Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Группы слов по лексическому значению.
2. Анализ текста:
а) Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Сформулируйте тему и основную мысль текста.
б) Определите стиль и тип текста.
в) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания и постановку знаков препинания.
г) Выполните указанные разборы.
Я вынул из ящика стола т..жёлые списки романа и ч..рновые тетради и начал их жеч(?). Это страшно трудно делать потому (что) исписа(н, нн)ая бумага горит (не) охотно. Ломая ногти я разд..рал тетради стоймя вкладывая их между поленьями и кочергой тр..пал листы. Пепел по врем..нам одолевал меня душил пламя но я боролся с ним и роман упорно сопротивляясь все же погибал. Знакомые слова м..лькали предо мной. Они проп..дали лишь тогда когда бумага чернела и я кочергой ярос(?)но доб..вал их.
(По М. Булгакову.)
Билет № 4
1. Группы слов по употреблению и происхождению.
2. Анализ текста:
а) Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Сформулируйте тему и основную мысль текста.
б) Определите стиль и тип текста.
в) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания и постановку знаков препинания.
г) Выполните указанные разборы.
Что (бы) завоевать, заслужить, приобрести — глагол можете выбрать на свой вкус — настоящий авторитет, соверше(н, нн)о (не) обходимо быть (во) первых добр..желательным к людям и (во) вторых предельно справедливым.
Если вы отчетливо понимаете что эти качества развиты у вас (не) достаточно я бы рекомендовал (ни) когда (не) сп..шить с оценкой поступков событий людей (не) торопит..ся высказывать свое отношение к кому (то) или чему (то). Очевидно прежде, чем принимать чью (то) сторону в споре (по) видимому надо т..рпеливо взвесить все доводы и все «за» и «против».
(По А. Маркуше.)
Билет № 5
Фразеологизм: его лексическое значение, функция в предложении и тексте.
2. Анализ текста:
а) Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Сформулируйте тему и основную мысль текста.
б) Определите стиль и тип текста.
в) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания и постановку знаков препинания.
г) Выполните указанные разборы.
Глава 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ.
Статья 1.
Р.ссийская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с р..спубликанской формой правления.
Наименования «Российская Федерация» и «Россия»(равно) значны.
Статья 2.
Человек, его права и св..боды ..вляются высшей це(н, нн)остью в Российской Федераци. Пр.,знание соблюдение и защита (не) отъемлемых прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
Статья 3.
Носителем суверенитета и единстве..ным источником власти в Российской Федераци.. ..вляется ее (много) национальный народ.
Народ Российской Федерации осуществляет свою власть (не) посредстве..но, а так (же) через органы государстве(н, нн)ой власти и органы мес(?)ного (само) управления.
Высшим выражением (не) посредственной власти народа являют..ся референдум и свободные выборы.
(Ни) кто (не) может присваивать власть в Российской Федерации .Узурпация государстве(н, нн)ой власти является особо тяжким преступлением.
Билет № 6
1. Группы морфем (значимых частей слова): корневые и служебные (суффикс, приставка, окончание). Словообразовательные и словоизменительные служебные морфемы.
2. Анализ текста:
а) Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Сформулируйте тему и основную мысль текста.
б) Определите стиль и тип текста.
в) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания и постановку знаков препинания.
г) Выполните указанные разборы.
С чего начинается перевод..ик? Что значит способность воспринимать чужую жизнь, как свою, обмениват..ся не только языками — жизнями?.. Нации народы «языцы» тянут..ся друг к другу как двое королевских детей из немец..кой народной ба(л, лл)ады. Те стояли на противоположных берегах глубокой реки изнывая от невозможности преодолеть ра..деляющее их пространство. Королевич бросился вплавь когда королева зажгла свечу что (бы) ему был виден берег...
Может быть переводчики лодоч..ники?.. В силу одного своего призвания переводчик обязан вобрать в себя культуру мысль опыт столетий и он же должен себя самого — маленькое свое, частное, сформирова(н, нн)ое врем..нем человеческое «я» — как бы отдать вечности (не) прерывному потоку времени.
(Л. Гинзбург.)
Билет № 7
1. Основные способы образования слов в русском языке.
2. Анализ текста:
а) Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Сформулируйте тему и основную мысль текста.
б) Определите стиль и тип текста.
в) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания и постановку знаков препинания.
г) Выполните указанные разборы.
В это бл..госл..ве(н, нн)ое время от двух до трех часов пополудни которое может назват(?)ся движущеюся столицею Невского проспекта происходит главная выставка всех лучших произведений человека. Один показывает щегольской сюртук с лучшим бобром другой греческий прекрас(?)ный нос третий н..сет превосходные бакенбарды четвертая пару хорошеньких глазок и уд..вительную шляпку пятый перстень с талисманом на щегольском мизинце шестая но..ку в оч..ровательном башмачке седьмой галстук возбуждающий уд..вление осьмой усы пов..ргающие в изумление. Но б..ет три часа и выставка оканчивает..ся толпа реде..т.
(Н. Гоголь.)
Билет № 8
1. Части речи в русском языке, критерии их выделения. Именные части речи (имя существительное, имя прилагательное), их общие и отличительные признаки.
2. Анализ текста:
а) Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Сформулируйте тему и основную мысль текста.
б) Определите стиль и тип текста.
в) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания и постановку знаков препинания.
г) Выполните указанные разборы.
Золотая моя Журавушка!
Знаеш(?) ли ты моя милая что счас(?)ливей твоего Петьки нет человека на всем белом свете? Да мне теперь сам сатана — не страшен. Милая родная родн..нькая спасибо тебе за Сере..ку за то что ты есть у меня за твои глаза за твои руки з..л..тые за твое сер(?)це за все за все спасибо. Одна у меня к тебе — самая великая-пр..великая — про..ьба: бер..ги себя и Сере..ку. Сейчас я сменился с дежурства у пул..мета. Всю ночь дежурил. Небо было ясное звез(?)ное. Я облюбовал одну звезду самую яркую и назвал ее Журавушкой. Глядя на нее разговариваю с тобой моя родная. В блиндаже ра..крыл твою посылку и был у нас дорогая пир на весь мир. По случаю рождения Сере.. ки старшина разрешил нам «изничтожить» НЗ неприк..сновенный запас продуктов какой имеет..ся у каждого красноармейца в вещевом мешке.
Ну, вот, кажись, и все. Обнимаю тебя крепко крепко. А Сере..ку целую в пузо.
До свиданья — Петр. 30.12.41 г.
(По М. Алексееву.)
Билет № 9