: в нём присутствует светское начало, приобретающее широкое воплощение, как в общей композиции, так и в отдельных деталях[12, 224.]

Преображенская церковь в Заславле. Середина XVI века. Находится в хороших условиях для организации круговой обороны.

Преображенская церковь бесстолпный, безапсидный храм с прямоугольным планом. Для него характерна высокая щипцовая крыша. С западной стороны церкви к ней примыкает тридцатипятиметровая башня (однако он была пристроена к церкви лишь XVII веке).

Сначала верхняя стена была с бойницами, но после перестройки церкви на стене появились декоративные элементы. Венчающая часть стен церкви, трактована Д.А. Якимовичем как аттик, который был распространён в архитектуре ренессанса Беларуси. Тем самым автор доказывает то, что часть храма в XVII веке перестраивалась. 14, 152.]

Церковь в Сморгони (1553 год)

План церкви это растянутый восьмигранник. Внутренне пространство, представляющееся цилиндром, перекрыто высоким куполом. Основание купола замаскировано аттиком (архитектурно – декоративный элемент, композиция прямоугольной формы под венчающим карнизом постройки). Хоть аттик в этой церкви довольно декорированный, но другая, большая часть, выполнена в строгих формах. Монументальная башня, через которую открывается доступ в церковь, имеет, в основном оборонное значение. Присутствует здесь и небольшая полукруглая башенка с бойницами.

По версии Щекотихина М., «такой композиционный приём [башенка] стал традиционным».

Сходство православных и реформаторских храмов заключается в некоторых чертах плана и в общем оборонном характере.

По своей планировке, конструкциям и архитектуре реформаторские храмы разнообразны: с алтарём (Осташин) и безалтарные (Заславль), с коробовым сводом с люнетами (Деревне) и куполом (Сморгонь) с башней у главного фасада (Осташин) и безбашенные (Заславль до реконструкции).

Историки отмечают, в архитектуре реформаторских церквей влияние поздней готики и насыщение формами ренессанса.

Происходит некоторый синтез, при котором контрфорсы, гранёные апсиды, высокие щипцовые крыши и другие элементы готики, сочетаются с цилиндрическими сводами, аттиками, расчленёнными фасадами, которые типичны для ренессанса. [2, 99-102.]

3.1.3. Католические храмы

Древнейшие каменные костёлы походили на крепости, в которых преобладали готические черты.

К таким постройкам можно отнести храмы в Ишкольди, Гнезно, Чернавчицах, Комаи, также отдельные части Бернардинского костёла в Гродно (конец XV, XVI – начало XVII век – все эти храмы). В конце XVI века появляются барочные костёлы, например Несвиж. Некоторые историки высказывают мнение, что мастера иностранцы испытывали огромное влияние национальной культуры. В XVIII веке в Белоруссии появляется своя разновидность архитектуры «Виленское барокко».

Костёл в Ишкольди (Брестская область). Построен в 1472 году, во многом перекликается с храмом Йонаса в Запшинисе (XVI век). [2, 100-104.]

Костёл в Гнезно (гродненская область). Первая половина XVI века.

Храм был недостроен: внутри отсутствовали опорные столбы и своды. Перекрытия более тонкие, из дерева. Главенствующее место занимает высокая ярусная башня. Костёл относится к готической архитектуре. Но конструктивная характеристика и особенности декора отличают этот храм от западноевропейских аналогов. [18, 96.]

Костёл в Чернавчицах (брестская область). Построен во второй половине XVI века, с ярко выраженной оборонной направленностью. У апсиды на южном фасаде находится цилиндрическая башня.

Т.В. Габрусь говорит о схожести этого костёла с Сынковической и Маломежейковской церквями. Декорация сводов восходит к ренессансу, что для Беларуси редкость.[5, 106-107.]

Костёл в Комаи (витебская область), возведённый в 1606 году, он представляет собой синтез католической культовой архитектуры Белоруссии с местными традициями в церковном зодчестве.

Отличительная черта это только две круглые башни.[23, 112.]

Фарный костёл в Гродно. Возведён во второй половине XVI века.

Монументальный однонефный храм с высокой шатровой крышей. В середине главного фасада выступала высокая, до конца крыши башня – четверик, завершённая восьмигранными ярусами и шатром. По бокам находились две боевые башни. Черты готики прослеживались, опять же в контрфорсах, объёмной композиции постройки и окнах стрельчатого очертания, присутствовали и черты ренессанса. В конце XIX века храм перестраивался. [7, 128.]

Костёл в Несвиже, представляющий собой, памятник архитектуры раннего барокко. Воздвигнут архитектором – монахом Яном Марией Бернандони в 1584 – 1593 годах.

Костёл представляет собой трёхнефную купольную базилику с одной полуциркульной вытянутой апсидой. Конструктивная схема постройки чёткая и достаточно простая: Средний продольный неф перекрыт цилиндрическими сводами с люнетами, боковые нефы, расчленённые на квадраты, - крестовыми сводами, шесть массивных внутренних столбов с арками воспринимают нагрузку стен среднего нефа с верхними окнами. Главный фасад имеет двухъярусную композицию, где хорошо выражены вертикальные и горизонтальные членения. Первые решены пилястрами, (плоский вертикальный прямоугольный в плане выступ на стене или столбе, который повторяет структуру и пропорции определённого архитектурного ордера; имеет художественно – композиционное и конструктивное назначение) вторые – развитыми поясами антаблементов (верхняя горизонтальная часть античных архитектурных ордеров, которая поддерживается колонами и складывается последовательно из архитрава ( нижняя часть антаблемента, которая перекрывает пролёт между колонами и даёт ордерной системе местностную жёсткость), фриза (средняя часть антаблемента, между архитравом и карнизом) и карнизов. Криволинейные формы верхнего яруса, насыщенность фасада ордером, сложные профилировки.[15, 11 - 18.]

Бернардинский костёл в Гродно вследствие затяжного строительства. ( 1595 – 1678 года, башня достроена в XVIII веке) Наложили свой отпечаток три сменивших друг друга стиля: готика, ренессанс и барокко. Сильно выступающее контрфорсы и стрельчатые высокие проёмы на тыловом и боковых фасадах (готика). Главный фасад выдержан в барочных формах с некоторыми элементами ренессанса. Позднебарочными являются два верхних этажа башни – колокольни со сложными фигурными шлемами и оформление интерьера костёла. [15, 24 - 38.]

Определённой близости белорусских костёлов с отдельными православными церквями способствовала нередко то, что они создавались на основе ранее построенных православных храмов. Однако главная причина заключалась в том, что основными строителями костёлов были белорусские мастера каменщики, которые из поколения в поколение передавали свой строительный опыт[2, 110.]

Наши рекомендации