Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения.

Предмет – русский язык

Билет № 1

Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения.

2. Анализ текста:

а) Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Сформулируйте тему и основную мысль текста.

б) Определите стиль и тип текста.

в) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания и постановку знаков препинания.

г) Выполните указанные разборы.

У нас в р..сси.. так много чудес(?)ных названий рек озер сел и городов что можно при..ти в восхищение. Одно из са­мых точных и п..этических названий принадлежит крошеч­ной речк.. Вертушинке в..ющ..йся по дну л...систых оврагов в Московской област.. (не) вдалеке от города Рузы.

Вертушинка все время вертит(?)ся как егоза шныря, .т журчит бормоч..т звенит и пенит..ся около каждого камня или упавш..го ств..ла березы тихонько нап..вает ра..говаривает са­ма с собой пришепетывает и н..сет по хр..щеватому дну очень прозрачную воду...Названия это народное поэтическое оформление страны. Они говорят о характере народа, его истории, его склоннос­тях и особе(н, нн)остях быта.

Названия нужно уважать. Меняя их в случае крайней (не) обходимости следует делать это прежде всего грамотно, (со) знанием страны и с любовью к ней. В противном случае названия превращаются в словесный мусор, ра(с, сс)адник дурного вкуса и обличают (не) вежество тех кто их придумы­вает.

(К. Паустовский.)

Билет № 2

1. Классификация гласных и согласных звуков. Силь­ная и слабые позиции звуков.

2. Анализ текста:

а) Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Сформулируйте тему и основную мысль текста.

б) Определите стиль и тип текста.

в) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания и постановку знаков препинания.

г) Выполните указанные разборы.

(На) утро поднявшееся яркое со(?)нце быстро с..ело тон­кий л..док подернувшей воды и весь теплый воздух задр..жал от наполнивших его исп..рений оживш..й земли.

Заз..ленела старая и вылезающая иглами м..л..дая трава, поч..ки к..лины, смородины и липкой спиртовой берёзы,| и на обсыпа(н, нн)ой золотым цветом л..зине загудела выставле(н, нн)ая обл..тавшаяся пчела. Зал..лись (не)видимые жаворонки над бархатом зеленей и обл..деневш..м жнивьём, заплак..ли чибисы над налившимися бурою водой н..зами и болотами, и высоко пролетали с гоготаньем журавли и гуси. Пр,.шла настоящая весна.

(По Л. Толстому.)

Билет № 3

Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Группы слов по лексическому значению.

2. Анализ текста:

а) Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Сформулируйте тему и основную мысль текста.

б) Определите стиль и тип текста.

в) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания и постановку знаков препинания.

г) Выполните указанные разборы.

Я вынул из ящика стола т..жёлые списки романа и ч..рновые тетради и начал их жеч(?). Это страшно трудно де­лать потому (что) исписа(н, нн)ая бумага горит (не) охотно. Ломая ногти я разд..рал тетради стоймя вкладывая их между поленьями и кочергой тр..пал листы. Пепел по врем..нам одолевал меня душил пламя но я боролся с ним и роман упорно сопротивляясь все же погибал. Знакомые слова м..лькали предо мной. Они проп..дали лишь тогда когда бумага чернела и я кочергой ярос(?)но доб..вал их.

(По М. Булгакову.)

Билет № 4

1. Группы слов по употреблению и происхожде­нию.

2. Анализ текста:

а) Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Сформулируйте тему и основную мысль текста.

б) Определите стиль и тип текста.

в) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания и постановку знаков препинания.

г) Выполните указанные разборы.

Что (бы) завоевать, заслужить, приобрести — глагол мо­жете выбрать на свой вкус — настоящий авторитет, соверше(н, нн)о (не) обходимо быть (во) первых добр..желательным к людям и (во) вторых предельно справедливым.

Если вы отчетливо понимаете что эти качества развиты у вас (не) достаточно я бы рекомендовал (ни) когда (не) сп..шить с оценкой поступков событий людей (не) торопит..ся высказы­вать свое отношение к кому (то) или чему (то). Очевидно преж­де, чем принимать чью (то) сторону в споре (по) видимому надо т..рпеливо взвесить все доводы и все «за» и «против».

(По А. Маркуше.)

Билет № 5

Билет № 6

1. Группы морфем (значимых частей слова): корне­вые и служебные (суффикс, приставка, окончание). Словообразовательные и словоизменительные слу­жебные морфемы.

2. Анализ текста:

а) Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Сформулируйте тему и основную мысль текста.

б) Определите стиль и тип текста.

в) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания и постановку знаков препинания.

г) Выполните указанные разборы.

С чего начинается перевод..ик? Что значит способность воспринимать чужую жизнь, как свою, обмениват..ся не только языками — жизнями?.. Нации народы «языцы» тя­нут..ся друг к другу как двое королевских детей из немец..кой народной ба(л, лл)ады. Те стояли на противоположных бере­гах глубокой реки изнывая от невозможности преодолеть ра..деляющее их пространство. Королевич бросился вплавь когда королева зажгла свечу что (бы) ему был виден берег...

Может быть переводчики лодоч..ники?.. В силу одного своего призвания переводчик обязан вобрать в себя культуру мысль опыт столетий и он же должен себя самого — малень­кое свое, частное, сформирова(н, нн)ое врем..нем человече­ское «я» — как бы отдать вечности (не) прерывному потоку времени.

(Л. Гинзбург.)

Билет № 7

1. Основные способы образования слов в русском языке.

2. Анализ текста:

а) Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Сформулируйте тему и основную мысль текста.

б) Определите стиль и тип текста.

в) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания и постановку знаков препинания.

г) Выполните указанные разборы.

В это бл..госл..ве(н, нн)ое время от двух до трех часов по­полудни которое может назват(?)ся движущеюся столицею Невского проспекта происходит главная выставка всех луч­ших произведений человека. Один показывает щегольской сюртук с лучшим бобром другой греческий прекрас(?)ный нос третий н..сет превосходные бакенбарды четвертая пару хорошеньких глазок и уд..вительную шляпку пятый перс­тень с талисманом на щегольском мизинце шестая но..ку в оч..ровательном башмачке седьмой галстук возбуждающий уд..вление осьмой усы пов..ргающие в изумление. Но б..ет три часа и выставка оканчивает..ся толпа реде..т.

(Н. Гоголь.)

Билет № 8

1. Части речи в русском языке, критерии их выделе­ния. Именные части речи (имя существительное, имя прилагательное), их общие и отличительные признаки.

2. Анализ текста:

а) Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Сформулируйте тему и основную мысль текста.

б) Определите стиль и тип текста.

в) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания и постановку знаков препинания.

г) Выполните указанные разборы.

Золотая моя Журавушка!

Знаеш(?) ли ты моя милая что счас(?)ливей твоего Петьки нет человека на всем белом свете? Да мне теперь сам сата­на — не страшен. Милая родная родн..нькая спасибо тебе за Сере..ку за то что ты есть у меня за твои глаза за твои руки з..л..тые за твое сер(?)це за все за все спасибо. Одна у меня к тебе — самая великая-пр..великая — про..ьба: бер..ги себя и Сере..ку. Сейчас я сменился с дежурства у пул..мета. Всю ночь дежурил. Небо было ясное звез(?)ное. Я облюбовал одну звезду самую яркую и назвал ее Журавушкой. Глядя на нее разговариваю с тобой моя родная. В блиндаже ра..крыл твою посылку и был у нас дорогая пир на весь мир. По случаю рождения Сере.. ки старшина разрешил нам «изничтожить» НЗ неприк..сновенный запас продуктов какой имеет..ся у каждого красноармейца в вещевом мешке.

Ну, вот, кажись, и все. Обнимаю тебя крепко крепко. А Сере..ку целую в пузо.

До свиданья — Петр. 30.12.41 г.

(По М. Алексееву.)

Билет № 9

Билет № 10

Глагол как часть речи.

2. Анализ текста:

а) Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Сформулируйте тему и основную мысль текста.

б) Определите стиль и тип текста.

в) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания и постановку знаков препинания.

г) Выполните указанные разборы.

Директору

Управления информацио..ных

технологий

Иванову А. И.

программиста

Леонтьева В. В.

докладная записка.

Довожу до Вашего сведения что отдел програ(м, мм)ирования нуждает..ся в приобретени.. совреме(н, нн)ого оборудова­ния для расширения возможностей использования новейших комп..ют..рных программ позволяющих оформлять д..кументац..ю в соответстви.. с последними н..рмативами.

Прошу разрешить приобретение лазерного принтера сканера мультимедийного комп..ют..ра.

6 октября 2000 г. Леонтьев

Билет № 11

Билет № 12

1. Неизменяемые самостоятельные части речи. Их морфологические и синтаксические признаки.

2. Анализ текста:

а) Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Сформулируйте тему и основную мысль текста.

б) Определите стиль и тип текста.

в) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания и постановку знаков препинания.

г) Выполните указанные разборы.

Еще в Древней Руси существовала д..ловая переписка. Об этом свидетельствуют берестя(н, нн)ые грамоты найде(н, нн)ые при раскопках; древнейшие из них относятся к IX веку.

С ра..пр..странением письме(н, нн)ости (к XIV—XV векам) содержание деловых бумаг становит..ся все более разнообразным. Деловые документы используются как в деятельност.. государства так и в жизни отдельных людей. До наших дней сохранились духовные и договорные грамоты то есть княже­ские зав..щания и акты которые устанавливали взаимоотношения между князьями отношения Москвы с Тверью и Рязанью. В то время были узаконе..ны ч..лобитные такой формы: «Царю, государю и великому князю Михаилу Федо­ровичу (упоминались все титулы того, кому под..валась ч..лобитная затем имя просителя, который нарочито принижал себя) бьет ч..лом Ивашка Федоров, сын Измайлов...» (после чего изл..гались дело и содержание про..ьбы).

(По Д. Розенталю.)

Билет № 13

1. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Их разряды по значению, структуре и синтаксиче­скому употреблению.

2. Анализ текста:

а) Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Сформулируйте тему и основную мысль текста.

б) Определите стиль и тип текста.

в) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания и постановку знаков препинания.

г) Выполните указанные разборы.

На лугу кто (то) надрывно кричал, буд (то) разд..рали на части туго натянутую материю.

Кто это спросил я.

Коростель, его еще дергачом зовут ответил Петр Ивано­вич...

А какой же он с виду спросил я.

Да так рыженький бе..хвостый. Ноги дли..ные. На ц..п­ленка похож когда тот из пуха в перо выход..т...

(Г. Скребицкий.)

Билет № 14

1. Словосочетание как единица синтаксиса. Типы связи слов в словосочетаниях. Виды словосоче­таний по морфологическим свойствам главного слова.

2. Анализ текста:

а) Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Сформулируйте тему и основную мысль текста.

б) Определите стиль и тип текста.

в) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания и постановку знаков препинания.

г) Выполните указанные разборы.

Здорово добрые моло..цы

Здра(?)ствуй дедушка

Куда это вы путь держ..те

едем мы с поганым Чудом-юдом бит(?)ся сражат..ся род­ную землю защищать

Доброе это дело! Только для битвы вам нужны не дубинки а мечи булатные.

А где же ихдостать дедушка

А я вас научу. Поезжайте (ка) вы добрые моло..цы все прямо. Доед..те вы до высокой г..ры. А в той горе пещера глубокая. Вход в нее большим камнем завал.. н. Отв.. лите камень войдите в пещеру и найдете там мечи булатные.

(Из сказки «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо».)

Билет № 15

1. Предложение как основная единица синтаксиса. Грамматическая основа предло­жения. Морфологические способы выражения подлежащего и сказуемого.

2. Анализ текста:

а) Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Сформулируйте тему и основную мысль текста.

б) Определите стиль и тип текста.

в) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания и постановку знаков препинания.

г) Выполните указанные разборы.

Начался лист..пад. Листья падали дни и ночи. Они то косо л.. тели по ветру то отвес(?)но ложились на сырую траву. Час­то осенью я пристально сл..дил за падающ..ми листьями что­..бы поймать ту (не) заметную долю с..кунды когда лист о..деляет..ся от ветк.. и начинает падать на землю. Я посмотрел на клен и увид..л как ..сторожно о..делился от ветк.. красный лист в..дрогнул на одно мгновение остановился в воздух.. и косо нач..л падать к моим ногам ш..лестя и колыхаясь... Каждый лист был шедевром т..нчайш..м слитком из золота и бронзы обрызга..ный киноварью и чернью каждый лист был соверше(н, нн)ым творением природы произведением ее таинстве(н, нн)ого иску(с, сс)тва.

(К. Паустовский.)

Билет № 16

1. Простое предложение. его виды по цели высказы­вания. Восклицательные и невосклицательные предложения.

2. Анализ текста:

а) Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Сформулируйте тему и основную мысль текста.

б) Определите стиль и тип текста.

в) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания и постановку знаков препинания.

г) Выполните указанные разборы.

На этот раз лаг..рь был ра.,бит на п..счаном острове посре­ди реки. (В) течени.. не..скольких недель (з, с)десь будут соб..рать мед.

Днем мы углубляемся в джунгли с трудом прод..раясь сквозь сплошные к..лючки. В удушающ..й жаре даже неж­ная зелень кажет(?)ся ядовитой. Скво..ь густой по..лесок я р..зл..чаю ствол больш..го дерева. О(т, тт)уда доносят..ся голоса (с, з)борщ..ков меда. Вокруг нас жу(ж, жж)ат пче­лы. Одна запутывает..ся в моих волосах. Пока я безуспеш­но пытаюсь стряхнуть ее другая жал..т меня. Пронзительная боль. «Быстро» кричит мне пр..в..дник и бр..сается (в) перед. Я устремляюсь за ним. Мы как л..сные звери пр..д..раемся скво..ь кустарник пока (не, ни) оказываемся у костра вокруг которого с..дят (с, з)борщ..ки меда. Кто (то) протягивает мне платок и я закутываю лицо как это делают все (з, с)десь.

Отдышавшись я озираюсь по ст..р..нам мы с..дим под ог­ромным деревом его уходящие в землю корни похожи на слонов(?)и ноги. Кустарники вокруг пестрят (бледно) голубыми розовыми белыми цветами. В костер л..тит охапка сухих листьев и густой дым обволакивает нас защищая от пчел. Сквозь густую листву я замечаю человека склонившегося над одним из пч..ли(н, нн)ых гнезд. Он что (то) делает медле(н, нн)о и осторожно. Будто зач..рова(н, нн)ый я не ..могу отвести от него глаз.

(Из журнала «ГЕО».)

Билет № 17

Билет № 18

1. Второстепенные члены предложения. Основные морфологические способы выражения второстепен­ных членов предложения.

2. Анализ текста:

а) Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Сформулируйте тему и основную мысль текста.

б) Определите стиль и тип текста.

в) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания и постановку знаков препинания.

г) Выполните указанные разборы.

Характеристика

Билет № 19

Билет № 20

1. Обособленные члены предложения. Обособленные определения и приложения.

2. Анализ текста:

а) Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Сформулируйте тему и основную мысль текста.

б) Определите стиль и тип текста.

в) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания и постановку знаков препинания.

г) Выполните указанные разборы.

Мес(?)ность пок..залась мне теперь еще угрюм.. е чем из окна. (В) верху туман ра(с, сс)еялся и в..ршины гор рисова­лись отчетливо и сурово на посв..тлевшем неб... На темном фоне гор проносились только о..дельные гор..зонталъные клоч(?)я тумана но (в) низу все еще стояли холодные сумер­ки. Ленские струи еще (не) замер. .шие но уже тяж..лые и темные сталкивались в тесном русле заворачивались ворон­ками и омутами. Казалось река в немом отчаян.. и кипит и рвет..ся стараясь пробит(?)ся на волю из мрачной щели...

Холодный предутре(н, нн)нй ветер прогонявший остатки ноч..ного тумана тр..пал нашу одежду и сердито мчался дальше...

(В: Короленко.)

Билет № 21

Билет № 22

Билет № 23

1. Сложное предложение и его виды: союзные и бес­союзные предложения. Сложносочиненные и слож­ноподчиненные предложения.

2. Анализ текста:

а) Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Сформулируйте тему и основную мысль текста.

б) Определите стиль и тип текста.

в) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания и постановку знаков препинания.

г) Выполните указанные разборы.

— Не заходят гов..риш..? Как (же) они могут зайти если об..щ..ли жизнью пожертвовать?

— Они все погибли (не) доверчиво спросил я. Все трое?

— (Не) трое их ми(л, лл)ионы погибли... А буквы все те (же)!

Она пом..лчала.

— «С. Н.» Сережа Нефедов... Он! (Не) сомневаюсь... Художестве(н, нн)ая натура была! Цветы на подоко(н, нн)ике разводил. Он и рисовал хорошо. У меня есть его картина «Неивес(?)ная с портфелем» . Бывало после уроков по шесть портфелей тащил: освобождал д. .вч. .нок от физических напряжений. Он им и каблуки пр..колачивал если отрывались во..время тан­цев. А как наши мальчики танцевали! Лучше чем они были в жизни вообще быть (не) возможно! Они были идеальными...

На ее с..ровато (увядшие) щ..ки пробился румянец. Пись­ма в руках др..жали как от озноба.

(До А. Алексину.)

Билет № 24

Билет № 25

1. Текст как речевое произведение, основные призна­ки текста.

2. Анализ текста:

а) Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Сформулируйте тему и основную мысль текста.

б) Определите стиль и тип текста.

в) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания и постановку знаков препинания.

г) Выполните указанные разборы.

Высота Уральских гор 1000 - 1200 метров, а в не..которых местах более 1500 метров. Самая высокая в..рш..на на Урале гора Народная (1895 метров). Она ра..п..ложе(н, нн)а в северной части Уральских гор на те(р, рр)итори.. республики Коми.

Уральские горы образовались много ми(л, лл)ионов лет назад и были высокими. Но за это время вода ветер жара мороз ра..рушали горы, а горные породы разрыхляясь от колебания температуры размывались водой пр..вращаясь в обломки щебень песок. В итоге разрушения Уральских гор обнаружились пр..родные богатства сам..цветы руды мета(л, лл)ов уголь.

Дождевые воды ра..мывают Уральские горы смывая почве(н, нн)ый покров и постепенно выравнивая поверхность.

Билет № 26

Билет № 27

Билет № 28

Билет № 29

Билет № 30

Билет № 31

Предмет – русский язык

Билет № 1

Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения.

2. Анализ текста:

а) Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Сформулируйте тему и основную мысль текста.

б) Определите стиль и тип текста.

в) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания и постановку знаков препинания.

г) Выполните указанные разборы.

У нас в р..сси.. так много чудес(?)ных названий рек озер сел и городов что можно при..ти в восхищение. Одно из са­мых точных и п..этических названий принадлежит крошеч­ной речк.. Вертушинке в..ющ..йся по дну л...систых оврагов в Московской област.. (не) вдалеке от города Рузы.

Вертушинка все время вертит(?)ся как егоза шныря, .т журчит бормоч..т звенит и пенит..ся около каждого камня или упавш..го ств..ла березы тихонько нап..вает ра..говаривает са­ма с собой пришепетывает и н..сет по хр..щеватому дну очень прозрачную воду...Названия это народное поэтическое оформление страны. Они говорят о характере народа, его истории, его склоннос­тях и особе(н, нн)остях быта.

Названия нужно уважать. Меняя их в случае крайней (не) обходимости следует делать это прежде всего грамотно, (со) знанием страны и с любовью к ней. В противном случае названия превращаются в словесный мусор, ра(с, сс)адник дурного вкуса и обличают (не) вежество тех кто их придумы­вает.

(К. Паустовский.)

Билет № 2

1. Классификация гласных и согласных звуков. Силь­ная и слабые позиции звуков.

2. Анализ текста:

а) Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Сформулируйте тему и основную мысль текста.

б) Определите стиль и тип текста.

в) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания и постановку знаков препинания.

г) Выполните указанные разборы.

(На) утро поднявшееся яркое со(?)нце быстро с..ело тон­кий л..док подернувшей воды и весь теплый воздух задр..жал от наполнивших его исп..рений оживш..й земли.

Заз..ленела старая и вылезающая иглами м..л..дая трава, поч..ки к..лины, смородины и липкой спиртовой берёзы,| и на обсыпа(н, нн)ой золотым цветом л..зине загудела выставле(н, нн)ая обл..тавшаяся пчела. Зал..лись (не)видимые жаворонки над бархатом зеленей и обл..деневш..м жнивьём, заплак..ли чибисы над налившимися бурою водой н..зами и болотами, и высоко пролетали с гоготаньем журавли и гуси. Пр,.шла настоящая весна.

(По Л. Толстому.)

Билет № 3

Наши рекомендации